Маркетинговое исследование рынка фармацевтических товаров. БАДы для снижения веса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
Выяснить какие БАДы и группы БАДов пользуются у потребителей наибольшим спросом , какие БАДы являются по мнению потребителей наиболее эффективными, провести мониторинг цен в аптеках города, а так же повести мониторинг наличия БАДов в аптеках и сравнить эти данные с ситуацией на российском рынке в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Основные сведения
1.1.КЛАССИФИКАЦИЯ БАДов ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЕСА………………………………………..4
1.1.1.По способам воздействия на организм……………………………………………4
1.1.2.Классификация БАД по принципу действия……………………………………6
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ……………………………………………………………………………7
1.2.1. Наличие средств для похудения в аптеках…………………………………7
1.2.2. Распределение препаратов по цене и наличию в аптеках………..7
1.2.3. Перечень БАДов для снижения веса по цене (в день) и наличию в аптеках…………………………………………………………………………………………………….9
1.2.4.Нутрицевтики………………………………………………………………………………..9
1.2.5. Парафармацевтики………………………………………………………………………11
1.2.6. Перечень наиболее часто встречающихся БАДов для ……………..13
II Экспериментальная часть
2.1 Концепция исследования………………………………………………………………….15
2.2.1 Пилотный опрос населения ………………………………………………………….15
2.2.2 Анализ анкет и выводы по пилотному опросу населения…………..16
2.3. Мониторинг наличия БАДов для снижения веса в аптеках города и сравнение со средними показателями по России…………………………………..21
2.4. Мониторинг цен БАДов для снижения веса в аптеках города и сравнения результатов с ситуацией на российском рынке………………………21
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 433.75 Кб (Скачать файл)

                      Государственное образовательное  учреждение высшего

                                             профессионального образования

«Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития РФ»

                    кафедра УЭФ, фармацевтической технологии  и фармакогнозии

 

 

 

 

                    Курсовая работа по дисциплине:

     «Медицинское и фармацевтическое товароведение»

                                                    На тему:

«Маркетинговое исследование рынка фармацевтических товаров. БАДы для снижения веса»

 

 

 

                                                                   Выполнила студентка 5 курса

                                                                                       группы 1

                                                                                        Головина Анастасия 

                                                                                                                    Александровна

                                                                                     Преподаватель Виноградова Е.В.

 

                                                      г. Ростов-на-Дону

                                                                    2013г

                                                    Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I Основные сведения

1.1.КЛАССИФИКАЦИЯ БАДов  ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЕСА………………………………………..4

1.1.1.По способам воздействия  на организм……………………………………………4

1.1.2.Классификация БАД  по принципу действия……………………………………6

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ  ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА  РОССИЙСКОМ РЫНКЕ……………………………………………………………………………7

1.2.1. Наличие средств для похудения в аптеках…………………………………7

1.2.2.  Распределение препаратов  по цене и наличию в аптеках………..7

1.2.3. Перечень БАДов для  снижения веса  по цене (в день) и наличию в аптеках…………………………………………………………………………………………………….9 
1.2.4.Нутрицевтики………………………………………………………………………………..9

 1.2.5. Парафармацевтики………………………………………………………………………11

1.2.6. Перечень наиболее  часто встречающихся БАДов  для  ……………..13

II Экспериментальная часть

2.1 Концепция исследования………………………………………………………………….15

2.2.1  Пилотный опрос  населения ………………………………………………………….15

2.2.2  Анализ анкет  и выводы по пилотному опросу  населения…………..16

2.3. Мониторинг наличия  БАДов для снижения веса в  аптеках города и сравнение  со средними показателями по  России…………………………………..21

2.4.  Мониторинг цен  БАДов для снижения веса в  аптеках города и сравнения  результатов с ситуацией на  российском рынке………………………21

Выводы

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность  темы

 В настоящее время  проблема избыточного веса особенно  актуальна и стоит очень остро  во всем мире. Всемирная ассоциация  здравоохранения (ВОЗ) назвала ожирение  эпидемией XXI в. В большинстве стран  Западной Европы от 9% до 20% взрослого  населения страдают от ожирения, и еще более четверти имеют  избыточную массу тела; в США  — 25% и 50% соответственно. По данным  Минздрава РФ, свыше 60% взрослого  населения страны страдает от  избыточного веса, а около 25% из  них имеют все признаки клинической  формы ожирения.

 

 В последние годы  в большинстве стран мира отмечается  значительный рост распространенности  ожирения, как среди взрослого, так  и детского населения. Во многих  экономически развитых странах  за последнее десятилетие распространенность  ожирения увеличилась вдвое. По  прогнозам экспертов ВОЗ, при  сохранении существующих темпов  роста заболеваемости к 2025 г. в  мире будет насчитываться более 300 млн. страдающих ожирением.

