Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 02:12, курсовая работа
Целью данной работы является обозначить роль маркетинговых исследований в маркетинговой информационной системе и системе принятия решения. В качестве примера будет приведены исследования компании на рынке слабоалкогольных напитков, где маркетинговые исследования играют важную роль в системе жесткой конкуренции и зависимости от потребителей.
Введение 3
1. Роль маркетинговых исследований в маркетинговой информационной системе и системе принятия решений 6
1.1. Понятие и методы маркетинговых исследований 6
1.2. Маркетинговая информационная система и роль маркетинговых исследований в ней 20
2. Маркетинговое исследование деятельности по расширению целевого сегмента рынка компании ОАО «Игристые вина» 25
2.1. Общая характеристика компании ОАО «Игристые вина» 25
2.2. Маркетинговое исследование формирований предпочтений потребителя 29
Заключение 35
Список литературы
В табл. 1 в приложении приводятся данные, обобщающие опыт и характеризующие цели маркетинговых исследований для отдельных объектов и методы их проведения.
Объекты, цели и методы проведения маркетинговых исследований
Перед
рассмотрением наиболее популярных
отдельных методов
Из вышеприведенной таблицы (хотя она не претендует на всёобъемлющий обзор всех методов) следует, что наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которых с определенной долей условности можно назвать методами социологических исследований, поскольку их впервые разработали и использовали социологи), экспертные оценки и экспериментальные методы.
Главное
отличие методов
Другой класс методов, используемых при проведении маркетинговых исследований, но слабо отраженных в табл. 1, представляют экономико-математические методы.
Можно
выделить несколько групп экономико-
1.
Статистические методы
2
Многомерные методы (в первую
очередь факторный и
3.
Регрессионные и
4.
Имитационные методы. Они применяются
тогда, когда переменные, влияющие
на маркетинговую ситуацию (например,
описывающие конкуренцию), не поддаются
определению с помощью
5.
Методы статистической теории
принятия решений (теория игр,
теория массового обслуживания,
стохастическое
6.
Детерминированные методы
7.
Гибридные методы, объединяющие
детерминированные и
Эти семь групп количественных методов, безусловно, не исчерпывают всего их разнообразия.
Математическое моделирование в маркетинговых исследованиях весьма затруднено (поэтому в табл. 1 оно практически не представлено).
На практике при проведении конкретного маркетингового исследования скорее всего используется не один, а все типы исследований, причем в любой последовательности. Так, на основе описательного исследования может быть принято решение о проведении разведочного исследования, результаты которого могут быть уточнены с помощью казуального исследования.
Значение процедуры выбора метода сбора первичной информации и орудия исследования состоит в том, что результаты этого выбора определяют как достоверность и точность подлежащей сбору информации, так и продолжительность, и дороговизну ее сбора. Различают четыре основных метода сбора первичной информации:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) имитация
г) опрос.
Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством фиксации функционирования исследуемых объектов без установления исследователями контактов с ними и при отсутствии контроля за факторами, влияющими на их поведение.
Эксперимент представляет собой метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающий установление исследователями контроля за всеми факторами, влияющими на функционирование маркетинга и поведением исследуемых объектов. Целью исследования, проводимого с помощью эксперимента, является, как правило, установление причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов. Имитация представляет собой метод сбора данных, генерируемых ЭВМ с помощью заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования.
Под опросом понимается метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования. В качестве орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник предусматривающий фиксацию ответов.
Подготовка наблюдения предусматривает определение мест наблюдения, его длительности, мер обеспечения скрытности, подробный инструктаж наблюдателей по вопросам истолкования возможных различных вариантов поведения исследуемых объектов.
Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью.
В процессе непосредственного сбора данных важное значение приобретает текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимости оперативные поправки в организацию этой работы. После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их поступления производится их систематизация и анализ.
Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их координировании и представлении в удобной для анализа форме (чаще всего в табличной).
Анализ информации заключается в оценке уже систематизированной информации, как правило, с использованием статистических методов.
Окончательные результаты анализа нередко выступают в форме рекомендаций, представляющих собой основанные на оценках собранных данных предложения о действиях фирмы в будущем.
Завершающим этапом исследования является представление отчета о его
результатах, который нередко сопровождается выступлением исполнителя с
докладом
перед представителями заказчика.
1.2.
Маркетинговая информационная система
и роль маркетинговых исследований в ней
Рассматриваются теоретические и практические аспекты проектирования маркетинговой информационной системы на предприятии. Производится оценка современных методов обработки и преобразования маркетинговой информации. Уточняется понятие маркетинговой информационной системы и основных методов анализа многомерных данных.9
Интеграция
маркетингового подхода в общую
систему менеджмента на предприятии
требует, прежде всего, пересмотра основных
принципов управления. Это во многом
обусловлено необходимостью повышения
гибкости внутренних бизнес-процессов
и их координации с общей стратегией
компании. Все более актуальной становится
концепция управления отдельными бизнес-процессами,
которая позволяет своевременно
адаптироваться к изменениям внешней
среды. Первоочередное внимание при
этом уделяется повышению
Система
управления бизнес-процессами в качестве
базового элемента должна рассматривать
изменяющиеся потребности внешней
среды, а в качестве главного информационного
контура — систему управления
маркетингом. Управление на основе информации
предусматривает определение
Исследованиям методологических аспектов оценки роли информации в процессе принятия решений посвящены работы зарубежных и отечественных ученых. Однако, несмотря на актуальность проблемы, в литературе практически не рассматриваются принципы управления предприятием на основе маркетинговой информации. В этой связи представляется важным исследование механизма преобразования информации, а также возможность ее практического использования для принятия управленческих решений.
Интеграция
различных процессов в единое
информационное пространство предприятия
предполагает использование системного
подхода к организации сбора,
обработки и последующего анализа
данных. Система маркетинговой
Дальнейшее
исследование этого вопроса было
связано с поиском
Таким образом, функции МИС в структуре предприятия могут быть представлены в виде маркетинговой системы поддержки принятия решений (MDSS — marketing decision support system), которая является начальным и конечным элементом информационных процессов.
Необходимо отметить, что структура и функциональные возможности МИС должны во многом зависеть от специфики и масштабов деятельности предприятия. Ф. Котлер выделяет четыре основных блока в структуре МИС: подсистема внутренней отчетности, подсистема маркетингового наблюдения, подсистема маркетингового анализа и маркетинговых исследований.11 См. приложение (Рис.2)
В
отдельных работах достаточно подробно
описывается классификация
Для
восполнения данного пробела
взаимодействие между подсистемами
необходимо представить в виде последовательного
процесса сбора, хранения, обработки
и анализа информации, необходимой
для принятия управленческих решений.
Эффективность и