Маркетинг в различных сферах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности. Объект исследования – маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Предмет исследования – основные виды и типы маркетинга, особенности маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности.

Содержание

Введение....................................................................................................3-4
1. Сущность маркетинга и его особенности в различных сферах деятельности.............................................................................................5-19
1.1 Понятие маркетинга, его роль в деятельности предприятия .....5-9
1.2 Основные функции маркетинга.........................................................9-10
1.3 Особенности реализации организацией маркетинга в различных отраслях деятельности....................................................................................10-19
2. Комплекс маркетинговых средств в различных отраслях деятельности..............................................................................................20-24
2.1Специфика комплекса маркетинга в сфере производства.............................................................................................20-21
2.2Особенности комплекса маркетинга в сфере услуг............................................................................................................21-24
3. Исследование специфики маркетинга в банковской сфере..........................................................................................................25-38
3.1 Организация маркетинга в банковской сфере...............................25-26
3.2 Особенности применения маркетинговых методов в банковской сфере… 26-38
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2.docx

— 67.58 Кб (Скачать файл)

  Цена определяется  как количество денег, либо  других ценностей, которые клиент  меняет на преимущества, связанные  с обладанием или использованием  услуги.

  Продвижение  – это действия, которые информируют  целевую категорию клиентов об  услуге, ее достоинствах и склоняющие  их к покупке. Месторасположение  подразумевает все действия предприятия,  направленные на то, чтобы сделать  услугу доступной для целевой  категории клиентов. В 1981 году  Бумс и Битнер, разрабатывая концепцию  маркетинга в сфере услуг, предложили  дополнить классический маркетинг-микс  тремя дополнительными элементами, к которым они отнесли людей,  процесс покупки, физический атрибут.Люди  – подразумеваются все люди, прямо  или косвенно вовлеченные в  процесс оказания услуги, к примеру,  сотрудники и другие клиенты.

  Процесс покупки – это процедуры, механизмы, последовательности действий, обеспечивающие оказание услуги.

  Физический  атрибут – это материальный  предмет, который может служить  для клиента подтверждением факта  оказания услуги.

Расширенный комплекс маркетинга 7P постепенно вытесняет 4P, так как лучше соответствует  особенностям сферы услуг, ставшей  сегодня основным направлением деятельности маркетологов. Следует отметить, что  все три дополнительных части  комплекса маркетинга услуг относятся, главным образом, к внутренним факторам работы предприятия, а не к его  внешним характеристикам, как первые четыре части. Комплекс маркетинга 7P признает, что происходящее внутри предприятия  имеет непосредственное отношение  к маркетингу, следовательно, помимо внешнего, требуется еще и внутренний маркетинг.

  Таким образом,  рассмотрев теоретические основы  маркетинга услуг, перейдем к  изучению практики на основе  рынка туристических услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исследование  специфики маркетинга в банковской  сфере

   3.1 Организация  маркетинга в банковской сфере

  Маркетинг в банке можно определить как стратегию выявления и использования потребностей общества в услугах банка в коммерческий целях. Глубина проработки отдельных вопросов маркетинга может быть различной в зависимости от масштаба деятельности банка, общей стратегией его развития и квалификации специалистов, занимающихся вопросами маркетинга. В общем случае наиболее полно вопросы маркетинга должны быть разработаны при принятии особенно важных для деятельности банка решений, таких, как планируемое увеличение уставного капитала, расширение географии деятельности банка, в том числе открытии филиалов и представительств, а также других решений, учитывающих значимые изменения в условиях внешней среды и внутренней организации банка.

  Общая схема организации маркетинговой деятельности в банке может быть представлена следующим образом.

1.Анализ рыночных возможностей (маркетинговые исследования)

  • рынок физических лиц
  • рынок юридических лиц

2. Отбор целевых рынков 

  • сегментирование рынка
  • услуги позиционирование на рынке

3. Разработка системы  маркетинга 

  • разработка и продвижение новых видов услуг
  • ценовая политика

4. Вспомогательные службы  системы маркетинга 

  • маркетинговая система
  • информация планирования и контроля

  Успешно функционирующая система маркетинга в банке включает следующие основные элементы: ПРОДУКТЫ (УСЛУГИ); СБЫТ; РЫНОК; ЦЕНЫ; ПРОДВИЖЕНИЕ.

