Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 15:00, курсовая работа
Коммерческо-посреднческая сеть в целях повышения результативности своей деятельности должна быть конкурентно способной в системе всех звеньев сферы товарного обращения. Она должна широко использовать современные принципы менеджмента и маркетинга, постоянно внедрять новейшие формы и методы оптовой торговли, используя лучший мировой опыт этой области, активно развивать сервисные услуги на новейших принципах рыночного взаимодействия.
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Концепция коммерческой деятельности в сфере товарного обращения. Содержание коммерческой системы: принципы, цели, задачи……………………………………………………………………..
5
Глава 2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Газпромнефть-Юг»……………………………………………….
13
Глава 3. Рекомендации по развитию диверсификации коммерческой деятельности и улучшению сервисного обслуживания……………….
28
Заключение…………………………………………………………………
31
Список используемой литературы……………………………………….
Оценим данные результаты по пятибалльной шкале, чтобы оценить конкурентоспособность предприятий на рынке в количественном выражении в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Количественная оценка конкурентоспособности фирм
Группы показателей |
ООО «Газпромнефть-Юг» |
ЛУКОЙЛ |
ТНК |
Финансы | |||
Структура активов (задолженность) |
3 |
3 |
4 |
Отношение объема продаж к стоимости активов |
2 |
5 |
4 |
Отношение основного и оборотного капитала |
2 |
4 |
4 |
Размер собственности |
2 |
4 |
5 |
Всего |
9 |
16 |
17 |
Производство | |||
Количество рабочей силы |
2 |
4 |
5 |
Запас сырья |
3 |
4 |
5 |
Объем продаж в расчете на одного занятого |
2 |
5 |
4 |
Контроль качества |
1 |
4 |
3 |
Своевременность поставок готовой продукции |
3 |
4 |
4 |
Всего |
11 |
21 |
21 |
Система связи | |||
Четкость разделения функций управляющих |
3 |
2 |
5 |
Скорость реакции управления на изменения |
1 |
3 |
4 |
Всего |
4 |
5 |
9 |
Маркетинг | |||
Контролируемая доля рынка сбыта |
2 |
4 |
5 |
Репутация продукции на рынке |
2 |
5 |
4 |
Престиж торговой марки |
1 |
5 |
3 |
Уровень обслуживания потребителей |
3 |
5 |
5 |
Торговый аппарат предприятия |
1 |
4 |
5 |
Цены на изделия и услуги |
3 |
4 |
3 |
Число потребителей |
2 |
5 |
5 |
Всего |
14 |
32 |
30 |
Состав рабочей силы | |||
Общее число работников на почасовой оплате |
1 |
4 |
5 |
Конторский персонал |
1 |
4 |
5 |
Торговый и сбытовой персонал |
2 |
4 |
5 |
Управляющие среднего уровня |
3 |
4 |
4 |
Управляющие высшего уровня |
2 |
4 |
3 |
Число уровней управления |
1 |
2 |
4 |
Текучесть кадров |
5 |
4 |
5 |
Всего |
15 |
26 |
31 |
Технология | |||
Технология изготовления изделий |
3 |
4 |
3 |
Новые изделия |
5 |
4 |
4 |
Мощность инженерно-конструкторской базы |
2 |
5 |
3 |
Всего |
10 |
13 |
10 |
ИТОГО |
63 |
113 |
118 |
Для рассматриваемых фирм анализ показателей конкурентоспособности показал (таблица 2.4):
Таблица 2.4 - Индексы конкурентоспособности фирм
Индекс конкурентоспособности |
ООО «Газпромнефть-Юг» |
ЛУКОЙЛ |
ТНК |
По финансовому положению |
2,25 |
4 |
4,25 |
По производственным показателям |
2,2 |
4,2 |
4,2 |
По системе связи |
2 |
2,5 |
4,5 |
По маркетингу |
2 |
4,6 |
4,3 |
По составу рабочих |
2,1 |
3,7 |
4,4 |
По технологии |
3,3 |
4,3 |
3,3 |
Общий индекс |
2,52 |
4,25 |
4,72 |
Из рассчитанных данных, очевидно, что рассматриваемая фирма ООО «Газпромнефть-Юг» обладает наименьшей конкурентоспособностью. И относится к фирмам, которые имеют устойчивые позиции на рынке, соответствуют отраслевым стандартам, но не более. Во многом, конечно, положение фирмы ООО «Газпромнефть-Юг» зависит от ее небольших размеров по сравнению с компаниями-конкурентами. Хотя стоит отметить, что по технологическим показателям данная фирма соответствует показателям компании «ТНК», занимающей первое место. Покажем рейтинг конкурентоспособности на рис. 2.3:
Рисунок 2.3 - Рейтинг конкурентоспособности
По рейтингу на первом месте ТНК, на втором — ЛУКОЙЛ и на третьем ООО «Газпромнефть-Юг».
