Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:01, дипломная работа
Основной целью, которую необходимо достичь при выполнении данного курсового является проведение маркетингового исследования для получения данных о основных характеристиках товара, предпочитаемых потребителями. Для достижения основной цели курсового проекта необходимо решить сле-дующие задачи:
провести ревизию рынка молочной продукции;
сформулировать основные цели, задач маркетингового исследования;
обосновать метод проведения исследования;
разработать анкету;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1.Обзор рынка молочной продукции в Украине. 5
1.2.Формулировка проблемы, цели, задач маркетингового исследования 13
1.3. Обоснование метода сбора первичной информации. 15
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
2.1. Разработка анкеты. 20
2.2.Определение объема выборки. 26
2.3 Анализ результатов исследования. 28
2.4. Рекомендации производителям молочной продукции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1.Обзор рынка молочной
1.2.Формулировка проблемы, цели, задач маркетингового исследования 13
1.3. Обоснование метода сбора первичной информации. 15
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
2.1. Разработка анкеты. 20
2.2.Определение объема
2.3 Анализ результатов
2.4. Рекомендации производителям молочной продукции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной кон-курентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Крупная за-рубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказывает проведе-ние сторонними организациями 3-4 маркетинговых исследований.
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отли-чающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать направленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой ин-формации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления от-чета о результатах.
Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения. Это решение может относиться к любо-му аспекту внешнеторговой и маркетинговой деятельности, поэтому нерацио-нально ограничивать расходы на такие исследования по причине «экономии средств»: потери, вызванные неверным решением, бывают обычно в 10 - 100 раз большими. Использование маркетинговых исследований широко варьируется в зависимости от компании и типа требуемой информации. Несмотря на то, что большинство фирм проводит их в той или иной форме, исследовательские отделы создаются скорее в крупных, чем в небольших фирмах.
Проведение маркетинговых
Актуальность проведения маркетингового
исследования рынка молочной продукции
обусловлена постоянным развитием
этой сферы – строятся новые за-воды,
увеличиваются рыночные доли основных
игроков, а также систематиче-ским
изменением и увеличением ассортимента
предлагаемой продукции, моди-фикацией
уже существующей продукции. Вышеперечисленные
тенденции спо-собствуют
Основной целью, которую необходимо достичь при выполнении данного курсового является проведение маркетингового исследования для получения данных о основных характеристиках товара, предпочитаемых потребителями. Для достижения основной цели курсового проекта необходимо решить сле-дующие задачи:
провести ревизию рынка
сформулировать основные цели, задач маркетингового исследования;
обосновать метод проведения исследования;
разработать анкету;
определить объема выборки необходимой для проведения маркетингово-го исследованиия;
проанализировать полученную в ходе маркетингового исследования ин-формацию;
предложить пути совершенствования маркетинговой деятельности на ос-нове результатов, полученных в ходе маркетингового исследования.
сделать выводы.
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Обзор рынка молочной
Украине в наследство от советских
времен досталось более 600 молочных
предприятий. Они были распределены
между 25 областными молочными объе-динениями
по территориальному принципу — Житомирмолоко",
"Луганскмоло-ко" и т.д. Собственно,
некоторые из этих объединений существуют
до сих пор, но в производстве молочной
продукции их доля ничтожно мала. За
годы неза-висимости Украины
Сравнительную характеристику компаний на рынке молочной продукции можно представить в виде диаграммы, которая показывает соотношение долей рынка, занимаемых определенными компаниями. Диаграмма представлена ни-же, на рисунке 1.