3.2 Особенности  применения маркетинговых методов  в банковской сфере

  Маркетинг как комплексная, равносторонняя и целенаправленная деятельность в области производства и рынка обеспечивает решение конкретных рыночных задач наиболее рациональным в конкретной ситуации путем. 
  Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм, банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. 
  Банковский маркетинг в силу его специфики представляет собой особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией. 
  Последние изменения в банковских системах стран с развитой рыночной экономикой, реальная хозяйственная ситуация в России сегодня привели к жизненной необходимости освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковской деятельности, выход ее за границы традиционных операций, усиление конкуренции с иностранными банками, появление у банков конкурентов в лице небанковских учреждений, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг. 
  Банки, как и любой производитель (любое предприятие) являются самостоятельным юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар), специфический товар - услуги, получают свою прибыль и вообще осуществляют свою деятельность. 
 
  Основу маркетинговой деятельности банка составляет анализ его рыночных возможностей, который предполагает проведение маркетинговых исследований с целью определения места на рынке ссудного капитала. 
 
  Как правило, руководство банка ставит задачи изучения рынка и на основании этого цели, например, сбор и анализ информации о рынке, конкурентах, банковских продуктах и услугах, изучение статистики и т.д. Глубина проработки отдельных вопросов маркетинга может быть различной в зависимости от масштаба деятельности банка, общей стратегии его развития и квалификации специалистов, занимающихся вопросами маркетинга. В общем случае вопросы маркетинга должны быть разрешены при принятии особо важных для деятельности банка решений, таких, как планируемое увеличение уставного капитала, существенное расширение географии деятельности и её масштабов (открытие филиалов и представительств) и др. 
 
  Основной целью банковского маркетинга является обеспечение оптимальной скорости продвижения банковских услуг на всем пути - от банковского учреждения до конечного потребителя (клиента), т.е. такой скорости, при которой сочетались бы наиболее выгодные темпы продажи и оборачиваемости денег, а также минимальные затраты на хранение финансовых ресурсов, с одной стороны, со способностью полностью и своевременно удовлетворять спрос клиентов, с другой. 
  Реализация товаров и услуг – важнейшая  задача в деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка.  Целью политики руководства банка  и  деятельности всех его служб  является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих  услуг и завоевание рынка, рост получаемой прибыли. 
 
  Каждый  банковский работник и специалист должен  знать основные принципы маркетинга, чтобы постоянно применять его в своей работе.  
 
  Еще совсем недавно рынок банковских услуг был рынком продавца, когда клиенты располагали большими суммами (вследствие инфляции) денег, а банков было немного. Но   в последнее время при наметившейся стабилизации с  инфляцией, ростом ставки рефинансирования и в условиях хронической нехватки   денежных ресурсов у основных клиентов банков – предприятий, рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя.  С этого момента большинство российских банков  стали искать новые способы привлечения клиентов. Для этих целей они могут успешно применять маркетинг. 
 
  Таким образом, маркетинг в банке – это стратегия и философия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого  и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руководителей до  низовых звеньев. Всех, чья работа может повлиять на клиента. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагает   переориентацию банка  со своего продукта на  потребности клиента. Поэтому необходимо  тщательное  изучение рынка, анализ  изменяющихся вкусов и потребностей потребителей банковских услуг.  Примером применения такого подхода к организации деятельности можно считать некоторые акции Сбербанка России. 
 
  В рамках современного маркетинга меняются отношения  банка и клиента. Если ранее банк  предлагал  клиентам стандартный набор банковских услуг, то  сейчас он  вынужден постоянно разрабатывать новые виды  банковских продуктов, которые адресованы конкретным группам  клиентов – крупным предприятиям, мелким фирмам, отдельным категориям физических лиц и т.д.  
 
  Одна из целей банковского маркетинга – постоянное  привлечение новых клиентов.  В развитых странах Запада  банковские услуги потребляют около 80%  домашних хозяйств.  Конечно, в России  эта цифра тоже может быть  достаточно велика, но  она  складывается в основном только за счет  привычки населения хранить свои деньги на  депозитах и вкладах  до востребования в Сбербанке России.  
 
  Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и использование банком наиболее  выгодных  рынков банковских  продуктов с учетом реальных потребностей  клиентуры.  Это предполагает  четкую постановку целей банка, формирование   путей и способов их достижения и разработку  конкретных  мероприятий для реализации планов. 
 
  Маркетинг в банковской сфере  нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ  финансового  состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений   в деятельности банка.  Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств  в этот банк. 
 
  В банках  все больше применяется интегрированный маркетинг, целью которого  является не только привлечение клиентов, но    и постоянное улучшение качества их  обслуживания. Специфика   интегрированного маркетинга   заключается в том. Что коммерческие банки заинтересованы  не только   в привлечении   денежных средств клиентов, но и в активном их использовании с помощью  эффективного кредитования предприятий, учреждений,  государства, населения. Это обуславливает  необходимость  комплексного  развития маркетинга  как в сфере  отношений банка с вкладчиками, так и в сфере  кредитных вложений. Цели  банка в этих двух сферах различны: в первой – привлечение клиентов в качестве вкладчиков    денежных средств, а во второй – направить кредитные  ресурсы банка  таким предприятиям, которые  использовали их с наибольшей пользой и были бы в состоянии возвратить кредит в установленные сроки. 
  Также особенность банковского маркетинга является то, что  он объединяет в единое целое    принципы маркетинга   конечного продукта и маркетинга товаров промышленного назначения. Известно, что некоторые банки  ориентируются  только на крупных клиентов, в том числе  и на друге банки, а некоторые  - на мелких клиентов, которые являются конечными потребителями банковских услуг. В соответствии с этим разделением   клиентов банка  происходит и разделение маркетинга внутри банка. Но, я думаю, не стоит делить предмет банковского маркетинга на две части, гораздо проще рассматривать банковский маркетинг как одну систему, соединяющую в себе два различных подхода. 
 
  В конечном же счете банковский маркетинг направляется на осуществление  единой цели:  рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств  в хозяйстве. 
 
  В  рамках  маркетинга в банке должны реализовываться следующие принципы: 
 
1.      Направленность действий всех банковских работников  на достижение конкретных  рыночных целей. 
 
2.      Комплексность процесса функционирования маркетинга (маркетинговая  информация, планирование, организация и контроль). 
 
3.      Единство стратегического и  оперативного  планирования маркетинга. 
 
4.      Разносторонне и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка. 
 
5.      Обеспечение заинтересованности каждого работника   в постоянном повышении своей квалификации. 
 
6.      Создание благоприятного  психологического климата в коллективе банка. 
 
7.      Многие из этих принципов перекликаются с принципами менеджмента, которые мы изучали в Теории менеджмента. 
 
8.      Основными задачами маркетинга в банке можно назвать: 
 
9.      Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка. 
 
10. Повышение ликвидности банка в целях  соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка. 
 
11. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений. 
 
12. Поиск новых   потребностей  в банковских услугах. Проведение маркетинговых исследований. 
 
13. Привлечение  в банк новых клиентов.  Поддержание  и развитие  имиджа банка как надежной,  ориентированной на  потребности клиента организации. 
 
  В соответствии с этими задачами  банковский  маркетинг ориентируется на  достижение высоких количественных,  качественных и социальных показателей, таких как: 
·        количество клиентов банка и их счетов; 
·        объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций; 
·        размеры совершаемых   банком операций и услуг, показателей доходов  и расходов банка; 
 
·        степень удовлетворения клиентов по объему,  количеству и качеству услуг. 
Объекты и методы маркетинга 
 
  Банковский продукт представляет комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям. 
 
  Ясно, что для успешного продвижения продукта на рынок и его реализации необходимо дифференцировать клиентов и выявить тех, которые могут явиться потенциальными потребителями данного продукта. Все клиенты имеют разные вкусы и потребности, и к ним соответственно требуется применить разную маркетинговую стратегию. 
 
