Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать важность проведения маркетинговых исследований потребителей, рассмотрев портрет и поведение потребителей на рынке, направления и методы исследования потребителей, а так же отношения потребителей к товарам и производителям.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Маркетинг………………………………………………………………………5
1.1 Принципы маркетинга………………………………………………..6
1.2 Функции и понятия маркетинга……………………………………...8
1.3 Система маркетинговой информации и процесс маркетинговых исследований…………………………………………………………….16
2. Маркетинговые исследования……………………………………………..18
2.1 Типы маркетинговых исследований………………………………..18
2.2 Методы маркетинговых исследований…………………………….20
3. Маркетинговые исследования потребителей………………………........21
3.1 Портрет и поведение потребителей ………………………………..22
3.2. Изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям…………………………………………………………23
3.3 Поведение потребителя на рынке………………………………….24
3.4 Направления и методы исследования потребителей……………...27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………...33
Третий интервал - между стандартами качества услуги и фактическим обслуживанием, то есть способностью поставщика услуг предоставить необходимый уровень обслуживания. Выполняя требования, предъявляемые к обслуживанию, поставщик услуг должен поддержать процесс обслуживания соответствующими ресурсами и обеспечить обучение персонала.
Четвертый интервал - между обещанным и фактически представленным обслуживанием.
Эти этапы суммируются в пятом интервале, в котором происходит анализ ожиданий потребителя относительно услуги и восприятия предоставленного обслуживания.
Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить, что в современной экономике основной составляющей успешности предпринимательства в сфере услуг является информированность потребителя.
Маркетинговые исследования служат инструментом, помогающим выявить и удовлетворить запросы и ожидания потребителя в стремлении поставщика услуг сделать из потенциального покупателя своего клиента.
3.4. Направления и методы исследования потребителей
Направления и методы исследования потребителей продукции в значительной степени отличаются в зависимости от того, является ли рынок промышленным или потребительским.
Промышленный рынок представляет собой совокупность взаимоотношений между деятелями рынка (производители, посредники, потребители, банки, государственные органы, агенты, брокеры, и т.п., фирмы, предлагающие услуги, и т.д.), осуществляемые в границах определенной территории в определенный момент времени.
В отличие от промышленных деятелей, розничный покупатель действует на рынке не с целью получения прибыли, а для удовлетворения своих личных потребностей. При этом чаще всего люди совершают покупки самостоятельно и выступают только в роли покупателей. В роли продавцов на потребительском рынке выступают компании.
Таким образом, наиболее важное отличие промышленного рынка от потребительского в том, что на промышленном рынке действуют компании и организации, которые не являются только продавцами или только покупателями. Деятели промышленного рынка в разных сделках выступают в разном качестве – могут быть и продавцами, и покупателями, и партнерами.
Из-за постоянной функциональной зависимости в товарах, запасных частях, других материальных ресурсах и обслуживании деятели промышленного рынка находятся в комплексной взаимозависимости друг от друга, что значительно сужает возможности выбора и перемены поставщика. Вследствие этого промышленные покупатели несвободны в выборе партнера.
Стратегия промышленного маркетинга предполагает сосредоточение на отношениях с каждым отдельным покупателем, а значит разработку и реализацию отдельных маркетинговых стратегий для каждого конкретного клиента, включающих основные составляющие маркетинговой деятельности:
– товарная (ассортиментная) политика;
– сбытовая и сервисная политика;
– ценовая политика;
– стратегия коммуникаций.
В экономической теории рассматривается несколько видов конкуренции, при анализе которых, опять-таки, исследуются только поставщики товара на рынок и их поведение, но никак не изучаются свойства потребителей и влияние этих свойств на конкуренцию и конкурентоспособность товаров. Единственный шаг в этом направлении экономисты, занимающиеся изучением конкуренции и конкурентоспособности, сделали, введя понятие дифференциация продукта. Таким образом, учитывается то обстоятельство, что различие в свойствах товара ведет к различной реакции на товар со стороны потребителя. В тех же случаях, когда существует возможность дифференциации, объем сбыта зависит, напротив, от того, насколько удачным является отличие данного товара от других и насколько оно способно заинтересовать особую группу покупателей. Однако дальше самой констатации того факта, что товары с различными (дифференцированными) свойствами могут различным образом конкурировать друг с другом на рынке, ученые не идут.
Экономическая практика, однако, уже давно показала, что потребители на рынке не выступают единым целым – они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами и это свойство необходимо учитывать в теоретических разработках, посвященных конкурентоспособности. Именно это обстоятельство учитывается маркетологами при сегментировании рынка и позиционировании товара. Значит, для того, чтобы определить конкурентоспособность товара, мало просто сравнить его свойства со свойствами конкурентов. Необходимо изучить поведение потребителей и их реакцию на товар.
