Маркетинг в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность маркетинга в социальной сфере на примере Департамента социальной защиты населения Калининградской области.
Задачи - рассмотреть теоретико-методологические подходы к формированию маркетинга в социальной сфере, проанализировать реализацию маркетинга в социальной сфере на примере Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретико-методологические подходы к формированию маркетинга в социальной сфере....................................................................................................7
1.1. Понятие, сущность и классификация объектов социальной сферы.........7
1.2. Аспекты социального маркетинга................................................................14
1.3. Специфические особенности маркетинговой среды социальных объектов………………………………………………………………………...25
2. Реализация маркетинга в социальной сфере на примере Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта….................................37
2.1. Ситуационное положение учреждения образования БФУ им. И. Канта на рынке. Оценка его сильных и слабых позиций..................................................37
2.2. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг БФУ им. И. Канта.......................................................................................................................48
2.3. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг………………………………………………...23
Заключение............................................................................................................69
Список использованной литературы ............................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Саша.docx

— 65.06 Кб (Скачать файл)

– Цены на образовательные услуги формируются  под значительным воздействием регионального  рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса. При этом стержневым компонентом  ценовой политики учреждения выступает  не сама по себе цена продажи образовательной  услуги, а вместе с ней – величины прогнозируемого эффекта и потребных  дополнительных затрат потребителей на использование услуги, включая и  процессы их освоения.

– Коммуникационная деятельность в регионе ведется  активно, направлена на конкретные целевые  группы потребителей образовательных  услуг, на возможных посредников. Продвижение  и продажи образовательных услуг  децентрализованы.

– В руководстве  образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются  людьми, компетентными в конъюнктуре  образовательных услуг, в вопросах региональной экономики. В этой связи  может быть введена должность  проректора (заместителя директора) образовательного учреждения по маркетингу, руководящего, в том числе коммерческой, деятельностью учреждения.

– Научно-педагогические исследования ведутся как по профилю  учреждения, так и в сфере исследований и прогнозирования конъюнктуры  регионального и республиканского рынка оказания услуг образования, в том числе соответствующего профиля.

2. В организационной  структуре учреждения формируется  подразделение (отдел, служба, группа) маркетинга, несущее ответственность  за коммерческие успехи и имидж  учреждения и обладающее полномочиями  контролировать и эффективно  обеспечивать выполнение своих  рекомендаций функциональными и  другими подразделениями учреждения.

Суть  маркетинга как философии рынка  для предпринимателя выражается прежде всего в том, что во главу  угла ставятся запросы потребителя. Причем речь идет не о каком-то усредненном потребителе (кроме стратегии массового, недифференцированного маркетинга) и тем более не об обществе в целом, а о конкретных целевых группах потребителей, о четко очерченных сегментах рынка с присущими им особыми запросами и возможностями в отношении спроса на товары и услуги [11, с. 24].

В маркетинге открытых систем философия участников рынка образовательных услуг  опирается на положение о том, что ограничение взаимоотношений  с конкурентами только соперничеством бесперспективно и неплодотворно. В образовании сотрудничество конкурентов  проявляется постоянно и эффект его значителен: при формировании новых учебных дисциплин, подготовке учебных и методических пособий, использовании научно-педагогических кадров, создании и эксплуатации дорогостоящих  комплексов учебного и научного оборудования, а также других объектов инвестирования. Учитывая долгосрочность проявления эффекта  инвестиций в образовании (в высшей школе – через 5–8 лет), инвесторы  стремятся минимизировать риск, поощряют готовность образовательных учреждений к сотрудничеству с конкурентами [4].

Начинающих  активное применение маркетинга образовательных  услуг в регионе гораздо больше привлекают такие его аспекты  как стратегии и особенно тактики  рыночной деятельности, ее "инструментальная составляющая", рецептура действий. Однако любой инструмент и тем  более рецепт может быть правильно  и к месту применен, приведет к  рыночному успеху только в том  случае, если его применение – не случайность и не дань моде, а  следствие понимания и принятия для себя, освоения общих принципов, методов, способов бытия и познания в рынке.

В среде  образовательных учреждений такая  работа пока еще проводится малым  количеством вузов. В результате ведущие принципы маркетинга практически  не оказывают действия на поведение  субъектов рынка услуг образования  в регионе, а их поступки оказываются  мало увязанными друг с другом, противоречивыми и в результате – неэффективными.