  На помощь приходит метод сегментации рынка, т.е. разделения неоднородного крупного рынка на ряд более мелких однородных сегментов, что позволяет в свою очередь выделить группы клиентов с близкими или идентичными интересами или потребностями. Сегментация позволяет: 
 
·        более точно очертить целевой рынок в значениях потребностей клиентов; 
·        определить преимущества или слабости самого банка в борьбе за освоение данного рынка; 
 
·        более чётко поставить цели и прогнозировать возможности успешного проведения маркетинговой программы. 
Сегментация может быть проведена различно. 
  Различают следующие группы клиентов: корпорации, индивидуалы, кредитно–финансовые институты, правительственные учреждения. Каждая из данных групп с помощью определённых критериев разбивается на большое количество узких сегментов. Например: 
 
·        по географическому признаку потенциальные клиенты банка делятся в зависимости от принадлежности к тому или иному региону, имеющему свои особенности; 
·        психологичесий фактор предполагает изучение образа жизни потребителя, его реакцию на предлагаемые услуги и способы их продвижения (в частности, на рекламу). Также учитываются различные аспекты поведения потенциальных клиентов, искомые выгоды, повод для приобретения услуги и отношение к ней, владение информацией относительно банковской продукции, частота приобретения услуг банка; 
·        сегментация по демографическому признаку учитывает возраст и пол потенциальных клиентов; состав и возрастную структуру семьи; образование, уровень доходов и т.д. Банки, как правило, выделяют следующие сегменты розничного рынка: богатые клиенты; клиенты, имеющие высокий уровень достатка; специалисты; предприниматели; рабочие и служащие; студенты и молодёжь; пенсионеры. 
 
  После определения структуры рынка банк выбирает для себя ту или иную стратегию маркетинга. 
 
  Концентрированный маркетинг предполагает концентрацию на одном рыночном сегменте. При этом банк может сконцентрировать свои усилия на обслуживании одной группы потребителей. Этот метод широко используется при завоевании новых рынков. Преимущества данной стратегии состоят в относительной независимости от действий конкурентов, знание потребностей клиентов «своего» сегмента, целенаправленность рекламной кампании, стабильности доходов банка. К её недостаткам можно отнести преодоление борьбы конкурентов за привлекательный сегмент рынка на начальном этапе, концентрацию на нуждах определённого круга клиентов, что приводит к некоторой «однообразности» услуг, необходимость разработки дополнительных видов банковской продукции для удовлетворения и, по возможности. Предвосхищения запросов потребителей, поддержку постоянного контакта с клиентами. 
  Другим вариантом концентрированного маркетинга является удовлетворение одной потребности всех групп потребителей. Выбор данного направления характерен для вновь образованных банков, которым необходимо выделиться из большого числа банковских учреждений.     Основным элементом успеха в данном случае является удачный выбор специализации, т.е. услуга, которая была бы необходима широкому кругу клиентов и давала бы преимущество перед конкурентами. Положительные стороны данной стратегии состоят в возможности более детального изучения потребностей клиентов на данный вид банковской продукции, наличии практического опыта и , следовательно, оказании услуг на «высшем»по сравнению с конкурентами уровне. Негативными сторонами данного метода можно считать трудности поиска и разработки «своего» банковского продукта, который бы выгодно отличался от продуктов–аналогов, необходимость вести конкурентную борьбу с производителями аналогичных услуг и постоянно совершенствовать данный вид банковской продукции, подверженность колебаниям конъюнктуры рынка, большие затраты на рекламу, которая должна охватить широкие слои общества. 
 
  Дифференцированный маркетинг предполагает ориентацию банка на два или более различных рыночных сегмента. Преимущества данного метода — в быстром приспособлении к ситуации на рынке, способность проводить ценовую политику в зависимости от возможностей различных клиентов, возможности при неудачах в каком–либо сегменте быстро переключить своё внимание на другие. Недостатками являются значительные затраты на маркетинг и постоянная конкурентная борьба за каждый рыночный сегмент. 
 
