Маркетинг в издательском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 00:01, контрольная работа

Краткое описание

1.Видо-типологический состав информационных изданий, организация их редакторской подготовки
2. Работа над библиографическим указателем .
3.Работа над реферативным изданием.
4.Редактирование аналитического обзора .
5.Работа над аппаратом информационных изданий.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.53 Кб (Скачать файл)

1.Видо-типологический состав  информационных изданий, организация  их редакторской подготовки 

2. Работа над библиографическим  указателем .

3.Работа над реферативным  изданием.

4.Редактирование аналитического  обзора .

5.Работа над  аппаратом  информационных изданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзорное издание – информационное издание,  в котором основное информац.поле составляют обзоры.

Информационные обзоры – научные  произведения, в которых с определенной степенью полноты рассматривается  какая-то научная проблема.

Крупнейший центр – ВИНИТИ

По содержанию:

* библиографический – используются  сейчас редко, содержит краткую хар-ку формальных сторон первоисточника (авторы, вид док-тов, их объем, наличие нетекстовых элементов, языка документов). Используется для внутренних нужд организации.

* реферативный – объект обозрения  содержание первоисточника, но оценка  и анализ не дается. Подготавливается  отраслевыми центрами информации

* аналитический – содержательные  хар-ки информации + оценка и анализ

* монологический – содержательные  хар-ки + оценки и анализ + прогноз развития отрасли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Видо-типологический состав информационных изданий, организация их редакторской подготовки.

Появление информационных изданий (ИИ) было обусловлено ростом объема информации в обществе вследствие интенсивного развития научной и производственной деятельности, с одной стороны, и  необходимостью создания условий для  эффективного использования новой  информации в интересах научно-технического и социального прогресса - с другой.

Под информационным понимается такое издание, которое содержит систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ним ознакомления, выпускаемое органами научной и технической информации, а также другими организациями, осуществляющими информационною деятельность.

Как видно из определения, информационное издание является производным, вторичным по своему содержанию. Предметом его содержания являются сведения о таких работах, которые считаются первичными документами (первичными источниками), поскольку непосредственно отражают результаты во всех сферах общественной деятельности, где создается информация, - в науке, культуре, искусстве, производстве и др. К ним относятся опубликованные литературные произведения различных жанров - статьи, монографии, описания изобретений, доклады и т.п., а также издания - научные и производственные монографии, сборники научных трудов, сборники материалов научных конференций, социальные журналы и другие издания, которые содержат новою информацию. В число неопубликованных работ (документов) входят отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, конструкторская документация.

В зависимости от характера  включаемой информации и целевого назначения ИИ подразделяются на библиографические, реферативные и обзорные. К первым относятся издания, которые включают только библиографические сведения о документах, а также, в отдельных случаях, - краткую аннотацию. В реферативных изданиях наряду с библиографическими сведениями дается краткое изложение содержания документа. Обзорное издание представляет собой систематизированное изложение информации по определенной теме (проблеме) или ряду тем (проблем) на основе анализа содержания некоторого множества документов с целью оценки состояния, тенденций и направлений (перспектив) развития предмета обозрения. К библиографическим изданиям относятся текущие, рекомендательные ретроспективные библиографические указатели, к реферативным изданиям - реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информации и информационные листки, к обзорным изданиям - обзор по одной теме, проблеме, направлению (моноиздание) и сборник обзоров, включающий ряд обзорных статей и обычно охватывающий несколько тем (проблем).

Целевое назначение информационных изданий наиболее полно проявляется в их функциональных свойствах. Информационные издания и входящие в их состав библиографические описания, аннотации, рефераты, обзоры находятся в тесных функциональных связях и взаимодействии и по сути представляют собой систему, отображающую поток первичных документов в области науки, техники, производства и других сферах.

Библиографические издания, информирующие о новых поступлениях литературы (текущие библиографические  указатели), прежде всего должны выполнять сигнальную функцию, т.е. регулярно, в очень короткие сроки и возможно более полно оповещать потребителей обо всех опубликованных в мире первичных документах по интересующим их вопросам. Это функциональное свойство указателей послужило причиной отнесения их к так называемой сигнальной информации.