Реальной  практики и психологического настроя  на участие в реализации принципов  маркетинга у наших научно-педагогических кадров, как правило, явно не хватает: сказывается психологическая усталость, пессимизм интеллектуальных кадров. Тем более необходимо создание в  вузах специализированных маркетинговых  подразделений. Службы, отделы маркетинга смогли бы выступить ответственными исполнителями, заказчиками и координаторами маркетинговых исследований и разработок, взаимодействуя с соисполнителями  как в коллективе вуза (т. е. с факультетами, кафедрами, отдельными научными сотрудниками и педагогами), так и за его  пределами.

Перед государством также стоит задача совершенствования  маркетинга в сфере образования  услуг.

Целью развития платных образовательных услуг  является создание условий для получения  качественного воспитания и образования, удовлетворение растущих потребностей отраслей экономики и населения  в образовательных услугах и  обеспечение их доступности.

В процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:

  • обеспечение координации действий республиканских органов государственного управления по увеличению видов и объемов платных образовательных услуг;
  • развитие нормативной правовой базы, обеспечивающей дальнейшее развитие платных образовательных услуг;
  • расширение объемов и спектра платных образовательных услуг.

Указанные задачи тесно пересекаются с функциями  маркетинга образовательных услуг.

Механизм  реализации поставленных задач включает:

  • расширение рынка платных образовательных услуг на основе сочетания государственной и частной форм образования;
  • развитие новых форм и видов образовательных услуг, оказываемых учреждениями образования всех форм собственности, в том числе дистанционного обучения;
  • внедрение новых информационных образовательных технологий, всеобщая компьютеризация, включение в глобальную сеть Интернет;
  • развитие образовательных услуг по подготовке специалистов в области высоких технологий;
  • повышение экспорта образовательных услуг, создание условий по привлечению на учебу иностранных студентов;
  • обеспечение учреждений образования, расположенных в сельской местности, современными технологиями и средствами обучения, в том числе компьютерной техникой [10].

Для увеличения объемов по оказанию платных образовательных  услуг организациям образования  необходимо продолжать расширять предоставление услуг по:

  • дополнительному дошкольному образованию и воспитанию;
  • углубленному и повышенному уровню (сверх установленных учебными планами) изучения предметов, дисциплин, курсов;
  • подготовке специалистов на уровне среднего специального образования в профессионально-технических колледжах;
  • подготовке в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, лиц с присвоением квалификации рабочего и служащего, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе;
  • получению на платной основе второго и последующего высшего образования;
  • подготовке специалистов для отраслей экономики, использующих новые и высокие технологии;
  • повышению квалификации и переподготовке кадров (планируется организовать в каждом высшем и среднем специальном учебном заведении повышение квалификации и переподготовку кадров);
  • подготовке специалистов для зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе, был рассмотрен вопрос о роли и месте маркетинга в социальной сфере. Основное внимание было уделено вопросу маркетинга на примере образовательного учереждения., понятие об образовательной услуге, классификация образовательных услуг, особенности продвижению образовательных услуг.

Рынок образовательных услуг г. Калининграда и области очень насыщен как государственными, так и частными вузами. Для продвижения на нем своих услуг необходимо шире использовать маркетинговые технологии.

В целом, маркетинговая политика Балтийского Федерального Университета отвечает современным требованиям.

Но помимо выводов, можно  выделить несколько рекомендаций по усилению маркетинговой политики, заключаются  они в следующем:

а. Повышение активности в области PR-публикаций в областных  газетах, особенно ориентированных  на молодежь, как наиболее значимую целевую группу.

б. Более активное использование Интернет-технологий, в частности, электронной почты, веб-серверов, файл-серверов, рекламы в Интернет.

в. Проведение социологических  исследования в форме опросов, интервью, анкетирования и т.п. среди потенциальных потребителей образовательных услуг с целью формирования обратной связи..

г. Подготовка единичных  специалистов по редким специальностям.

Для выживания и развития на рынке образовательных услуг  в маркетинговой деятельности должен принимать участие весь коллектив высшего учебного заведения. Не стоит, впрочем, забывать, что маркетинг - все лишь средство постижения рынка и продвижения на нем своего товара. Главным все равно остается качество образования, которое предоставляет вуз.

