Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Малые предприятия в силу своей природы более отзывчивы на конъюнктуру рынка, успешно приспосабливаются к его условиям. Им свойственны гибкая маневренность, постоянная ориентация на быстроменяющийся спрос, заинтересованность в нуждах потребителей.
Одним из долгосрочных приоритетов социально-экономической политики Республики Казахстан является "экономический рост", который включает в себя становление и развитие малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в республике - один из приоритетов экономической политики государства. С самого начала вступления в рыночную экономику Президент РК давал всем понять, что малый и средний бизнес - стержень экономики, ее стратегический резерв. "Как глава государства, я поддерживал, и буду поддерживать вашу деятельность, и пусть об этом знают все в Казахстане", - сказал на состоявшемся в Алматы форуме предпринимателей Н. Назарбаев.

Содержание

Введение

1.Малый бизнес в рыночной экономике
1.1 Cущность малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Методы и оценка состояния эффективности малого бизнеса в РК
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт
3. Проблемы и развитие малого бизнеса в Казахстане
3.1 Проблемы малого бизнеса в Казахстане
3.2 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

 

    Однако, Казахстан, за последние годы, достигнув высоких темпов экономического роста, сравнимых с темпами стран быстроразвивающейся экономики, пока не выработал основу своего устойчивого развития. В Казахстане, несмотря на высокий показатель количества субъектов малого предпринимательства, удельный вес занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых составляет всего 14%, а доля малого предпринимательства в ВВП - 16-17%.

      Таким образом, реальная картина в области развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане показывает, что данный сектор еще не занял ключевые позиции в развитии экономики страны. Доля и вклад малого предпринимательства в развитие экономического комплекса республики год от года увеличивается. На начало 2011 года доля субъектов малого предпринимательства в ВВП республики составляла 16% против 7% за 2001 год, а в ВДС - 17,1% против 7,4%, т.е. увеличилась за указанный период более чем в 2 раза. На сегодня малый бизнес формирует 11% бюджета страны, и его доля в ВВП составляет 17%. Предпринимательский климат в Казахстане сейчас является наиболее благоприятным за последние 16 лет. В настоящее время сектор малого предпринимательства постепенно занимает свое место в экономике республики и со временем будет представлять собой мощную политическую и экономическую силу.

 

2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности паредпринеимательской деятельности: Казахстанский опыт

Как известно, в странах с рыночной экономикой на государственном уровне не ставилась задача развития предпринимательства, поскольку оно сложилось естественным путем за сотни лет. В Казахстане же этот сектор экономики сформирован практически за считанные годы.

Реализация Государственных программ развития и поддержки предпринимательства  в период с 1992 по 2000 годы заложила основы формирования и становления частного предпринимательства в Республике Казахстан.

Мобильность экономики малого предпринимательства при относительно небольших инвестициях и риске позволило в сжатые сроки изменить и стабилизировать существовавшую ситуацию, в первую очередь, в сфере товарообращения.

Мощный импульс развитию малого предпринимательства в последние годы придали Указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года №3398 "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" и от 27 апреля 1998 года № 3928 "О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности".

Стратегия "Казахстан - 2030" предусматривает  создание благоприятных условий  для активного развития малого предпринимательства  и увеличения его удельного веса в различных отраслях экономики.

Была принята Государственная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2010 года.

Международный опыт показывает, что  малый и средний бизнес является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП  большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов. И что особенно важно, деятельность малого и среднего предпринимательства инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых и средних, нежели от крупных предприятий.

Однако, в Казахстане этот важнейший  сектор пока оказывает не столь существенное влияние на социальное и экономическое  развитие общества, как в промышленно  развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 70% валового внутреннего продукта. В этих странах малое и среднее предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни, является подлинной основой рыночной системы хозяйствования и образует средний класс общества.

Поэтому в Программе Правительства  Республики Казахстан на 2004-2009 годы основной упор был поставлен на формирование среднего класса общества за счет создания социально-экономических условий для развития малого и среднего бизнеса, в особенности ориентированного на новые технологические производства. В целях укрепления малого и среднего бизнеса Главой государства в послании народу Казахстана поставлены новые направления поддержки малого и среднего бизнеса:

  • снижение налогового бремени;
  • легализация собственности и активов;
  • облегчение доступа к кредитным ресурсам;
  • упрощение административных процедур и разрешений;
  • защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов;
  • создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации, создании централизованной бухгалтерии.

Реализация первой “Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1992-1994 годы” позволила заложить основы становления частного предпринимательства путем проведения демонополизации и коммерциализации государственного сектора, в ходе которых произошло разгосударствление крупных организационно-управленческих структур, банков, государственных акционерных и холдинговых компаний, других субъектов хозяйствования, имеющих монопольное влияние на развитие экономики республики. В этот период малые предприятия получали налоговые льготы в виде освобождения от налогов в первые три года работы, централизованные кредитные ресурсы и т.д. Это был мощный стимул в развитии малого бизнеса в стране. Для финансового обеспечения развития предпринимательства был создан Республиканский Фонд поддержки предпринимательства за счет отчисления 1% от прибыли хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности. Благодаря принятым мерам резко возросло количество субъектов частного предпринимательства, силами которых был снижен уровень дефицитности рынка и удовлетворены потребности населения в продуктах питания и товарах народного потребления.

Главной целью второй “Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1994-1996 годы” было создание благоприятных правовых, социально-экономических, финансовых и организационных условий, необходимых для формирования сильного частного сектора экономики, развитой инфраструктуры частного предпринимательства. Появление реальной конкурентной среды в экономике республики требовало создания не менее 150 тыс. субъектов частного предпринимательства. Основной механизм реализации программы и обеспечения взаимодействия предпринимательских структур и органов государственного управления, заключался в создании центров малого бизнеса во всех регионах республики. Однако этот период характеризуется появлением неблагоприятных факторов для развития предпринимательства, связанных в основном с резким ухудшением социально-экономического положения в республике. Так, были отменены все льготы для малого предпринимательства, ликвидирован Республиканский Фонд поддержки предпринимательства, усилился пресс со стороны различных контролирующих органов, значительно усилились бюрократические процедуры. Были установлены высокие пошлины за государственную регистрацию, введены лицензии практически на все виды предпринимательской деятельности. При этом основная задача программы по созданию региональных центров была не реализована. Все это вкупе с всплеском инфляции привело к спаду предпринимательской активности, резко сократилось число субъектов малого предпринимательства.

В декабре 1998 года была принята третья “Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства  в Республике Казахстан на 1999-2000 годы”, основными целями которой  были определены обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства, увеличение доли малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики, рост числа новых рабочих мест, создание реальной конкурентной среды, формирование массового слоя собственников как основы среднего класса общества. В этот период произошли кардинальные изменения в области развития малого предпринимательства. Были приняты нормативные правовые акты по упорядочению контрольных и надзорных функций государственных органов. В целях недопущения и необоснованного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства и ведения единого учета проверок контролирующими и надзорными органами, разработаны и утверждены Правила их регистрации органами прокуратуры. Был создан Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству, деятельность которого направлена на информационное и научно-методическое обеспечение, а также пропаганду малого предпринимательства. В рамках реализации программы были внесены дополнения и изменения в Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства" в части усиления роли объединений предпринимателей в защите интересов субъектов малого предпринимательства. Была создана в качестве консультативно-совещательного органа Комиссия по развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Казахстан, основными задачами которой являются представительство интересов, защита законных прав предпринимателей и учет их мнений при принятии проектов постановлений Правительства, поддержка конструктивных инициатив общественных организаций предпринимателей, содействие разработке, координации и реализации целевых программ и проектов по поддержке и защите малого предпринимательства. В состав Комиссии вошли как представители государственных органов, так и общественных организаций предпринимателей. В целом, принятые меры по реализации данной программы позволили существенно активизировать предпринимательскую активность граждан.