Сегментация рынка считается основным решением маркетинговой политики. Рынок представляет собой не единообразную картину. Вместо того чтобы «распыляться» по большим рынкам с множеством конкурентов, нужно целенаправленно обрабатывать мелкие сегменты рынка, С помощью этой стратегии частичного рынка создается лучшая и более сильная позиция в мелких сегментах рынка, нежели на рынке в целом.
Сегмент – это особым образом выделенная группа потребителей продукции предприятия, реакция которых на маркетинговые действия одинакова,
В современных условиях выделяют следующие критерии сегментации:
– емкость рынка;
– рентабельность;
– доступность данного сегмента;
– совместимость деятельности предприятия на данном сегменте с деятельностью конкурентов;
– эффективность деятельности предприятия на выбранном сегменте (наличие финансов, трудовых ресурсов, которые бы отвечали требованиям сегмента);
– существенность сегмента, тенденции, которые наблюдаются в его развитии.
Сегментацию рынка необходимо производить с позиции производителя товаров выбранной группы. В маркетинге используются две системы сегментации:
– сегментация рынка относительно товаров и товарных групп;
– сегментация рынка относительно групп потребителей, что позволяет выбрать сегмент более обоснованно.
Таким образом, исследование покупателей, выявление основных мотивов приобретения товаров и анализ покупательского поведения вооружает руководителей и специалистов знаниями, без которых невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно – знанием клиента. Кроме того, информация, полученная в процессе проведения исследования потребителей предоставляет предприятию следующие возможности:
– улучшить взаимоотношения с потенциальными покупателями;
– прогнозировать их потребности;
– выявить товары, пользующиеся наибольшим спросом;
– приобрести доверие покупателей, пользующихся наибольшим спросом;
– выработать соответствующую стратегию маркетинга.
Заключение
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов.
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества на рынке товаров и
услуг, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии. Одним из важных моментов являются маркетинговые исследования. Результаты исследования являются существенным путеводителем» для фирмы. С их помощью можно предотвратить крах фирмы и разработать стратегический замысел.
Можно сказать, что маркетинговое исследование представляет собой эксклюзивную информацию, которая отсутствует в текущем информационном массиве.
Маркетинговое исследование потребителей необходимо предприятию (фирме) для наиболее успешной разработки, производства и доведения до потребителя товаров и услуг, представляющих потребительскую ценность
Маркетинговые исследования потребителей преследуют различные цели и разделяются на множество направлений. К ним относятся сегментирование потребителей, составление портрета потребителей на основании его социально-демографических характеристик, мотивации выбора потребителей, их лояльность к определенной марке, а так же ценовые исследования, исследования бренда и рекламы. Исходными данными для проведения маркетинговых исследований служат собственные базы маркетологов, государственная и ведомственная статистическая информация, а также данные, полученные в ходе "полевых" исследований маркетологов (опросы, глубинные интервью, фокус группы, экспертизы и др.).
Список используемой литературы
1. Азоев Г., Яхин В. Маркетинговые исследования для среднего бизнеса: состояние рынка и перспективы развития. Маркетинг и маркетинговые исследования в России, Москва, 2007.
2. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. 8-е изд. Вильямс, Москва, 2007.
3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. СПб УЭФ, 2007.
4. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х.-М Маркетинг: учебник для вузов. Экономика, Москва, 2008.
5. Бондарев А.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. СПб УЭФ, 2005.
6. Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие. Изд-во ТРТУ, Таганрог, 2008.
7. Гальчев Ф.И. Аналитический обзор современных методов маркетинговых исследований. Вып.3. 2007.
8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. Финпресс, Москва, 2007.
9. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга. Вильямс, Москва, 2008.
10. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. СПб: Питер, 2008.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга. Прогресс, Москва, 2008.
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Прогресс, Москва, 2008.
13. Котлер Ф., Вероника Вонг, Джон Сондерс, Гари Армстронг Основы маркетинга, 4-е европейское издание. Вильямс, Москва, 2007.
14. Маслов В. О роли маркетинга в деятельности предприятия. Финпресс, Москва, 2007.
15. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг: Учебник. ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2006.
16. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. Экономика, Москва, 2009.
17. Элвин С. Бернс, Рональд Ф. Буш. Основы маркетинговых исследований с использованием Microsoft Office Excel. Вильямс, Москва, 2005.
18. Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2006.
19. http://ru.wikipedia.org
34