 

Список использованных источников

 

1. Азоев  Г.Л. и др. Маркетинг: Словарь. - М.; 2009. – 303 с.

2. Акуленок Н.Д. и др. Бизнес – план фирмы. – М, 2010. – 361 с.

3. Алан Вест.  Бизнес – план, 3 –издание. - М, 2009. – 122 с.

4. Алёшина  И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров  и маркетеров.-М.: “Гном-пресс”, 2011. -  255 с. электронная книга, источник - http://socioline.ru

5. Ансофф И. Стратегическое управление  – М, 2005. – 169 с.

6. Базарова С. Особенности Интернет-маркетинга в продвижении промышленного бренда.  – М.: «Интернет-маркетинг», 2005. - №5.

7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 449 с.

8. Баканов  М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа  хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. –  358 с.

9. Банцер  А  Сайт - второе лицо компании. Как заставить сайт приносить  дивиденды: - из материалов журнала  "Зеркало рекламы", 2004. - №4.

10. Барановский  К. Вы уже пробовали заниматься  ЭТИМ по-взрослому?: - «Рекламодатель: теория и практика», 2005. - №3.

11. Бескаравайный  М. Прямые продажи - один из  основных коммуникационных каналов  сбыта инструментов социального  назначения: - «Управление продажами», 2004. - №6.

12. Блейхман  О., Пантюхин В. Особенности социального  маркетинга. - Маркетинг и маркетинговые  исследования, №01(61) 2006.

13. Боголепов  С. А где здесь я?: - Журнал  «Продвижение», №11, 2004.

14. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я. В. Соколов. - М.: Финансы и статистика. 2005. – 380 с.

15. Викентьев  И.Л. Приёмы рекламы и Public Relations, ч.1: С-Пб: ООО "Триз-ШАНС": Изд.  дом   "Бизнес-Пресса", 2005. –  256 с. 

16. Вылегжанин  Д.А. Теория и практика паблик  рилейшнз: Учебное пособие - ГФУП "Издательство "Иваново", 2003. - 202 с.

17. Григорьева  Н. Работа учреждения с общественностью  - СПб.: СПбГУП, 2004. - 63 с.

18. Дмитриева  И. Некоторые характеристики рекламной  кампании Business-to-business, влияющие на  ее эффективность: - М.; Журнал «Рекламодатель»,  №1. -  2004.

19. Золотова Э. Спокойный сон заказчика. Задачи брендинга на рынке «Бизнес бизнесу». - М.; Ваш партнер-консультант, №15. -  2005.

20. Карзаева И. К Оценка и ее роль в учетной и финансовой политике организации. - М.: Финансы и статистика. 2005. – 224 с.

21. Казимирова  Н. Знаки внимания. Использование  сувенирной продукции в сфере  B2B: - М.; Журнал «Продвижение» №10, 2004.

22. Ковалев  В.В. Финансовый контроль: Управление  капиталом. Выбор инвестиций. Анализ  отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 113 с.

23. Кондратьев  Э.В., Абрамов Р.Н. «Связи с общественностью»: Учебное пособие для высшей  школы / Под общ. ред. С.Д.  Резника. – 3-е изд. – М.: Академический  проект, 2005. – 432 с. – («Gaudeamus»)

24. Костина  А., Макаревич Э., Карпухин О. Основы  рекламы - Учебное пособие. –  М, 2006. – 390 с.

25. Котлер  Ф. Основы маркетинга: - С-Пб, 2004. –  515 с.

26. Курейко  В. PRодвижение социального предприятия. / Журнал "Украина Промышленная" N2(14) 2004.

27. Маркетинг  / под ред. Проф. Уткина Э.А. –М.: Издательство ЭКМОС, 2003. – 320 с.

28. Минетт  С. Промышленный маркетинг. –  М.: Изд. дом. “Вильямс”, 2003. –  422 с.

29. Молчанова  Е. Интернет для продвижения.  Как получить пользу на b2b-рынке»: - по материалам сайта «B2Blogger».

30. Ньюсом  Даг, Тёрк Джуди ВанСлайк, Крукеберг  Дин «Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз». – 7-е изд.: пер. с англ. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2006. – VIII, 628 с. – (Серия «Современные консалтинговые технологии»).

Информация о работе Маркетинг в социальной сфере