В ходе реализации четвертой “Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы” достигнуты определенные качественные результаты. Так, в мае был утвержден План мероприятий по реформированию системы государственной регистрации юридических лиц и лицензирования предпринимательской деятельности, предусматривающий оптимизацию перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, уточнение процедур и полномочий центральных и местных исполнительных органов в вопросах лицензирования, поэтапный переход к регистрации предпринимательской деятельности по принципу “одного окна”, т.е. в пределах одной процедуры и в одном месте. Для оперативного выявления и устранения нарушений со стороны чиновников в отношении прав предпринимателей принято решение об ежегодном проведении одновременно во всех регионах акции “Чиновник и предприниматель”.      

Приняты меры по усилению отраслевой поддержки малого бизнеса. Так, разрабатываются  предложения о создании при каждом государственном органе Экспертного  совета, целью которого будет общественная экспертиза всех нормативных правовых актов, касающихся вопросов предпринимательства. Увеличены кредитные ресурсы республиканского Фонда развития малого предпринимательства. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2002 года №716 средства в сумме, эквивалентной 22 716 100 долларов США, направлены на увеличение уставного капитала Фонда. Республиканским информационно-выставочным центром по малому предпринимательству открыт web-сайт и проводится работа по созданию информационной базы данных по вопросам малого предпринимательства. С целью стимулирования деловой активности и определения мер по созданию благоприятных условий для отечественных инвесторов, а также выработки предложений по структурным реформам экономики создан в качестве консультативно-совещательного органа Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан.

Целью Программы на 2004-2014 годы является совершенствование институциональных  условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства;
  • облегчение доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам;
  • повышение эффективности государственных и негосударственных институтов поддержки малого предпринимательства;
  • оптимизация государственного регулирования предпринимательства;
  • создание единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.

Вместе с тем, проведенный анализ свидетельствует, что несмотря на очевидные положительные результаты, многие поставленные цели и задачи вышеуказанных программ из-за отсутствия действенного механизма реализации и контроля, на деле остались нереализованными и переходят с одной программы в другую. Такая же картина наблюдается в ходе проведенного анализа реализации региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

Меры государственной поддержки, законодательно представленные на начальном  этапе реформ, сегодня дают свои результаты. Экономические показатели, характеризующие сферу малого предпринимательства, свидетельствуют о положительных тенденциях, складывающихся в этом секторе экономики.

Объем прибыли, уровень доходов  работников, налоговые поступления  свидетельствуют о высоких потенциальных возможностях субъектов малого предпринимательства относительно крупного производства. При снижении инновационной восприимчивости крупных организаций к высоким технологиям возрастает роль малых и средних, выпускающих наукоемкую продукцию.

Приняты и реализуются региональные программы развития и поддержки  малого предпринимательства. Продолжает создаваться сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - бизнес - центры, бизнес - инкубаторы, технопарки.

Анализ тенденций развития предпринимательства свидетельствует, что они имеют динамично-поступательный характер и приносят свои положительные плоды, став не только источником пополнения бюджета, но и фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения.

Таким образом, предпринимательский  уклад все больше придает экономике  должную гибкость, становится решающим фактором ее развития, однако детальный  анализ современного состояния предпринимательства  свидетельствует, что этот процесс  неоднозначен. На современном этапе все еще имеется ряд серьезных причин, сдерживающих становление предпринимательства, такие, как:

  • слабое состояние инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
  • недостаточное совершенство нормативной правовой базы;
  • несовершенство системы налогообложения;
  • ограниченность доступа к кредитам и их относительно высокая стоимость;
  • отсутствие целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого бизнеса.

Усиление роли среднего класса является стратегической задачей повышения  политической, экономической и социальной стабильности в обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства. Способствуя формированию рыночной структуры экономики, малое предпринимательство постоянно увеличивает объемы поступления налоговых платежей в бюджет. Путем создания новых организаций малого бизнеса и рабочих мест обеспечивается занятость населения, насыщается рынок товаров и услуг, возрастает конкуренция, направленная на повышение качества продукции.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества