Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность маркетинга в социальной сфере на примере Департамента социальной защиты населения Калининградской области.
Задачи - рассмотреть теоретико-методологические подходы к формированию маркетинга в социальной сфере, проанализировать реализацию маркетинга в социальной сфере на примере Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические подходы к формированию маркетинга в социальной сфере....................................................................................................7
1.1. Понятие, сущность и классификация объектов социальной сферы.........7
1.2. Аспекты социального маркетинга................................................................14
1.3. Специфические особенности маркетинговой среды социальных объектов………………………………………………………………………...25
2. Реализация маркетинга в социальной сфере на примере Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта….................................37
2.1. Ситуационное положение учреждения образования БФУ им. И. Канта на рынке. Оценка его сильных и слабых позиций..................................................37
2.2. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг БФУ им. И. Канта.......................................................................................................................48
2.3. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг………………………………………………...23
Заключение............................................................................................................69
Список использованной литературы ............................
Информационный
или пропагандистский компонент
программы социального
Многие
эффективные программы
Каждый
элемент информационно-
Даже
когда материалы фактически правильны,
они бесполезны, если целевая аудитория
не способна их легко понять и применять.
Хотя использование картинок облегчает
понимание, их также следует применять
с осторожностью. Программа Станфордского
университета по профилактике сердечных
заболеваний утвердила
Программы социального маркетинга требуют отслеживания каждого компонента по мере выполнения программы (формирующая оценка) в целях выявления недостатков и неожиданных препятствий, что позволяет корректировать программу на ходу. Например, когда выявилась проблема в Гамбии, листовки дополнили сообщениями по радио с объяснением значения изображений на картинках. Результаты программы социального маркетинга также должны тщательно отслеживаться, чтобы определить степень их выполнения (окончательная оценка). Большинство программ социального маркетинга финансируются правительственными учреждениями и некоммерческими организациями и имеют ограниченные бюджеты. Оценка затрат (включая добровольно затраченное время и материалы) и результатов выполнения программ помогут выбрать направление дальнейшей деятельности в области социального маркетинга и определить как наиболее, так и наименее эффективные способы ее осуществления.
Предшественником университета был
Калининградский
К настоящему времени БФУ им И. Канта стал крупным образовательным, научным и культурным центром Калининградской области, в нем учится порядка 14000 студентов и работают 1,5 тысячи преподавателей.
Проведем
анализ маркетинговой среды
Таблица 1. – Перечень сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для построения SWOT-анализа БФУ имени И. Канта
Потенциально внутренние сильные стороны |
Потенциально внутренние слабые стороны |
Опытный и квалифицированный Развитая инфраструктура Стабильная материальная база Большой опыт в подготовке специалистов Признанный лидер среди ВУЗов в Калининградской области |
Отсутствие вакансий для выпускников Избыток специалистов некоторых факультетов в Калининградской области |
Потенциальные внешние возможности |
Потенциально внешние угрозы |
Способность обучения студентов и слушателей из ближнего зарубежья (Литва, Польша и др.) |
Выход на рынок иностранных и Неблагоприятные демографические изменения |
Учреждение имеет главное достоинство – опыт и известность в регионе.
Способность обучения студентов и слушателей из ближнего зарубежья (Литва, Польша и др.) – наилучшая возможность в развитии, так как она отсекает все слабые стороны, связанные с избытком специалистов, недостатком вакансий в регионе.
Таким образом, Балтийский Федеральный университет им. И. Канта является ведущим вузом Калининградской области.
Сложившаяся
ситуация требует от регионального
вуза серьезных маркетинговых
2.2. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг БФУ им. И. Канта
Отечественные и западные эксперты отмечают, что в XXI веке преимущество будет на стороне экономически развитых стран, готовящих образованных и высококвалифицированных специалистов, представляющих интеллектуальный потенциал страны. По их оценкам, до 40% темпов экономического роста, как правило, обеспечивает образование.
БФУ им. И. Канта имеет два вида ориентации: производственную и рыночную.
При "производственной" ориентации:
Оказываются услуги, которые традиционны для данного образовательного учреждения или которые возложены на него руководящими органами высшей школы, системы образования, запросами региона.
Ассортимент
регионального рынка
Цены
на оказываемые услуги формируются
исходя из нормативов затрат, утвержденных
вышестоящими органами, а также исходя
из утвержденного плана приема и
фактических величин
Реклама и другие формы коммуникаций с потребителями и возможными посредниками при продвижении услуг на региональный рынок образования не развиты, т. к. распределение и сбыт ранее происходили централизованно, а теперь переданы в руки самих выпускников.
Научно-педагогические исследования мало связаны с потребностями и особенностями конкретных групп потенциальных потребителей.
Функции
руководства коммерческими
Рыночная
ориентация образовательного учреждения
предполагает прямо противоположные
установки и решения в
Отметим,
что современное образование
характеризуется большим
Однако
маркетинг особо актуален для
системы образования в регионе,
т. к. способен помочь разрешению обострившихся
противоречий между кризисным состоянием
экономики и высокими темпами
роста сферы образования, между
спросом и фактическим
Таким образом, сложившаяся ситуация в регионе требует от вуза серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска и набора абитуриентов, качественному изменению образовательных технологий.
Соответственно, главными задачами образовательного маркетинга в регионе на настоящий момент являются:
Геополитическое положение Калининградской области значительно влияет на структуру и характер рынка труда, и, следовательно, наиболее адекватно отражает региональные запросы потребителей рынка образовательных услуг. Поэтому анализ геополитического положения региона должен быть положен в основу образовательного маркетинга.
Объективный анализ геополитического и экономического положения региона позволяет в конечном итоге определить перспективы развития рынка труда и маркетинга рынка образовательных услуг, наметить пути совершенствования управлением образовательными услугами для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг. Все это позволит определить оптимальную стратегию маркетинговой политики в области образования.
В России активно составляются и публикуются рейтинги вузов. Широко признается их перспективность для повышения качества образования. Считается, что если экономическое благосостояние вуза зависит от места в рейтинге, то стремление вуза улучшить входящие в рейтинг показатели автоматически приведет к повышению качества образования. Вместе с тем известно, что многие показатели рейтингов часто зависят не только от качества, но и от иных, не относящихся к качеству аспектов деятельности вуза.
Таким образом, главной функцией системы маркетинга БФУ им И. Канта является выявление потребности в специалистах в разрезе стратегического и тактического развития экономических и культурных составляющих региона, что обеспечивает адаптацию образовательных программ вуза к существующему спросу на специалистов конкретной области и готовность к его изменению.
2.3. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг
При рассмотрении особенностей маркетинга в сфере образования БФУ им И. Канта выявлены следующие проблемы:
– преобладание производственной ориентации маркетинга образовательных услуг;
– отсутствие специализированной службы маркетинга в учреждении, возложение функций по продвижению услуг на некомпетентные службы.
Соответственно,
основными направлениями
1. Переход
на рыночную ориентацию
– Оказываются (производятся) в основном те образовательные услуги, которые пользуются и будут пользоваться, с учетом времени на оказание услуг, спросом на региональном рынке. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения.
– Ассортимент
продукции рынка