  Массовый, или дифференцированный маркетинг предполагает разработку единой программы для всех рыночных сегментов, т.е. предоставление услуг клиентам всех потребительских групп. Данный метод применяется в ситуации, когда рынок банковских услуг практически однороден. К преимуществам недифференцированного маркетинга относятся возможность широкого привлечения и обслуживания новых клиентов из различных сегментов, а также небольшие затраты на маркетинг. Недостатками являются наличие постоянной конкурентной борьбы, трудности с завоеванием лидирующего положения на рынке, проблемы с внедрением новой банковской продукции, способной удовлетворить запросы всех потребителей, сложности в выборе грамотных банковских сотрудников, способных оказывать широкий спектр услуг на должном уровне. 
 
   Одной из важнейших сторон маркетинговой деятельности банка являются выбор его ценовой политики. Прежде всего, руководство банка выбирает одну основную и (или) несколько альтернативных стратегий ценообразования в зависимости от рейтинга самого банка, размер контролируемого им рынка и конкретной ситуации экономико-политической конъюнктуры. 
 
  При планировании комплекса услуг, как новых, так и существующих, банк определяет и анализирует структуру затрат и, следовательно, их цену. 
 
Ценообразование является элементом комплекса маркетинга. 
  Ценовая политика банка — установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, премии, скидки, минимальный размер вклада. 
  В маркетинговой деятельности банка цена выполняет важную функцию: она согласует интересы банка и клиентов. 
Процесс разработки ценовой стратегии банка состоит из нескольких этапов. 
  Прежде всего на основании стратегической программы определяются задачи стратегии ценообразования. Для каждого банка первостепенной является задача получения максимальной прибыли. Однако в условиях конкуренции и изменении конъюнктуры рынка данная задача может быть сформулирована по–другому, например, получение максимальной прибыли при удержании лидерства на рынке. В данном случае банк преследует цели — установление максимально возможных цен на свои продукты при условии удержания лидирующего положения в определённом рыночном сегменте, которое практически исключало бы возможность конкуренции и позволяло бы длительное время работать с достаточной прибылью. 
  Следующим этапом разработки ценовой стратегии является анализ факторов, влияющих на цену, как внутренних, так и внешних. 
  К внутренним факторам (зависящим от самого банка) относятся затраты на оказание услуг, качество банковских продуктов (уникальность, индивидуальность, мобильность и т.п.), быстрота и качество обслуживания, выбор рыночных сегментов, имидж банка, наличие дополнительных услуг, жизненный цикл данного банковского продукта. 
  К внешним факторам относятся уровень реального и прогнозируемого спроса на данный вид банковского продукта в данных рыночных сегментах и его эластичность, наличие ресурсов, уровень инфляции, наличие конкуренции, цены конкурентов на аналогичные услуги, аспекты регулирования банковской деятельности со стороны государства. Рынок банковских услуг находится под сильным воздействием этих факторов, которые во многом определяют правила игры. Факторы внешней среды неподконтрольны банкам и должны рассматриваться с точки зрения необходимости учёта их влияния при разработке стратегии развития банка. 
  После анализа всех факторов, влияющих на ценовую стратегию, банк определяет методы ценообразования. Существует несколько основных методов определения цен на банковские услуги в практике стран с развитой рыночной экономикой. Среди них можно выделить установление цены путём суммирования затрат на оказание данной услуги и необходимой прибыли; расчёт цены на основе расчёта безубыточности и обеспечения целевой прибыли; определение цены на основании оценок потребительских качеств данного банковского продукта и т.д. Они могут быть использованы и для определения уровня аналогичных цен в России. 
 
  Система стимулирования, или коммуникационная стратегия, является следующим элементом комплекса маркетинга. Банк заинтересован в создании и поддержании благоприятного имиджа своих продуктов в глазах реальных и потенциальных клиентов, контактных аудиторий. С учётом этого комплекс стимулирования включает следующие элементы: непосредственное стимулирование сбыта, создание благоприятного образа банка в глазах широкого круга общественности (Public Relations) и рекламы. 
 