2004 год оказался для украинских
молочников богатым на крупные
собы-тия не из приятных - и
общеэкономические и сугубо
Необходимо отметить, что показатель "Товарность молока" в Украине ос-тается достаточно низким. В странах ЕС на промышленную переработку по-ступает 96% валового надоя молока. В Украине максимальный показатель то-варности - 78% был достигнут в 1990 году, а в настоящее время ежегодно со-ставляет лишь треть - от 32 до 35% в зависимости от года. (По данным Союза молочных предприятий Украины.) За последние годы в хозяйствах населения производство молока составляло 9,5-11,0 млн. тонн. (это с 2001 года - 76-79% валового надоя по всей Украине.) Предприятиям-переработчикам от населения в тот же период ежегодно продавалось 2,8 млн - 3,5 млн т; остальное - потреб-лено на месте, продано на базарах (в т.ч. стихийных) в виде парного (сырого) молока или домашней "кисломолочки" (сметаны и творога). Из всего вышеска-занного можно сделать вывод: даже при нынешних уровнях объемов удоя и по-головья молочного стада потенциал молочной отрасли Украины выработан приблизительно наполовину. Данные и динамика за 2004 и2005 года, которая наблюдалась на рынке молочной продукции представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Производство молока в Украине в январе-апреле 2004 и 2005 годов, тысяч тонн.
2004 г 2005 г 2005 г. к 2004 г., %
Все категории хозяйств 3445,9 3480,4 101,0
Сельскохозяйственные
Хозяйства населения 2749,5 2739,3 99,6
Что касается молочной индустрии в
Украине, то таковая продолжает структурно
интегрироваться, хоть и с некоторыми
"возвратами". Например, с одной
стороны,"Павлоградский МК" (ТМ
"Фанни") разошелся во мнениях
с российской "Планетой Менеджмент"
(точнее, "Юнимилк Украина"), но
зато крепчает созданный в том
же году союз "Лакталис Украина" (ТМ
President) и "Билосвит" (ТМ "Добрий
ранок", "Лактония"). Кроме того,
крупные украинские трейдеры сухого
молока,сыра и сливочного масла, например,
компании "Мил-киленд Украина" (ТМ
"Добряна") и "Клуб сыра" продолжают
скупать малых и средних
Слабый урожай зерновых позапрошлого
года в полной мере сказался на мо-лочной
отрасли Украины в конце 2004 года.
В ноябре-декабре 2004 года скачок цен
молочного сырья намного
Возрастание цен сказалось на разных нишах рынка молокопродуктов по-разному (см. ниже). Однако, в общем и целом, потребление переработанного моло-ка в стране не сократилось. Операторы отмечают некоторый спад продаж среди до-рогостоящей молочной продукции (десерты, сложные йогурты) и высокожирного (78% и 82%-го) сливочного масла без растительных добавок. Остальные направле-ния потребительских продуктов в молочной индустрии "отделались испугом".
В текущем году, по официальным
данным Госкомстата, сырьевая ситуация
выравнивается. По итогам 4 месяцев 2005
года в Украине зафиксировано
уве-личение объемов валового надоя
молока на 2% по сравнению с аналогичным
периодом 2004 года. Всего за четыре месяца
текущего года производство моло-ка в
Украине составило 3,5 млн. тонн. Прирост
объемов производства произо-шел
за счет сельхозпредприятий. Хозяйства
населения, напротив, сократили производство
молока по сравнению с январем-апрелем
2004 года на 0,4%. По данным.оперативной
отчетности сельхозпредприятий, продуктивность
коров (надой молока в пересчете
на среднее поголовье коров) в
январе-апреле 2005 года составила 855 кг
против 694 кг в 2004 году. Вместе с тем
в мае Кабинет Министров с
подачи Министерства аграрной политики
Украины установил не-привычно высокие
для весенне-летнего периода
В случае установления минимальных
закупочных цен на молоко, может
иметь место ослабление спроса на
молочное сырье по причине отказа
молоко-заводов от увеличения мощностей
ввиду невыгодности бизнеса. Таким
образом, регулирование цен может
привести не к поддержке
Устанавливать административным методом цены молочного сырья аграр-ным чиновникам позволяет принятый год назад Закон Украины "О молоке и молочных продуктах" - "дитя" суровых неурожайных времен. В преддверии принятия Закона "О молоке и молочных продуктах" украинская статистика утешительных цифр не давала. В частности, объемы производства молока и мо-лочных продуктов в 2003 году уменьшились в сравнении с 2002 годом на 22,8%. За 7 месяцев (январь-июль) 2004 года производство молока в Украине составило 8,1 млн. тонн, что на 130 тыс. тонн, или на 1,6%, меньше чем за ана-логичный период 2003 года. Впрочем, трудности могли и не повлиять на уско-ренное принятие упомянутого закона. Как-никак его проект ждал в Верховной Раде рассмотрения еще с февраля 2003 года.
