Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа
Малые предприятия в силу своей природы более отзывчивы на конъюнктуру рынка, успешно приспосабливаются к его условиям. Им свойственны гибкая маневренность, постоянная ориентация на быстроменяющийся спрос, заинтересованность в нуждах потребителей.
Одним из долгосрочных приоритетов социально-экономической политики Республики Казахстан является "экономический рост", который включает в себя становление и развитие малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в республике - один из приоритетов экономической политики государства. С самого начала вступления в рыночную экономику Президент РК давал всем понять, что малый и средний бизнес - стержень экономики, ее стратегический резерв. "Как глава государства, я поддерживал, и буду поддерживать вашу деятельность, и пусть об этом знают все в Казахстане", - сказал на состоявшемся в Алматы форуме предпринимателей Н. Назарбаев.
Введение
1.Малый бизнес в рыночной экономике
1.1 Cущность малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Методы и оценка состояния эффективности малого бизнеса в РК
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт
3. Проблемы и развитие малого бизнеса в Казахстане
3.1 Проблемы малого бизнеса в Казахстане
3.2 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики
Заключение
Список использованной литературы
Государственная поддержка малого
предпринимательства должна быть направлена,
в первую очередь, на создание условий
для дальнейшего его
Основное отличие принимаемых мер государственной поддержки на данном этапе базируется на том, что существующая на сегодня нормативная база по развитию предпринимательского сектора свидетельствует о достаточном правовом обеспечении сферы малого предпринимательства. Принимаемые меры государственной поддержки создают условия для динамичного и качественного развития малого предпринимательства.
Экономический результат малого предпринимательства состоит в формировании конкурентной среды и наполнении рынка отечественными товарами и услугами и является "питательной средой" для среднего и крупного бизнеса. Политические результаты малого бизнеса заключаются в формировании среднего класса, как основы стабильности общества.
В целях закрепления достигнутых
положительных тенденций и
Одним из главных условий, определяющих успешное развитие малого предпринимательства, является наличие хорошо развитых и отлажено работающих элементов инфраструктуры, обеспечивающих предпринимательскую деятельность.
В целях формирования системообразующих мер, направленных на интенсивное развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, принято постановление Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2000 года №1543 "О создании закрытого акционерного общества "Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству". В функции закрытого акционерного общества входит создание единой республиканской информационной сети, что позволит более эффективно оказывать информационную поддержку субъектам малого предпринимательства, осуществлять мониторинг за развитием малого предпринимательства и вырабатывать наиболее действенные предложения по их поддержке.
Деятельность вышеназванного акционерного общества будет тесно связана с выявлением сфер, наименее освоенных субъектами малого бизнеса, и принятием решений, направленных на стимулирование развития предпринимательства в этих направлениях, в совокупности с активизацией деятельности технопарков и территориальных бизнес-инкубаторов. Последние должны создаваться с учетом наличия местных трудовых и сырьевых ресурсов неиспользуемого производственного оборудования, позволяя обеспечить сбалансированность в региональном развитии предпринимательства.
Одним из основных направлений государственной поддержки малого бизнеса является установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, который может быть обеспечен путем совершенствования и эффективного контроля за исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов в регионах, повышения правовой грамотности предпринимателей, совершенствования практики разрешения споров.
Финансово-кредитная и
Одной из действенных мер поддержки государства является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения кооперативных связей крупных компаний с субъектами малого бизнеса и привлечения последних к производству определенных видов продукции (работ, услуг).
Проведение политики по поддержке
предпринимательства в
Основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства.
Основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются:
АО "Фонд развития малого предпринимательства" (АО "ФРМП") было образовано на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 года № 665 "О создании фонда развития малого предпринимательства". Основной целью деятельности Фонда является эффективное использование собственных финансовых средств и средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства Республики Казахстан, в рамках реализации государственных и региональных программ, проектов и мероприятий поддержки и развития малого предпринимательства.
Функции:
Фонд предлагает для малого предпринимательства следующие виды услуг:
Основополагающими государственными
Программами социально-
Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках "Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг." созданы такие специальные институты развития, как Фонд развития малого предпринимательства, Казахстанский инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд и др. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства осуществляется через кредитование коммерческими банками приоритетных проектов за счет привлечения целевых государственных займов на тендерной основе, в т. ч. и на льготных условиях через Фонд развития малого предпринимательства. Также к мерам государственной поддержки инвестиций относятся инвестиционные преференции, предоставляемые инвесторам при реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности.
Разработка Программы развития малых городов обусловлена тем, что за годы экономических реформ в развитии большинства малых городов произошли негативные изменения. В условиях рыночной экономики возникла необходимость изменения подходов к развитию малых городов, постепенного перевода их на самостоятельное развитие за счет внутренних ресурсов.
Программа носит комплексный характер, предусматривающий улучшение основных экономических и социальных факторов. Программа определяет основные направления развития малых городов в соответствии с их функциональной типологией, меры административно-правового и экономического характера, способствующие переходу их к саморазвитию на рыночных началах. В рамках программы предусмотрено финансирование экономически эффективных инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства в малых городах Казахстана, реализация которых направлена на развитие экономики региона (места реализации проекта).
3.1 Проблемы малого бизнеса в Казахстане
Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах.
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:
Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, несмотря
ни на что, количество вновь создаваемых
фирм превосходит число ликвидирован
Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества