Логистика, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение логистики как фактора повышения конкурентоспособности на примере агентства рекламных услуг ООО «Смик студия». Исходя из главной цели, задачами данной работы является:
изучение термина «конкурентоспособность»;
определение роли логистики в формировании конкурентоспособности предприятия;
обозначение возможных путей внедрения логистики на предприятии ООО «Смик студия».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
1 Логистика и усиление конкурентоспособности фирмы……4
Факторы повышения конкурентоспособности………………….4
Функции логистики на предприятии………………………………8
Логистические подходы, применяемые для повышения конкурентоспособности……………………………………………12
2 Применение логистики на примере ООО «Смик студия»...16
2.1 ООО «Смик студия»: общая характеристика……………………16
2.2 Стратегия предприятия ООО «Смик студия» и использование логистики как инструмента повышения конкурентоспособности….18
3 Совершенствование системы логистики как ключевой фактор повышения конкурентоспособности фирмы………...24
3.1 Недостатки логистики закупок ООО «Смик студия»…………..24
3.2 Рекомендации к модифицированию управления запасами……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….30

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 69.98 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

 

 

Кафедра: «менеджмент»

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Логистика, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

 

 

 

 

 

Выполнил: студент Ц29 гр. Ванаков Е.Д. 

Проверил: Кочемасова А.В.

 

 

 

 

Хабаровск 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

1 Логистика и усиление  конкурентоспособности фирмы……4

    1. Факторы повышения конкурентоспособности………………….4
    2. Функции логистики на предприятии………………………………8
    3. Логистические подходы, применяемые для повышения конкурентоспособности……………………………………………12

2 Применение логистики  на примере ООО «Смик студия»...16

2.1 ООО «Смик студия»: общая характеристика……………………16

2.2 Стратегия предприятия ООО «Смик студия» и использование логистики как инструмента повышения конкурентоспособности….18

3 Совершенствование системы  логистики как ключевой фактор  повышения конкурентоспособности  фирмы………...24

3.1 Недостатки логистики  закупок ООО «Смик студия»…………..24

3.2 Рекомендации к модифицированию управления запасами……25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...31

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики главной целью каждого предприятия является выживание на рынке, максимизация прибыли и оптимизация издержек. В условиях жесткой конкурентной борьбы в большинстве отраслей современной российской экономики очень важным показателем развития предприятия считается конкурентоспособность – способность товаров и услуг фирмы отвечать требованиям конкурентного рынка, иными словами – держать организацию «на плаву». Выигрышное положение по сравнению с конкурентами обеспечивает поток клиентов, а следовательно – и прибыль.

Так же в России в последнее время набирает обороты усиление конкурентоспособности посредством использования логистики и внедрения логистического подхода на предприятии. Логистика содействует преуспеянию организации, снабжая потребителей продуктами своевременно и в точном соответствии с запросами. Вне зависимости от мотивов и целей поставок обслуживание потребителей (удовлетворение их запросов) - ключевой фактор, формирующий потребности логистики. Разрабатывая логистическую стратегию фирмы, очень важно хорошо представлять себе ее сервисные возможности.

Основной целью данной работы является изучение логистики как фактора повышения конкурентоспособности на примере агентства рекламных услуг ООО «Смик студия». Исходя из главной цели, задачами данной работы является:

  1. изучение термина «конкурентоспособность»;
  2. определение роли логистики в формировании конкурентоспособности предприятия;
  3. обозначение возможных путей внедрения логистики на предприятии ООО «Смик студия».

 

 

1 Роль логистики в повышении  конкурентоспособности фирмы

1.1 Факторы повышения конкурентоспособности

В современном мире экономика развитых стран базируется на принципах рыночной модели построения отношений. Это применительно и к российской экономике. Переломный для нашей страны период начала 1990-х годов – «перестройка» - получил свое название в первую очередь из-за коренного переустройства экономики государства, хотя в наши дни термин чаще применяется для обозначения последовавших позже политических событий. Главной характеристикой экономических изменений того периода является переход от командной формы экономики к рыночной.

Одним из самых важных признаков рыночной экономики является наличие конкуренции между производителями. Чаще всего само государство поддерживает конкуренцию посредством антимонопольной политики, хотя в мире есть страны, где антимонопольное законодательство отсутствует (см. Приложение А). Способность предприятия бороться за свою долю рынка характеризуется конкурентоспособностью. В словаре экономических терминов конкурентоспособность определена как способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность товара определяется, с одной стороны, его качеством, техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Так же на нее может влиять мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке колебания спроса.

Конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью производимых им товаров и услуг. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. При первоначальном входе на рынок конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких условий, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

Если конкурентоспособность предприятия при входе на рынок ниже, чем у производителей похожих товаров и услуг, то есть только два пути дальнейшего развития событий: либо прекращать экономическую деятельность фирмы, либо попытаться повысить ее конкурентоспособность. Аналогичная ситуация возникает, если на сегменте рынка, занимаемом предприятием, появляется фирма, которая начинает конкурировать с ним за данный рынок. К примеру, если конкурент начинает продавать товар аналогичного качества по более низкой цене, и при этом покупатели охотно его покупают, то конкурентоспособность данного предприятия резко падает.

Существует множество способов повышения конкурентоспособности. Выбор того или иного из них зависит от конкретного предприятия и сложившейся экономической ситуации. Самым исторически распространенным является концентрация производства –сосредоточение одного или нескольких родственных видов продукции на нескольких крупных предприятиях в пределах одного региона. Так же популярен такой метод, как расширение ассортимента. Это прежде всего относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность – выше.

С термином конкурентоспособность в экономике тесно связано понятие конкурентных преимуществ - это преимущества, которые существует у компании перед конкурентами в отрасли, отражается в предложении потребителям товаров или услуг по более низким ценам, лучшего качества, в большем ассортименте, обладающих уникальными свойствами и т.д. Конкурентные преимущества в совокупности характеризуют и составляют конкурентоспособность предприятия. Найти либо создать это преимущество – стратегически необходимый шаг в случае достаточно сильной конкуренции на рынке. Зачастую конкурентное преимущество может существовать не в самом продукте, а в стратегии продвижения (использование креативных методов продвижения, нестандартной рекламы и пр.). 

Понятие конкурентоспособность – достаточно сложное и многогранное. Соответственно, факторы, влияющие на изменение конкурентоспособности предприятия, необходимо рассматривать в комплексе. Всю совокупность факторов повышения конкурентоспособности можно представить в виде таблицы (см. Приложение Б).

Для повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта первая группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия. Совершенствование этих факторов в результате использования научно-технических достижений и осуществления инновационных преобразований - основное условие повышения конкурентоспособности предприятия.

Организационно-управленческая подсистема факторов, предусматривающая использование и таких форм организации производства, как концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование - также одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности предприятия.

Это относится и к финансово-экономической подсистеме, поскольку от того, насколько предприятие ориентировано на достижение конечных результатов, эффективное использование сырья, материалов, живого труда, производственных мощностей, от интенсивности оборота его капитала, уровень его конкурентных возможностей зависит напрямую. 
Весьма велико значение и природно-географической подсистемы. Относящиеся к ней факторы требуют от предприятия соответствующим образом выстраивать логистическую структуру, совершенствовать технологию переработки сырья, оптимизировать транспортные схемы перевозок, снижать энергоемкость производства, приближать нормативы социальной инфраструктуры к международным требованиям и т.д. 
В странах ЕврАзЭС особое значение имеет и экологическая группа факторов, в том числе с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятий. Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.

Отраслевая подсистема факторов характеризует внешние условия функционирования хозяйствующего субъекта, которые формируют возможные конкурентные преимущества предприятия и влияют на процесс повышения его конкурентоспособности. Эти условия определяются потребностью в отраслевом товаре и его эксклюзивностью, наличием доступа к качественному сырью и конкурентоспособностью поставщиков, общим уровнем отраслевой концентрации, специализации и кооперирования производства, качеством информационной и нормативно-методической базы управления в отрасли, степенью унификации, стандартизации и сертификации ее продукции, системой подготовки и повышения квалификации кадров, внедрением радикальных новшеств (патентованных товаров и технологий, современных информационных систем и т.п.), долей экспорта наукоемкой продукции и т.д. Перечисленные отраслевые факторы служат платформой деятельности хозяйствующих субъектов, в значительной мере предопределяя направления совершенствования техники, технологии, организации и управления производством на каждом предприятии. 
Рыночная подсистема с учетом особенностей отраслевой подсистемы, в конечном счете, при правильном использовании соответствующих факторов делает предприятие действительно конкурентоспособным. Только за счет этих факторов можно обеспечить заинтересованность крупных инвесторов и финансовых посредников в его деятельности, воздействовать на процесс изменения предпочтений покупателей и клиентов, иметь отлаженную систему распределения производимой продукции, эффективную систему стимулирования ее сбыта и послепродажного обслуживания.

1.2 Функции логистики на  предприятии

Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока». В сферах производства и обращения применение логистики позволяет: 
1)      снизить запасы на всем пути движения материального потока; 
2)      сократить время прохождения товаров по логистической цепи; 
3)      снизить транспортные расходы; 
4)      сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

По данным тех же исследований от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.

Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу. Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.

Логистика так же влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными [2].

Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – это составная часть логистической стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Информация о работе Логистика, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия