Маркетинговое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Существуют различные типы маркетинговой информации, а также источники её получения. И те, и другие подробно рассмотрены в первой главе данной работы. В свою очередь во второй главе представлены результаты маркетингового исследования, проведенного на рынке кондитерских изделий в г. Воронеж.

Содержание

Введение 3
1. Тип маркетинговой информации и источники ее получения 5
2. Проведение маркетингового исследования на рынке кондитерских изделий 14
2.1. Динамика состояния и развития кондитерской промышленности страны 14
2.1.1 Производство кондитерских изделий в России за 2004-2011 гг 14
2.1.2 Диагностика состояния и развития, обзор рынка кондитерских изделий на 2011г ………16
2.2 Результаты маркетингового исследования на рынке кондитерских изделий г. Воронежа 26
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинковые исследования.docx

— 145.13 Кб (Скачать файл)

 

 

Торты и пирожные занимали 15% общего объема производства мучных изделий. На вафли приходилось 13%, а на кексы, бабы и рулеты – 12%. Десятая часть рынка принадлежала пряникам и коврижкам. Сегмент прочих мучных изделий, который включал  в себя, в том числе, категорию  восточных сладостей, занимал 2% производства. Крупнейшими российскими производителями мучных кондитерских изделий, в соответствии с долями рынка в натуральном выражении, являются ООО «КДВ Яшкино» (Кемеровская область), ООО «Чипита Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург), ОАО «Брянконфи» (г. Брянск), ООО «Крекер» (г. Воронеж), ОАО «Большевик» (Москва), ЗАО «Русский бисквит» (г. Череповец) и ОАО «Кондитерская фабрика «Саратовская». Эти игроки лидируют уже несколько лет подряд и в настоящее время занимают около 17% отечественного рынка мучных кондитерских изделий в натуральном выражении. 
В 2010 году большую часть в структуре российского производства сахаристых кондитерских изделий – 40,8% –занимали конфеты, покрытые шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, которые представлены батончиками и развесными конфетами (рис. 5).

 

 

Шоколад и  шоколадные изделия составляли 16,6% всего объема выпускаемой в России сахаристой кондитерской продукции. Существенную долю – 12,7% – занимало производство карамели. На долю джемов, пастилы из фруктов, ягод и орехов приходилось 7,2% российского предложения сахаристой кондитерской продукции, а на долю мармеладно-пастильных изделий – 6,8%. Жевательная резинка занимала 1,7% производства. 
Крупнейшими российскими производителями сахаристых кондитерских изделий, в соответствии с долями рынка в натуральном выражении, являются ООО «Марс» (Московская область), ОАО «Липецкая кондитерская фабрика «Рошен», ООО «Крафт Фудс Рус» (Санкт-Петербург), ООО «Кондитерское объединение «Россия» (Самарская область), ОАО «РотФронт» (Москва), ООО «Слявянка Плюс» (Белгородская область), ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» (Москва) и ЗАО «Конти Рус» (Санкт-Петербург). На внутреннем рынке сахаристых изделий эти производители лидируют уже несколько лет подряд и в настоящее время занимают свыше 38% в натуральном выражении. В 2010 году в динамике цен производителей на мучные кондитерские изделия небольшой перепад наблюдался в июле, когда стоимость продукта снизилась на 5,4 тысячи рублей за тонну, а уже в августе показатель цены вырос на 6,5 тысячи рублей. Максимальная цена на данную продукцию – 116,7 тысячи рублей за тонну – была зафиксирована в сентябре. В 2011 году отмечается нестабильная динамика отпускных цен. Перепады показателей составляли 3-6 тысяч рублей за тонну ежемесячно. Максимальная цена – 135,5 тысячи рублей за тонну – была достигнута в марте 2011 года. Цены отечественных производителей на мучные кондитерские изделия установились на следующем уровне. Наиболее дорогим продуктом на оптовом российском рынке мучных кондитерских изделий являются вафли – отечественные производители установили на этот вид продукции цену в 77,5 тысячи рублей за тонну. На 24% дешевле оказалось предложение пряников и коврижек – отпускные цены на этот вид мучных изделий составили 58,8 тысячи рублей за тонну. Третье место по уровню оптовой цены принадлежит печенью – стоимость тонны этого вида мучных изделий составила 56,4 тысячи рублей, что на 27% дешевле вафель. 
Цены на сахаристые кондитерские изделия также росли. Так, в августе 2011 года производители реализовывали карамель по цене 63,5 тысячи рублей за тонну, что превышает показатель 2010 года на 20%. На конфеты мягкие, глазированные шоколадом, была установлена цена 102,2 тысячи рублей за тонну, темп роста при этом составил 20%. Цена мармелада и пастильных изделий составила 70,8 тысячи рублей, а ее рост составил 16%. На шоколад и шоколадные изделия в феврале 2011 года было зафиксировано максимальное значение цены за последние пять лет – 204,57 тысячи рублей за тонну. 
Для розничных цен также характерна тенденция к росту. Так, в 2010 году средняя розничная цена на пряники и шоколад выросла на 8%. В сегментах карамели, конфет, глазированных шоколадом, и натуральных шоколадных конфет с добавками рост цен составил 7%. В сегментах печенья и тортов цены выросли соответственно на 6 и 5%, а в сегменте кексов и рулетов – на 3%. 
Сравнение средних розничных цен на различные виды сахаристых и мучных кондитерских изделий в августе 2011 года показывает, что наиболее дорогим видом продукции для россиян является шоколад. Потребители могли приобрести этот продукт по цене 432,6 рубля за килограмм, что на 57% больше стоимости самого дорого вида мучных кондитерских изделий – тортов, цена которых составляла 275,3 рубля за килограмм(рис. 6).