  Стимулирование сбыта может проводиться банком по трём основным направлениям: стимулирование потребителей, стимулирование работников банка, стимулирование посредников. К средствам стимулирования потребителей банковских продуктов можно отнести персональные продажи, образцы (т.е. возможность пользования данной услугой в течение какого–либо времени бесплатно или на льготных условиях), скидки постоянным клиентам, демонстрации банковских продуктов (проведение семинаров и презентаций), лотереи среди клиентов банка. все эти средства стимулирования могут быть направлены на стимулирование большего использования услуг, привлечение новых клиентов, поощрение к использованию отдельных услуг и т.п. 
 
  Стимулирование работников банка предполагает поощрение усилий сотрудников банка по оказанию какого–либо вида банковских услуг, поощрение к улучшению обслуживания существующих клиентов или привлечению новых, поощрение к совершенствованию банковских продуктов. Среди методов стимулирования персонала необходимо выделить денежные премии, подарки, дополнительные отпуска. 
  Для стимулирования посредников, при помощи которых осуществляется продвижение банковских услуг, используются совместная реклама, системы специальных скидок.

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

                                               Заключение

Маркетинг – детище ХХ века. Возникнув первоначально (в 20–30-е  годы) как набор инструментов воздействия  на сбыт, он позднее распространился  на всю производственно-сбытовую деятельность коммерческих фирм, а затем (в 50-е  годы) и на некоммерческую сферу. По мере насыщения рынка, роста потребительской  культуры, а также развития компании, укрупнения бизнеса усложняется  процесс управления рыночной деятельностью. Это справедливо, в том числе, и для управления товарной, ценовой  и сбытовой политикой компании, т. е. на вопросы о типе товара, его  качестве, цене, конкурентоспособности, месте продажи с большой вероятностью может ответить только маркетинг. Общей  целью маркетинга является достижение рыночного согласия между производителями  и потребителями, продавцами и покупателями при обоюдной выгоде и в наилучших  психологических условиях.

Исследование рынка и  рыночных процессов – необходимое  условие функционирования маркетинга. Прозрачность рынка, предсказуемость  его развития – непреложное условие  маркетинговой теории и практики. С позиции предпринимателя маркетинговое  исследование – своеобразная лоция, позволяющая уверенно вести корабль  бизнеса к намеченной цели. Нет  буквально ни одной маркетинговой  операции, которая не нуждалась бы в информационно-аналитическом обеспечении. Следует напомнить, что любое  предприятие, выступающее на рынке, функционирует в маркетинговой  среде, т.е. совокупности сил и факторов, влияющих на его деятельность. Контролирование  микросреды маркетинга и адаптация  к его макросреде требуют постоянного  изучения характера и интенсивности  этого влияния.

Таким образом, современный  маркетинг – это, во-первых, философская  концепция управления, подчиняющая  деятельность и специфические цели организации задаче удовлетворения многообразных потребностей и сохранения благосостояния общества. Во-вторых, это  непосредственная деятельность по удовлетворению этих потребностей, то есть совокупность разнообразных приемов, методов и инструментов организации работы, выявления желаний потребителей и воздействия на них (прикладной маркетинг). И, наконец, это социальная техника, опирающаяся на применение методов маркетинга в сфере общественных и межличностных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 Литература

  1. Арасланов Т.Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения // Маркетинг в России и за рубежом. № 2.2004. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А.М. Макарова; Под ред. Минько И.С. - М.: Высшая школа, 1995.
  2. Маркетинговая сфера услуг. Учебное пособие. М.Г. Миронов. М. "Проект" 2006г
  3. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 1991.
  4. Миронова Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. № 4.2003.
  5. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: Уч. пособие. - СПб.: Питер, 2000.
  6. Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг - М., 2001

7. Маркетинг: общий курс: Учеб. пособие/ Под ред.: Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Омега-Л, 2011.

8.Маслова Т.Д. и др. Маркетинг:  Учеб. для студентов/Маслова Т.Д., Божук 

9. Мещеряков А.А. Банковский маркетинг. – М., 2011 г.  
10.    Уткин Э.А. Банковский маркетинг, 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2010 г.  
11.    Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. – М.: Экспертное бюро, 2007 г.  
12.    Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, 2008 г.  
13.   Зубченко Л.А. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2009 г.

14. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. – М.: Дашков и К, 2009.

15. www.marketing.spb.ru




Информация о работе Маркетинг в различных сферах деятельности