Маркетинговое исследование потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – показать важность проведения маркетинговых исследований потребителей, рассмотрев портрет и поведение потребителей на рынке, направления и методы исследования потребителей, а так же отношения потребителей к товарам и производителям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Маркетинг………………………………………………………………………5
1.1 Принципы маркетинга………………………………………………..6
1.2 Функции и понятия маркетинга……………………………………...8
1.3 Система маркетинговой информации и процесс маркетинговых исследований…………………………………………………………….16
2. Маркетинговые исследования……………………………………………..18
2.1 Типы маркетинговых исследований………………………………..18
2.2 Методы маркетинговых исследований…………………………….20
3. Маркетинговые исследования потребителей………………………........21
3.1 Портрет и поведение потребителей ………………………………..22
3.2. Изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям…………………………………………………………23
3.3 Поведение потребителя на рынке………………………………….24
3.4 Направления и методы исследования потребителей……………...27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!Маркетинговое исследование потребителей.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)


 

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Факультет Бизнеса и информационных технологий

Кафедра Менеджмента и маркетинга

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине Маркетинговые исследования

 

Студентки 4 курса

 

На тему: Маркетинговое исследование потребителей.

 

 

Автор работы:

Иванова Анна Сергеевна

Группа МАд 1710

 

 

Руководитель:

Попов Сергей Григорьевич

 

 

 

 

Москва 2010


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Маркетинг………………………………………………………………………5

1.1 Принципы маркетинга………………………………………………..6

1.2 Функции и понятия маркетинга……………………………………...8

1.3 Система маркетинговой информации и процесс маркетинговых исследований…………………………………………………………….16

2. Маркетинговые исследования……………………………………………..18

2.1 Типы маркетинговых исследований………………………………..18

2.2 Методы маркетинговых исследований…………………………….20

3. Маркетинговые исследования потребителей………………………........21

3.1 Портрет и поведение потребителей ………………………………..22

3.2. Изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям…………………………………………………………23

3.3 Поведение потребителя на рынке………………………………….24

3.4 Направления и методы исследования потребителей……………...27

Заключение……………………………………………………………………...31

Список используемой литературы…………………………………………...33


Введение

 

Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

В настоящее время проблема маркетинговых исследований является чрезвычайно актуальной для любой фирмы, даже не очень крупной. Переход экономических отношений на международный, всемирный уровень привёл к тому, что маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, нацеленной на получение значительной прибыли, то есть фактически каждой более или менее видной фирмы. Если её руководство заинтересовано в увеличении прибыли, оно в современных условиях должно переориентировать производственную деятельность своей фирмы, нацеливая её на большее соответствие нуждам потребителей. Для этого необходимо исследовать текущую ситуацию на рынке, включая изучение предпочтений потребителей и их отношение к товарам конкурирующих фирм. Для изучения рыночной ситуации и организуются маркетинговые исследования рынка, в результате которых руководство фирмы получает информацию об отношении потребителей к её продукции и, исходя из неё, может принять решение о дальнейшем поведении фирмы на рынке. Так же необходимо провести маркетинговое исследование потребителей. Исследование потребителей - анализирует характер покупок потребителей определяемый по их личностным, культурным, социальным и психологическим факторам, изучение которых является важнейшей задачей маркетингового исследования. Информация, которую дает анализ собранных данных может быть использована для определения: доли потенциальных покупателей, марок товаров (фирм) главных товаров (фирм) конкурентов; определения уровня запоминаемости марок и названия фирм; соотношения между показателем известности и долей рынка для каждой марки, измерения расстояния между отдельными марками (фирмами) на шкале известности; индекса намерения купить продукт определенной марки; уровень удовлетворенности клиентов; процент повторных покупок и т.д. При таких исследованиях очень важно, чтобы полученная информация была максимально точной и достоверной, потому что в обратном случае, есть риск принятия неверного решения.

Для выживания в конкурентной борьбе необходимо постоянное обеспечение лиц, принимающих решения, максимально достоверной информацией. Сегодня информация является не менее важным ресурсом предприятия, чем деньги, сырье, оборудование и персонал.

Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворить запросы всех покупателей. Вместе с тем необходимо стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял бы нужды и потребности, существующих и потенциальных покупателей. Это будет возможно только в том случае, когда будет установлено, что производимые или запускаемые в производство товаров соответствуют запросам и вкусам покупателей, что товары отличаются по свойствам и качеству от товаров конкурентов.

Цель данной курсовой работы – показать важность проведения маркетинговых исследований потребителей, рассмотрев портрет и  поведение потребителей на рынке, направления и методы исследования потребителей, а так же отношения потребителей к товарам и производителям.

 

 

 

 

1. Маркетинг

 

Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг и механизмами их реализации как единым комплексным процессом.

В литературе существует множество определений маркетинга:

«Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». (основатель теории маркетинга Филипп Котлер).

«Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и свободного обмена ими». (Филипп Котлер).

«Маркетинг — это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности». (Филипп Котлер).

Маркетинг — это управление производственно-сбытовой деятельностью организации, которое основано на постоянном комплексном анализе рынка. Маркетинг включает в себя: ценообразование, товарную политику, прогнозирование и изучение спроса, рекламную деятельность, связи с общественностью, организацию внутрифирменной культуры и т. д.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер (ёмкость сегмента рынка), то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Производится сегментирование рынка и выбор тех его частей, которые компания способна обслужить наилучшим образом. Разрабатываются планы создания и доведения продукции до потребителя, а также стратегия «маркетинг-микс» (англ. marketing mix) воздействия на спрос через товар, цену, каналы распределения и методы продвижения товара. Создают систему маркетингового аудита, которая позволит оценивать результаты проводимых мероприятий и степень их воздействия на потребителей.