 

 Ожирение можно определить  как избыточное накопление жира  в организме, представляющее опасность  для здоровья. По статистике, приводимой  страховыми компаниями США, от  сахарного диабета тучные люди  умирают в 4 раза чаще, чем те, кто  имеет нормальную массу тела, от ишемической болезни сердца  — в 2 раза чаще, от желчекаменной  болезни — в 2—2,8 раза, а от  цирроза печени — в 1,5—2 раза. Продолжительность жизни тучных  людей сокращается на 5—10 лет.

 

 Однако, несмотря на  такую ситуацию, среди населения  России отсутствует отношение  к ожирению не только как  к серьезному заболеванию, но  и как к патологии вообще. Низкая  информационная культура населения, а также порой недостаток внимания  врачей к данной проблеме привели  к тому, что в последнее время  в России широкое распространение  получили различные средства  для похудения, основная часть  которых  являются БАДами.

 

Цель

Выяснить какие БАДы и группы БАДов  пользуются у потребителей  наибольшим спросом , какие  БАДы являются по мнению потребителей наиболее эффективными, провести мониторинг цен в аптеках города, а так же повести мониторинг  наличия БАДов в аптеках и сравнить эти данные с ситуацией на российском рынке в целом.

Объекты исследования

Анкеты пилотного опроса населения

Статическая отчетность аптек

 

ГЛАВА I Основные сведения

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ БАДов  ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЕСА.

 

      1. По способам воздействия на организм все БАД делятся две большие  группы:

Первая группа БАД — нутрицевтики. Их название происходит от латинского слова nutricium, обозначающего питание. Нутрицевтики обычно приравнивают к еде, так как они содержат в себе минимум лекарственных компонентов, их можно принимать самостоятельно, не опасаясь, что они нанесут вред здоровью. Суть применения нутрицевтиков для снижения массы тела заключается в том, что этими препаратами (низкокалорийными, но содержащими все необходимые организму витамины и элементы) заменяют один или несколько приемов пищи в день, снижая, таким образом, общую калорийность рациона

Заменители пищи — как правило, применяются для облегчения проведения низкокалорийных диет. Эти препараты содержат некоторое количество разбухающей клетчатки и вещества, снижающие аппетит, а также взвесь аминокислот, белков и витаминов, имитирующих нормальную полноценную пищу. Эти препараты лишь слегка корректируют фигуру; при этом обращаться с ними нужно очень осторожно — если их заедать обычной пищей, можно не похудеть, а поправиться т.к. многие подобные препараты могут использоваться как для увеличения веса ( если вы принимаете их на фоне обычного меню ), так и для похудания                  ( если вы заменяете ими 1-2 приема пищи в день ). Они, как правило, не только помогают скорректировать фигуру, но и улучшают общее состояние организма. Поэтому их лучше употреблять вместо еды во время разгрузочных дней, а также для замены высококалорийных продуктов и блюд, нежелательных в вашем рационе.

 

 

 Вторая группа БАД — парафармацевтики. По своим свойствам парафармацевтики ближе к лекарственным препаратам, их можно использовать как вспомогательные терапевтические средства при различных заболеваниях. Они обладают достаточно сильным лечебным действием, и принимать такие препараты следует по рекомендации и под наблюдением врача. К парафармацевтикам относятся регуляторы чувства голода (аноректики), сжигатели жира, очищающие и балластные вещества.

 

Аноректики — препараты, подавляющие аппетит. Основное предназначение аноректиков заключается в том, что они, притупляя чувство голода, помогают выдержать необходимую диету, но избавить от накопленного жира без физических нагрузок не в состоянии. В настоящее время наиболее известными аноректическими препаратами, представленными на российском рынке, является «Стройность Мерцаны» (ООО «Курортмедсервис», Россия). Следует отметить, что все аноректики должны приниматься только под наблюдением врача.

 

 Балластные вещества — способны разбухать в желудке, создавая таким образом иллюзию насыщения и уменьшая количество пищи, съедаемой человеком. К балластным веществам можно отнести микрокристаллическую целлюлозу («Анкир-Б», выпускаемый ООО «Эвалар» и МКЦ-229 фирмы «Лавка жизни») и препараты серии «Нутрикон» («Арго»), основой которых являются отруби.

 

Очищающие средства — мочегонные и слабительные. Мочегонные компоненты входят практически в любой комплексный препарат для похудения, в том числе и в широко известную «СуперСистему 6». Как правило, к данной группе препаратов относятся почти все чаи для похудения — «Канкура («CancuraInterna», Китай), «Летящая ласточка» («Синвей», Китай), «RedSlimTea», «Похудей!» («Еланда», Польша) и другие.