 

В стоимостном  выражении розничные продажи  кондитерских изделий в 2010 году выросли  на 13,6%. Основными регионами сбыта  продукции через розничную торговлю являются Центральный и Приволжский  федеральные округа – их доли в  структуре розничных продаж кондитерских изделий составили соответственно 35,4 и около 21%. Крупнейшими регионами  РФ по объемам розничных продаж кондитерских изделий стали Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самарская и Свердловская области, Башкирия и Краснодарский край. С середины 2011 года произошло замедление темпов снижения платежеспособного спроса на кондитерские изделия. При этом по-прежнему продолжался сдвиг спроса в сторону более дешевых видов продукции, что привело к некоторому росту конкуренции между производителями. Предприятия реагировали на воздействие конкуренции незначительным снижением цен на отдельные виды кондитерских изделий и внимательнее учитывали предпочтения потенциальных потребителей, усиливая при этом контроль качества производства. В то же время, несмотря на посткризисное оживление российской экономики, население пока еще продолжало экономить на продуктах питания, приобретая их в магазинах с более низкими ценами, а также сокращая частоту или уменьшая объем своих покупок. Однако кондитерские изделия как продукт повседневного спроса эта тенденция затронула незначительно. В 2010 году даже произошло увеличение уровня потребления этой продукции до 21,9 килограмма на человека. 
В 2011 году россияне не стали меньше покупать кондитерских изделий. Самыми популярными критериями, по которым потребители выбирают этот вид продукции, являются индивидуальные вкусовые предпочтения и доступная цена – на них указали соответственно 47 и 46% опрошенных. Также значительную роль играет такой критерий, как качество кондитерских изделий, – продукцию высокого качества предпочитают 29% респондентов. 
Большая часть опрошенных россиян – 84% – любят и активно потребляют печенье, пряники и вафли. Пирожные, галеты и крекеры покупает каждый пятый респондент, а кексы – каждый восьмой. Рулеты и торты приобретают соответственно 18 и 17% населения. При этом в группе потребителей с высокими доходами преобладает потребление пирожных, рулетов, тортов и кексов. Большинство россиян – 79% – любят шоколад. Ежедневно плиточный шоколад покупают 7% участников опроса, а 57% респондентов совершают покупки этого вида кондитерских изделий 2-3 раза в неделю. Относительно редко – 2-3 раза в месяц – шоколад потребляют 36% россиян. 
С 2007 года наблюдается непрерывный рост объемов российского экспорта кондитерской продукции. В 2010 году совокупный объем поставок из России в другие страны увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5%, составив более 164,6 тысячи тонн. В 2011 году сохраняется тенденция роста экспорта кондитерских изделий. Основными экспортерами отечественных кондитерских изделий по-прежнему являются Казахстан, Азербайджан, Украина, Монголия, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Грузия, США и Германия. Более половины всего российского экспорта мучных кондитерских изделий приходится на Казахстан, а большая часть экспорта шоколада и сахаристых изделий, не содержащих какао, направляется в Украину. В целом относительно стабильная посткризисная экономическая ситуация на российском кондитерском рынке и благоприятное состояние сырьевой базы, пополненной новым урожаем 2011 года, создают предпосылки для дальнейшего роста отечественного производства кондитерских изделий и развития бизнеса российских производителей «сладкой продукции» в 2012 году.