Из рассчитанных данных очевидно, что рассматриваемая фирма обладает наименьшей конкурентоспособность. И относится к фирмам, которые имеют устойчивые позиции на рынке, соответствуют отраслевым стандартам, но не более. Во многом, конечно, положение фирмы Калуганефтепродукт зависит от ее небольших размеров по сравнению с компаниями-конкурентами.
По состоянию на конец 2011 года структура отрасли включает 10 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК): «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Сибнефть», «ТНК», «СИДАНКО», «Славнефть», «Татнефть», «Башнефть», добывающих 90% нефти в стране, 153 малых и средних предприятий, на долю которых приходится 7% добычи. Еще около 3% добычи осуществляет ОАО «ГАЗПРОМ». В России насчитывается 27 основных НПЗ суммарной мощностью по первичной переработки нефти 261 млн. тонн в год, загрузка которых в 2010 году составляла 66%. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет 48,6 тыс. км. и нефтепродуктопроводов – 19,3 тыс. км.
«ЛУКОЙЛ». Является ведущей в российском нефтяном секторе с точки зрения географической диверсификации бизнеса. Стратегическая цель – стать фирмой мирового уровня, ориентированной на реализацию продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако экспансия на запад сопряжена с высокими затратами. Считается, что увеличение доходности операций на зарубежных рынках – основная задача, которую необходимо решить предприятию.
Становление «ЛУКОЙЛ» как компании международного класса будет зависеть не только от повышения ее производственно-финансовой конкурентоспособности. Следование международным стандартам корпоративного управления – принципиально необходимо для дальнейшего развития.
Особенности нефтеперерабатывающей промышленности
Нефтяная отрасль России, в которой занято 3% самодеятельного населения, сегодня производит 8% ВВП, но на ее долю приходится 35% поступлений от внешней торговли, около 40% федерального бюджета и почти 20% – консолидированного. Нефтяники обеспечивают более двух третьих общего потребления первичных энергоресурсов и четырех пятых их производства, от них поступает пятая часть всей промышленной продукции. Динамика производства нефтяной отрасли по сравнению с промышленностью в целом показывает ее опережающее развитие.
В нефтеперерабатывающей промышленности с начала 2011 года переработано 173,9 млн. тонн нефти или на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2010 года.
Возросло производство основных видов нефтепродуктов – топочного мазута – на 0,9%, дизельного топливо – на 1,9%, автомобильного бензина – на 1,3%.
На предприятиях «Роснефть» объем нефтепереработки с начала 2011 года увеличился на 15,5%, в том числе. В «ТНК» нефтепереработка увеличилась на 1,6%. Темпы роста в «ЛУКОЙЛ» с начала года составили 101,4%.
ОАО «ТНК» – один из крупнейших российских производителей высококачественных нефтепродуктов. По объемам перерабатываемого сырья (21,9 млн. тонн в 2002 году, в том числе 21,1 млн. тонн нефти) компания занимает третье место в России. Переработку нефти осуществляют четыре нефтеперерабатывающих завода – Рязанский, Орский, Нижневартовский и расположенный в Украине Лисичанский.
Одно из направлений развития ОАО «ТНК» – расширение присутствия на рынке нефтепродуктов. Работая на внутреннем рынке, компания ориентируется на достижение максимального объема продаж, повышения рентабельности и укрепление своих конкурентных преимуществ.
Для этого компания расширяет ассортимент продукции нефтепереработки, увеличивает доли продуктов глубокой переработки, улучшает качество предлагаемых покупателям нефтепродуктов. Параллельно продолжается расширение сбытовой сети и развитие ее инфраструктуры. Компания выходит на новые рынки сбыта и укрепляет свои позиции в регионах присутствия.
В 2010 году «ТНК» реализовало 19,7 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе на экспорт 11,8 млн. тонн. На внутреннем рынке России компанией было реализовано 7,9 млн. тонн нефтепродуктов (40,1%), в том числе 3,9 млн. тонн – через сбытовую сеть.
В 2011 году ОАО «ТНК» увеличило экспорт в абсолютном выражении, а также и его долю в структуре реализации. Экспорт нефти вырос до 17,0 млн. тонн по сравнению с 16,8 млн. тонн 2010 года, удельный вес экспортируемой нефти достиг 45%.