 

Сжигатели жира. Данную группу препаратов для похудения можно разделить на две подгруппы в зависимости от их действия. Первая подгруппа расщепляет жиры, поступающие в организм вместе с пищей, не давая им откладываться. Наиболее известными представителями этой группы препаратов являются препараты типа «Хитозана» (в состав которых входит хитин, получаемый из панцирей ракообразных). Препараты второй подгруппы — это сжигатели, или расщепители жира, уже имеющегося в организме. Чаще всего такие препараты производятся на основе бромелайна — фермента, выделяемого из ананаса, а также на основе травы гуараны южноамериканской.

 

 

 

 

 

 

 

1.1.2.Классификация БАД по принципу действия

В клинической практике для профилактики и лечения ожирения применяются следующие виды БАД для похудения:

1.Активаторы метаболизма и липолиза:

-эфедра китайская;

-гуарана;

-коммифора;

-фукус мелкопузырчатый;

-красный стручковый перец;

-L-карнитин;

-липотропные факторы.

2.БАД, препятствующие новообразованию  жира:

-гарциния камбоджийская;

-хром;

-витамины группы В.

3.БАД, уменьшающие усвоение жиров  в кишечнике:

-пищевые волокна;

-хитозан;

-кассия мимозовидная.

4.БАД, регулирующие повышенный  аппетит:

-5-гидроокситриптофан.

5.БАД, обладающие другими лечебно-профилактическими  свойствами:

-омега-3 полиненасыщенные  жирные кислоты;          -фосфолипиды;

-триглицериды жирных кислот;                                        -растительные мочегонные препараты;

-растительные желчегонные  препараты.

Как видите из приведенной классификации не все БАД для похудения вредны, однако не все они и полезны. Важно понимать, что бесконтрольное применение БАДов для похудения может принести вред здоровью.

 

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ  ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА  РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

 Различные средства  для похудения представлены на  рынке России достаточно хорошо  — они имеются в 92,8% обычных  аптек и во всех web-аптеках. При  этом средства для похудения  есть в продаже в 87,0% городских  аптек, в 89,2% независимых аптек и  во всех сетевых аптеках (табл. 1).

1.2.1. Наличие средств  для похудения в аптеках 

 Таблица 1. Наличие средств  для похудения в аптеках 

 

 

В подавляющем большинстве аптек в наличии имеются от 1 до 3 препаратов для похудения (исключение составляют лишь web-аптеки, в большей части которых в продаже имеется более 6 препаратов).

1.2.2.  Распределение препаратов  по цене и наличию в аптеках

 

 Следует отметить, что  подавляющее большинство препаратов (54%) относятся к группе редких (то есть их можно обнаружить  менее чем в 3% от общего количества  мест продажи). В этой группе  преобладают препараты в среднем  ценовом диапазоне (они составляют 24%), однако доля дорогих и дешевых  препаратов также достаточно  велика (табл. 2, рис. 1). На втором месте  по размеру находится группа  так называемых «обычных» препаратов, встречающихся в 3—8% аптек. В этой  группе преобладают дешевые препараты (их доля составляет 17%), в то  время как доля дорогих препаратов  ничтожно мала (всего 3%). В группе  наиболее популярных препаратов (встречающихся более чем в 8% аптек) препараты всех ценовых диапазонов  представлены более или менее  равномерно (от 6 до 4%); однако если  препараты стоимостью до 10 рублей  в день попали в эту группу  именно вследствие низкой цены  и, соответственно, популярности у  отребителей, то дорогие препараты  попали в эту категорию благодаря  активности фирм-производителей.

 

 

Таблица 2. Распределение препаратов по цене и наличию в аптеках

 

 Рисунок 1. Распределение  препаратов по цене и наличию  в аптеках 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3. Перечень БАДов для снижения веса  по цене (в день) и наличию в аптеках

 Таблица 3. Перечень препаратов  по цене и наличию в аптеках 

1.2.4.Нутрицевтики

 На рынке препаратов  для снижения веса нутрицевтики  представлены плохо, их доля по  маркам составляет только 8,3% от  общего количества средств для  похудения, а доля по частоте  появления в аптеках — 2,4% (табл. 4). В основном нутрицевтики можно  найти в Internet-магазинах ; доля нутрицевтиков по наличию марок в различных местах продажи составляет 7,2% в web-аптеках и 0,4% по обычным аптекам. В продаже имеются препараты как российского («Доктор Слим», разработанный в Самаре), так и иностранного производства. Среди нутрицевтиков иностранного производства встречаются китайские («Экстракт ГУО»), французские («Коктейль красоты»), американские и немецкие («FitLine») препараты.

 

 

 

 Таблица 4. Сравнение нутрицевтиков  и парафармацевтиков

 

* Доля от числа аптек, в которых продаются препараты  для снижения веса.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка фармацевтических товаров. БАДы для снижения веса