 

2.2 Результаты маркетингового исследования  на рынке кондитерских изделий  г. Воронежа

 

Было  проведено маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке  кондитерских изделий г. Воронежа. В  ходе опроса респондентам был задан  ряд вопросов. Ответы на наиболее значимые из них получили графическое отображение.

Результаты  индивидуального потребления кондитерских изделий выглядят следующим образом.

 Рисунок  4. Потребление различных видов  кондитерских изделий.

 

Из рисунка 4 доля потребителей кондитерских изделий  среди населения в целом составило  в 2011г – 48%, глазированных конфет – 67%, карамель – 36%, батончики (шоколад) – 40%.

Весьма  интересны данные по предпочитаемым упаковкам кондитерских изделий.


Рисунок 5. Маркетинговое исследование по упаковке.

Из рисунка 5 видно, что большинство потребителей предпочитают покупать кондитерские изделия  в бумажной упаковке, меньшая часть  в фольге, и меньше всего в полиэтилене.


Рисунок 6. Марки - лидеры по производству кондитерских изделий.

Таким образом, в пятерку марок – дилеров  кондитерских изделий вошли «Белочка» (20%), «Сникерс»(15%), «Кара-кум» (14, 5%), «Шарм

 ореховый» (9%), «Марс» (6%).


 

Рисунок 7. Предпочитаемые места покупки  кондитерских изделий в г. Воронеж.

Как и в  целом по стране первое место предпочтительного  приобретения кондитерских изделий  занимает продовольственный магазин, второе- супермаркет, третье - мелкооптовый рынок.

На вопрос о частоте употребления кондитерских изделий почти половина опрошенных выбрали ответ «Не часто», остальные  разделились примерно поровну между  двумя крайностями. Возможно, лучший результат был бы получен при  использовании более широкого спектра  вариантов ответов.

 


 

Рисунок 8. Предпочитаемые торговые марки.

На вопрос о торговых марках  более половины респондентов выбрали «Славянка», хотя ожидалось еще более подавляющее  преимущество этой марки. Довольно высоким  оказалось количество ответов «Другое», что, по-видимому, связано с предпочтением  многих респондентов из районов области  торговых марок «своих» производителей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При проведении маркетингового исследования используются различные типы маркетинговой информации, источники которой также различны. Собранная информация анализируется, а затем делаются соответствующие  выводы.

В целом  по стране в  2010 году темпы роста  объемов производства кондитерских изделий в отрасли снизились. В I полугодии объем производства, по данным Госкомстата РФ вырос по отношению к уровню I полугодия 2009 г. на 5,9% (против роста в 9,9% - в I полугодии 2009 г.).

По всем видам кондитерских изделий в 2009 и 2010 гг. импорт значительно превышает  экспорт.

Затраты на производство продукции в период с 2007 по 2011 гг. увеличивались, а соответственно увеличивалась и себестоимость  товарной продукции.

Удельный  вес прибыльных предприятий в 2009г. выше по - сравнению с 2011 г.

Дебиторская задолженность на 1.05.2011 г. у 231 предприятия  всего составляет 9087477 тыс.р.

Задолженность покупателей и заказчиков за товары и услуги на 1.05.2011 г. у 92 предприятий  всего составляет 6159469 тыс.р.

Кредиторскую  задолженность имеют 231 предприятие, общая сумма которой составляет 8364047 тыс.р.

Наиболее  популярным производителем шоколадной продукции является фабрика Нестле, второе место принадлежит концерну Бабаевский, третье - фабрике Красный  Октябрь.

Каждый  второй житель европейской части  РФ, принявший участие в исследовании, приобретает шоколадную продукцию  в продовольственных магазинах, второе по популярности место продаж занимают коммерческие ларьки (палатки), где покупают сладости в основном люди с невысокими доходами, третье предпочтительное место покупок - традиционные кондитерские отделы магазинов. Только каждый десятый респондент приобретает шоколадные изделия на оптовом рынке.

Наибольшую  долю производства мучных кондитерских изделий составляют печенья, затем  пряники и коврижки, после вафли.

Больше  всего производится мягких конфет глазированных шоколадом, затем второе место по производству занимает карамель, третье - шоколад и шоколадные изделия.

По проведенному нами исследованию  доля потребителей кондитерских изделий среди населения  в целом составляет в 2011г – 48%, глазированных конфет – 67%, карамель – 36%, батончики (шоколад) – 40%.

Большинство потребителей предпочитают покупать кондитерские изделия в бумажной упаковке, меньшая  часть в фольге, и меньше всего  в полиэтилене.

В пятерку  марок – дилеров кондитерских изделий вошли «Белочка» (20%), «Сникерс» (15%), «Кара-кум» (14,5%), «Шарм ореховый» (9%), «Марс» (6%).

На вопрос о торговых марках более половины респондентов выбрали продукцию  кондитерской фабрики «Славянка», хотя ожидалось еще более подавляющее  преимущество этой марки.

Таким образом, составляя прогноз развития рынка  кондитерских изделий можно выделить следующие наиболее вероятные тенденции  – это – углубление маркетинговых  исследований, расширение ассортимента продукции, бурное развитие разнообразных  упаковок.

Очень активно, на наш взгляд будут развиваться  сегмент обогащенной продукции, продуктов для детей, спортсменов  различными добавками.

Как и  в настоящее время, так и в  ближайшие периоды деятельность производителей кондитерских изделий  будет направлена на удовлетворение потребностей покупателей с определенным видом доходности.

 

Список используемой литературы

 

1. Аакер, Д. Маркетинговые исследования [Текст]: учебник для вузов / Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй - СПб.: Питер, 2009. – 84

2. Акулич, И. Л. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов / И. Л. Акулич  – М.: Высшая школа, 2010. – 447 с.

3. Аникеев,  С.Н. Методика разработки плана  маркетинга [Текст]: учебник для вузов  / С.Н.Аникеев - М: Высшая школа, 2010.- 135 с.

4.  Базылев, Н. И. Основы бизнеса [Текст]: учебное пособие для вузов/ Н. И. Базылев,     М. Н.  Базылева – М.: Мисанта, 2009. – 253 с.

5. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование [Текст]: учебник для вузов / И.К. Беляевский – М.: Финансы и статистика, 2011 – 320 с.

6. Голубков, Е.П. маркетинговые исследования [Текст]: учебник для вузов / Е.П.  Голубков- М.: ИНФРА-М, 2010.- 329 с.

7. Данько, Т.П.  Управление маркетингом [Текст]: учебник для вузов / Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2009. – 363 с.

8. Дэй, Дж. Стратегический маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Дж. Дэй -  М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. - 640 с.

9.  Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]: учебник для вузов / Ф. Котлер – М.: Прогресс, 2010. – 736 с.

10. Кумар, Н. Маркетинг как стратегия [Текст]: учебник для вузов / Н. Кумар – М.: Претекст, 2010. – 342 с.

11. Малхотра, Н. Маркетинговые исследования [Текст]: практическое руководство / Н.  Малхотра – М.: Вильямс, 2009 – 960 с.

12. Маслова,Т. Д. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н.  Ковалик – СПб.: Питер, 2010. – 400 с.

13. Похабов, В. И. Основы маркетинга [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Похабов - М.: Высшая школа, 2011. – 271

14. Токарев,  Б.Е. Методы сбора и использования  маркетинговой информации [Текст]: учебник для вузов / Б.Е. Токарев - М.: Юристъ, 2011. - 256 с.

15. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг [Текст]: учебник для вузов / В.Е. Хруцкий, И.В Корнеева – М: ФиС, 2009. – 400 с.

16. http://www.centrforum.ru/Macro/Stat2_3.htm

Информация о работе Маркетинговое исследование