 

1.1 Принципы маркетинга

 

Суть маркетинга как философии сконцентрирована в его принципах. Основополагающий принцип маркетинга ставит в центр внимания не нужды и амбиции производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя. Но эта весьма симпатичная декларация не смогла бы воплотиться в жизнь, если бы на ее выполнение, реализацию не были нацелены остальные принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление маркетинговой деятельностью. Выделим наиболее устоявшиеся их них.

1.                  Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовлении продукции, которая необходима потребителям в избранных учреждением сегментах рынка.

2.                  Понимание качества продукции как меры удовлетворения потребности в ней. Поэтому ненужная продукция не может быть качественной. Более того, любое качественное отличие данной продукции от другой значимо не само по себе, а в зависимости от значимости той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика продукции.

3.                  Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т.ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Более широко этот принцип иллюстрируется известной в маркетинге фразой: "Потребителю нужна не буровая коронка, а скважина". Перефразируя ее, можно сказать, что в сфере образования клиенту нужен не диплом и даже не сумма знаний, а возрастание ценности личности - для определенных социальных групп и коллективов, для самой личности.

4.                  Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя и учет их в ценообразовании, т.е. доминирование цены потребления над ценой продажи.

5.                  Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активно формирующего типа спроса.

6.                  Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу рынка, на решающих направлениях.

7.                  Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях.

8.                  Использование различных вариантов прогнозов, оценок и решений на мультифакторной основе.

9.                  Комплексность, конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.

10.             Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления - центр управленческих решений переносится возможно ближе к потребителю.

11.             Ситуационное управление - принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.

Среди вышеперечисленных принципов можно выделить как минимум три взаимопересекающихся множества, группы. В первой группе (NN 1-5) раскрывается философия маркетинга в отношении к потребностям клиентов. Вторая группа (NN 5-9) раскрывает подход к выбору и формированию рыночной, маркетинговой стратегии. В третьей группе (NN 8-11) показано, чем руководствоваться при реализации стратегии, т.е. в тактике действий.

 

 

1.2. Функции и понятия маркетинга

 

Обычно содержание маркетинга отождествляют со сбытом и его стимулированием, рекламой. Однако, фактически сбыт является одной из функций маркетинга и часто не самой существенной. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высококонкурентном рынке. Некоторые теоретики управления утверждают что цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуги будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Все это не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют значение. Эти функции становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга» (marketing mix), то есть набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок. В целом маркетинг — это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку.

Основные функции маркетинга:

1). Аналитическая функция.

Вся экономическая система общест­ва функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Та­ким образом, изучение рынка — это первое, чем должен зани­маться специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, ем­кость, спецификация, количество конкурентов, состояние спро­са-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже.

2). Производственная функция.

Производственная функция маркетинга включает три подфункции:

                   Организацию материально-технического снабжения.

Материально-техническое снабжение – это наиболее существенный элемент обеспечения производства. В условиях рыночной экономики предприятие обеспечивает свои потребности посредством закупки необходимых материально-технических ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также используя возможности оптового рынка.

                  Управление качеством и конкурентоспособностью товаров.

Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов, только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначному понятию, как ка­чество. В быту качество часто понимают, прежде всего, как отсутствие яв­ных дефектов или брака. Более строгое требование — соответствие стан­дартам. Однако этого тоже недостаточно. Товар должен удовлетворять явным ожиданиям потребителя - технически, эксплуатационно, эсте­тически, по цене. А если он еще сможет способствовать удовлетворению высших потребностей - статусных, духовных - успех его на рынке бу­дет обеспечен. Качество товара в маркетинге — это степень удовлетворения по­требности, решения проблемы потребителя. В этой связи качество оценивается комплексом потребительских параметров товара: а) нормативных; б) сопоставимых «жестких», т.е. хорошо измеримых в конкретных единицах, и в) «мягких» - оцениваемых экспертным пу­тем в баллах. Прежде всего, важно, чтобы товар не выходил по своим показа­телям за пределы жестко установленных нормативов (например, по ток­сичности, пожароопасности и другим параметрам), соблюдение которых является предметом внимания законодательства о защите потребителей. Если нормативные требования соблюдены, то сопоставляются так называемые жесткие потребительские параметры: производительность, энергопотребление, габариты и другие функциональные, конструктивные, технологические характеристики, измеряемые физическими способами.

                  Организацию производства новых товаров.

В условиях острой конкурентной борьбы победа предпри­ятия на товарном рынке может быть обеспечена только твор­ческой работой в лабораториях и конструкторских бюро, про­изводственных цехах и на участках контроля качества про­дукции. Если совместными усилиями всех производственных и функциональных служб удается создать оригинальный но­вый товар, то он вытягивает пред­приятие с запасных путей на магистральное направление рыночного успеха.

3). Распределительно-сбытовые функции.

Охватывают все то, что происходит с продуктом после его производства, т.е. речь идет о продвижении его на рынок. Воздействие на рынок, являющееся одним из основополагающих принципов маркетинга, преследует цель способствовать успешной реализации товаров. Для этого требуется организовать собственный канал распределения това­ров, что означает совокупность физических и юридических лиц, принимающих на себя право собственности на товары (услуги) на этапе их продвижения от производителя к потребителю. Они подразделяются на прямые и непрямые.

Информация о работе Маркетинговое исследование потребителей