НК «Роснефть» стремится вывести свои нефтеперерабатывающие мощности на качественно новый технологический уровень, чтобы резко увеличить выпуск высококачественных и экологически безопасных видов топлива, получить максимальную прибыль с тонны перерабатываемой нефти. Эти задачи более чем актуальны для НПЗ «Роснефти», средняя глубина переработки нефти на которых, составляла в 2011 году лишь 57,1%. Исходя из этого компания проводит масштабную реконструкцию и модернизацию на своих заводах.
В 2010 и 2011 годах объем поставленной «Роснефть» на экспорт нефти составил, соответственно, около 50% и 43% от объема добычи. Оставшаяся нефть была переработана на нефтеперерабатывающих заводах компании и других российских НПЗ для дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках.
На территории России «Роснефть» обладает мощной и развитой сетью сбыта продукции. Более полутораста предприятий по сбыту, перевалке и экспорту нефтепродуктов и нефти расположены в наиболее значимых и динамично развивающихся регионах страны – русский Север, Северный Кавказ, Дальний Восток, Западная Сибирь и др. В планах компании на ближайшие годы – развитие собственной фирменной сети автозаправочных станций, закрепление на розничном рынке нефтепродуктов.
В 2011 году сбытовыми предприятиями «Роснефти» было реализовано почти 18 млн. тонн нефтепродуктов, что на 30% больше показателей предыдущего года.
В настоящее время компания располагает 625 автозаправочными станциями. Масштабная реконструкция и строительство новых автозаправочных комплексов осуществляется «Роснефтью» в Краснодарском крае и республиках Северного Кавказа.
«ЛУКОЙЛ» владеет значительными нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. Российские заводы компании (Волгоградский НПЗ, «Пермнефтеоргсинтез», «Нижегороднефтеоргсинтез», Ухтинский НПЗ) способны перерабатывать 40,7 млн. тонн нефти в год (16% российских нефтеперерабатывающих мощностей). Зарубежные НПЗ «ЛУКОЙЛа» (в Бургасе, Плоешти, Одессе) имеют общую мощность 17,8 млн. тонн в год.
В 2011 году на нефтепереработку «ЛУКОЦЛом» было направлено 44,9 млн. тонн нефти. В рамках проводимой программы реструктуризации была увеличена загрузка российских НПЗ компании, на которых было переработано 33,9 млн. тонн нефти. Это позволило сократить продажи нефти на внутреннем рынке и получить дополнительный доход от продажи нефтепродуктов в размере $355 млн.
Модернизация НПЗ позволила «ЛУКОЙЛу» увеличить производство высокооктановых автомобильных бензинов на 16,9%. Доля высокооктановых автобензинов в общем объеме производства автомобильных бензинов составила 50,6%, на 2% выше уровня 2010 года.
Российские нефтяные компании в большинстве своем являются вертикально и / или горизонтально интегрированными. Поэтому при анализе структуры рыка мы будем использовать данные по компаниям в целом для более правильного и точного отражения ситуации на рынке автобензина.
Анализ структуры рынка автобензина будет проводиться по трем наименованиям этого продукта: АИ – 76, АИ – 92 и АИ – 95.
Данный анализ будет проводиться по результатам последних четырех лет, а именно с 2000 года по 2003 год, что позволит выявить тенденцию развития рынка автобензина.
В ходе анализа нам необходимо выявить, какое предприятие доминирует на рынке, как распределяются силы в конкурентной борьбе, а также сделать прогнозы дальнейшего развития рынка.
На первом этапе анализа нам необходимо определить количество участников рынка, а также объемы выпуска продукции на каждом из них. Эти данные сгруппируем в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Объем производства автобензина в 2011 году (тыс. тонн)
НПЗ России |
АИ –76 |
АИ – 92 |
АИ – 95 |
ЛУКОЙЛ |
2148,3 |
1520,2 |
203,7 |
ТНК |
513,3 |
1075,3 |
138,2 |
Роснефть |
216,8 |
970,22 |
200,55 |
ООО «Газпромнефть-Юг» |
150,5 |
857,66 |
144,3 |
Совокупный объем производства |
3028,9 |
4423,38 |
686,75 |
Вторым этапом анализа является определение долей участников рынка автобензина. Для этого мы используем формулу (1).
di =Qi/Q, (1)
где di – доля определенного предприятия на рынке;
Qi – объем производства определенного предприятия;
Q – совокупный объем производства участников рынка.
И так, нам необходимо разделить объем производства одного из участников на совокупный объем производства. Таким образом, мы выясним, как распределяются доли на рынке.
Информация о работе Концепция коммерческой деятельности в сфере товарного обращения