Средневзвешенные цены на молочные продукты в зависимости от типа и размера упаковки представлены в таблицах 1.2. - 1.6.
Таблица 1.2.
Средневзвешенная цена основных продуктов
Продукт Средневзвешенная цена за упаковку, грн.
декабрь 2003-март 2004 декабрь 2004-март 2005
Стерилизованное молоко 3,05 3,85
Пастеризованное и супер-пастеризованное молоко 1,69 2,21
Кефир 1,37 1,66
Масло фасованное 3,0 3,2
Таблица 1.3.
Средневзвешенная цена различных типов упаковок
Тип упаковки Средневзвешенная цена за упаковку, грн
декабрь 2003-март 2004 декабрь 2004-март 2005
Стерилизованное молоко
Tetra-Brick 2,91 3,56
Tetra-Brick с клапаном 3,21 3,94
SLIM Tetra-Brick 3,22 4,10
Пастеризованое молоко
PUR-PACK 1,95 2,43
Мягкий пластик, пакет 1,61 2,08
Кувшин 1,72 0,00
Пакет Tetra Fino Aseptic 2,40 3,02
Пластиковая бутылка - 3,07
Прочие 2,17 2,32
Кефир
PUR-PACK 2,00 2,36
Пластиковый стакан 1,71 2,96
Мягкий пластик, пакет 1,18 1,45
Пластиковая бутылка 2,06 2,81
Таблица 1.4
Средневзвешенная цена основных продуктов
Продукт Средневзвешенная цена за упаковку, грн
декабрь 2003-март 2004 декабрь 2004-март 2005
Ряженка 1,48 1,75
Сметана 2,64 3,03
Йогурт 1,51 1,61
Таблица 1.5
Средневзвешенная цена различных типов упаковок ряженки
Тип упаковки Средневзвешенная цена за упаковку, грн
декабрь 2003-март 2004 декабрь 2004-март 2005
Pur-pack 1,68 2,01
Пластиковый стакан 1,72 1,92
Мягкий полимерный пакет 1,32 1,59
Tetra top 2,02 2,39
Пластиковая бутылка 1,86 2,21
Прочее 2,77 2,23
Таблица 1.6.
Средневзвешенная цена различных типов упаковок сметаны
Тип упаковки Средневзвешенная цена за упаковку, грн
декабрь 2003-март 2004 декабрь 2004-март 2005
Пластиковый лоток (короб) 2,17 2,57
Пластиковый стакан 2,66 2,96
Полимерный пакет 2,66 3,10
Таблица 1.6.
Средневзвешенная цена различных типов упаковок йогурта
Тип упаковки Средневзвешенная цена за упаковку, грн.
декабрь 2003-март 2004 декабрь 2004-март 2005
Пластиковый стакан 1,12 1,17
Пластиковый лоток (короб) 1,88 1,84
Полимерный пакет 1,96 2,39
Таблица 1.6.
Средневзвешенная цена различных размеров упаковок
Емкость упаковки Средневзвешенная цена за упаковку, грн
декабрь 2003-март 2004 декабрь 2004-март 2005
Ряженка
1 литр 2,00 2.52
0,5 литр 1.45 1,71
0,45 литра 1.74 2,15
Прочие 1,89 1,92
Сметана
200 г 1,89 2,16
250 г 2,04 2,27
350 г 2,87 3,57
450 г 2,93 3,20
500 г 2,88 3,38
Йогурт
100 г 1,02 1,07
125 г 1,28 1,41
400 г 3,46 3,91
500 г 2,43 2,68
Также при выполнении данной курсовой работы необходимо отметить тенденции в области потребления молочной продукции в макроэкономическом масштабе, т.е. на уровне страны.
Так, к крупнейшим "едокам" исследователи
относят рынки городов-
Информация о работе Маркетинговое исследование молочной продукции