Требование возможно более  полного охвата всех публикуемых  в мире научных документов по сути сводится к необходимости выполнять функцию регистрации этих документов с целью сохранения возможности их отыскания в любое время. Осуществляя регистрацию первичных документов, библиографические указатели выполняют вместе с тем систематизирующую. Систематизация производится в соответствии с единым рубрикатором информационных изданий. Все это направлено на то, чтобы упорядочить сведения о первичном информационном потоке, создать благоприятные условия для ориентации в нем и для поиска нужных документов. Следовательно, библиографические указатели выполняют такжеориентирующую, адресную и поисковую функции.

Текущий библиографический  указатель, а также рекомендательный и ретроспективный указатели  выполняют информативную и индикативнуюфункции, поскольку включают сведения о первичных документах и характеристику их содержания, особенно в тех случаях, когда используются аннотации.

Для рекомендательных указателей нужно считать специфической функцию пропаганды научно-технических достижений путем указаний на соответствующие первоисточники, а также функции управления воспитанием и повышением деловой квалификации. Ретроспективные указатели выполняют функции содействия научной и производственной деятельности потребителей информации.

Для реферативного издания одной из характерных функций является информативная. Ее выполнение становится возможным, прежде всего потому, что реферат включает основное содержание первичного документа, чего нет в библиографическом издании. Причем иногда это содержание излагается настолько подробно (как, например, в экспресс-информации), что реферат может заменить чтение первичного документа. Потребитель информации, пользуясь реферативным изданием, имеет возможность вести достаточно точные наблюдения за новейшими достижениями как в своей, так и в смежной областях науки и техники. Реферативные издания обладают способностью аккумулировать информацию, рассеянную по множеству первичных документов.

К важному функциональному  свойству реферативных изданий следует  отнести научную коммуникативность. Реферативные издания (в особенности реферативный журнал и экспресс-информация) способствуют преодолению межъязыковых барьеров и установлению интернациональных связей в науке.

Реферативные издания  следует рассматривать как информационно-поисковую  систему, пользуясь которой можно  осуществлять поиск информации и  документов. Благодаря систематизирующему свойству реферативное издание обладает способностью устранять рассеянность, раздробленность, неупорядоченность информации при отражении в ней потока первичных документов. Это же функциональное свойство смыкается с другим: реферативное издание помогает потребителям информации ориентироваться в первичном потоке.

Нужно обратить внимание на оценочную функцию реферативных изданий. Дело в том, что реферированию подвергаются не все первичные документы, а только те, которые содержат ценную научную и /или техническую информацию. Оценочная функция носит косвенный характер и проявляется при отборе документов для реферирования. Эта функция находит свое выражение также при решении вопроса об объеме рефератов и при подготовке экспресс-информации.

Функции обзоров также разнообразны. Обзоры играют большую роль в научно-информационной деятельности, поскольку их составление способствует синтезу научной информации, что становится доминирующей тенденцией в развитии современной науки.

Как документ, в котором  излагаются сведения, характеризующие  какую-либо проблему (вопрос, предмет  и т.д.), обзор обладаетинформативными свойствами. Он может использоваться также в качестве учебного материала, поскольку содержит систематизированное изложение информации, накопленной в определенной области. Другими словами, обзор может выполнять познавательную функцию.

Обладая научно-коммуникативным  свойством, обзор способствует преодолению  межъязыковых барьеров, облегчает доступ к информации и овладение ею, помогает интеграции науки, установлению информационных связей в научном мире, совершенствованию  и развитию языка науки.

Обзор, в отличие от библиографических  и реферативных изданий, как правило, избавляет потребителя информации от необходимости обращаться непосредственно  к первоисточнику. Вместе с тем  он предоставляет такую возможность, поскольку в нем дается критическая  оценка содержания документа и должны быть указаны все признаки, которые  требуются для его поиска. Это  значит, что обзор в состоянии  выполнять индикативную, адресную и поисковую функции.

Рассматривая функциональные свойства ИИ, приходим к выводу, что  они представляют собой многофункциональную  систему. Общими систематизирующими факторами  являются их содержательная вторичность (производность), цели и задачи подготовки и выпуска, заключающиеся в предоставлении потребителям сведений об источниках информации и их содержании. Однако каждое издание в этой системе  имеет свою функциональную специализацию. Она проявляется в том, что  в ряду нескольких функций издания  есть функции высшего и низшего  рангов или главные, ведущие, и второстепенные, сопутствующие. Все дело в уровнях  и объемах решаемых задач. Так, ункции сигнального оповещения и регистрационная, которые являются главными для библиографических изданий, теряют свое ведущее значение для реферативных и особенно обзорных изданий. Вместе с тем информативная, информационно-коммуникативная, научно-коммуникативная функции при переходе от использования библиографических изданий к использованию реферативных и обзорных становятся все более доминирующими, их эффективность и действенность повышаются.

Потребителей информационных изданий можно разделить на две  группы. Одна - коллективные потребители, другая - индивидуальные потребители, которых в традиционном понимании  принято называть читателями.

Потребители первой группы - это справочно-информационные фонды, библиотеки различных категорий, органы НТИ научно-исследовательских институтов, предприятий и т.п. Они не являются читателями, лично нуждающимися в  информации. Их цели в отношении  использования информационных изданий  обусловлены прежде всего общими производственными и научными задачами соответствующих отраслей, ведомств, предприятий, учреждений. Они используют информационные издания для комплектования справочно-информационных картотек, каталогов, поисковых массивов; для создания информационных баз; для разыскания информации и документов и т.д.

Таким образом, использование  информационных изданий потребителями  первой группы сводится к информационному  обслуживанию потребителей второй группы.

Круг индивидуальных потребителей информации весьма широк. В принципе информационные издания могут представлять интерес для всех, кто работает в сферах науки, техники, экономики, производства, культуры, искусства. Большую  группу индивидуальных потребителей информации составляют ученые и специалисты, которые  ведут научные исследования. В  самостоятельную группу выделяются инженеры - разработчики новой техники, конструкторы. Как отдельная группа должны рассматриваться инженеры и  другие специалисты, работавшие на производстве, поскольку их отличают свои информационные потребности. Имеют свои информационные интересы и постоянно следят за новейшими  научно-техническими достижениями преподаватели  учебных заведений. К особой группе индивидуальных потребителей информации относятся руководители министерств, ведомств, акционерных объединений, научно-исследовательских и других учреждений, а также работники  плановых органов, системы предпринимательства.

Основными требованиями, предъявляемыми к информационным изданиям, являются актуальность и достоверность приводимых в них сведений: исчерпывающая  полнота охвата отечественных и  зарубежных источников, обусловленная  целевым назначением издания, лаконичность представления информации, оперативность  выпуска. В применении к конкретным видам информационных изданий эти  требования получают развитие или уточнение.

2.Работа редактора над библиографическим указателем

Тему библиографического указателя характеризует круг вопросов, охватываемых библиографической информацией. Этот круг зависит от целевого и читательского назначения, которые образуют единство, определяющее тематический профиль указателя и выбор средств представления информации.

Критерием актуальности темы текущего библиографического указателя  является соответствие ее основным направлениям развития данной области науки, производства, культуры. Тема такого указателя бывает обычно запрограммирована в названии серии, выпуска и т.д.

Иное дело рекомендательный библиографический указатель. Тематические границы определяемых им источников достаточно четко очерчены с целью  указать конкретную литературу, необходимую данной категории потребителей информации для повышения квалификации, решения производственных задач и т.д. Так, очевидно, что указатель литературы по редакционно-техническому оформлению книги адресуется в первую очередь техническому редактору, указатель по устройству, эксплуатации и ремонту наборно-печатающей техники - операторам и другим специалистам, обслуживающим эту технику.

Информация о работе Маркетинг в издательском деле