Маркетинг в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:05, курс лекций

Краткое описание

Качество продукции – важнейший показатель предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях риска, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 49.88 Кб (Скачать файл)

К факторам, обеспечивающим сохранность  качества, относятся: соответствующая  маркировка; упаковка; рациональные условия  доставки, хранения; профилактика и  уход в процессе эксплуатации.

К факторам, стимулирующим производство продукции высокого уровня качества, относятся: улучшение социально-экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания; предоставление льгот и привилегий персоналу.

Факторы, влияющие на качество продукции  делятся на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся: внедрение достижений научно-технического прогресса; качество проектной и нормативно-технической документации; безотказность и бесперебойность работы оборудования и инструментов; уровень стандартизации; дизайн и эстетизация. К субъективным факторам относятся: квалификация, мастерство и опыт персонала; культура труда и производства; санитарно-гигиенические условия труда; психофизические условия труда; материальное и моральное стимулирование и мотивация труда; соблюдение трудовой и технологической дисциплины.

Не меньшее значение для выявления  факторов, влияющих на качество продукции, имеет деление их на внутренние и внешние, а так же на функциональные и системные.

К внутренним относятся факторы, зависящие от деятельности предприятия. Внутренние факторы можно классифицировать в следующие группы: технические; организационные; экономические; социально-психологические.  

К внешним факторам, формирующий  качество продукции, относятся: требования рынка; нормативная документация; конкуренция; имидж предприятия среди покупателей продукции.

К функциональным относятся факторы, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством продукции и не требующие значительных структурных изменений системы управления.

К системным относятся факторы, затрагивающие задачи нескольких функций управления качеством и требующие пересмотра и внесения изменений в содержание элементов системы.

Системные и функциональные факторы  позволяют оценивать последствия  и степень влияния на качество.

 

Причинно-следственная диаграмма обеспечения качества (Иссикао)

Этот экспертный метод появился в Японии для выявления причин сбоя технологических процессов, когда очевидные его причины обнаружить трудно. Существуют определенные правила построения таких диаграмм, которые определяют структуру показателей качества и значимость каждого фактора.

  1. Используется группа работников, из которой руководству устраняется;
  2. Сохраняется анонимность высказываний;
  3. Младшие высказываются первыми;
  4. Время проведения экспертизы ограничено;
  5. За найденное решение автор должен получить вознаграждение.

 

Принципы  управления качеством. Разработка элементов  управления качеством

 В теории менеджмента показывается, что успех фирмы имеет вид  спирали. В центре спирали находится  проблема. От того на сколько  правильно выявлена проблема  решающим образом зависит к  какому результату положительном  ил отрицательному в конечном  итоге приведут усилия. Этот центр  можно охарактеризовать как эффективный  дефицит, то есть сильнейшая  неудовлетворенная потребность, существующая на рынке. Задача – найти её и определить, что именно вы можете сделать для её удовлетворения. Только то предприятие добивается успеха, которое удовлетворяет главную потребность своих клиентов лучше, чем конкуренты.

Таким образом, улучшение качества продукции – это постоянная деятельность предприятия направленная на повышение технического уровня продукции качества её изготовления. совершенствования элементов производства и системы качества.

 

Субъект, объект и функции управления качеством

Функции управления качеством:

Функция прогнозирования потребностей технического уровня и качества продукции. Данная функция направлена на: выявление требований потребителей по номенклатуре, ассортименту и качестве продукции на перспективный период её производства и потребления; выявление научно-технический и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителей; определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества; разработка перспективных видов продукции и модернизация существующих.

Функция планирования повышения качества продукции. Она предполагает: разработку новых видов продукции (номенклатура, её основные показатели, этапы и сроки разработки); освоение новых видов продукции; повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции; разработка заданий по освоению новой продукции и снятию с производства устаревших изделий; повышение качества изготовленной продукции качества работы.

 

Лекция № 5

Нормативы и требования качества продукции. Данная функция предусматривает: изучение прогрессивных тенденций и перспектив развития данного вида продукции; выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации; оптимизация показателей качества продукции и их нормирование; установление нормативно-технической документации в правилах организации и проведение испытаний.

Аттестация продукции. Она включает комплекс организационно-технических  и экономических мероприятий, обеспечивающих подготовку к аттестации продукции  по категориям качества, а также  проведение фирменной аттестации.

Функция разработки и налаживания  производства продукции. Направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов новой продукции. Технический уровень и экономические показатели, которой соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или же превосходят их.

Функция технологического обеспечения  качества продукции. Призвана обеспечить технологическую готовность производства продукции с первых образцов или партий в соответствии с заданными показателями.

Функция метрологического обеспечения  качества продукции. Предполагает своевременное  осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий, характеристик оборудования и инструментов.

Функция материально-технического обеспечения  качества продукции направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д.

Функция подготовки и повышения  квалификации персонала в области  улучшения качества продукции. Направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовыми методами разработки, изготовления и использования продукции.

Функция организации взаимоотношений  по качеству продукции между потребителями  и поставщиками. Предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья и материалом комплектующих изделий с одной стороны и между потребителями и изготовителями с другой.

Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества. Направлена на предупреждение и ликвидацию причин отрицательно действующих на качество продукции, а также поддержание показателей качества на уровне значений, установленных нормативно-технической документацией.

Функция стимулирования повышения  качества продукции. Направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Данная функция включает широкий набор мер морального, материального поощрения работников и коллектива за выпуск продукции высокого качества, а так же меры ответственности за производство не качественных изделий.

Функция контроля качества и испытания  продукции. Направлена на предотвращение выпуска продукции не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, чертежей, утвержденным образцам, условия поставки и договорам.

Функция внутрипроизводственного учета и отчетности по качеству продукции. Заключается систематической регистрацией данных о фактическом количестве продукции и труда подразделений и отдельных работников в составлении отчетов о качестве продукции на разных уровнях управления принятия решений.

Функция технико-экономического анализа  улучшения качества продукции. Направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий.

Функция правового обеспечения  системы управления качеством продукции. Призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла.

Информационное обеспечение системы  управления качеством продукции. Необходима для своевременного обеспечения руководителей и органов управления обоснованными и достоверными данными, характеризующими технический уровень и качество продукции на всех стадиях жизненного цикла.

Необходимо различать принципы управления качеством продукции:

    • Единство количества и качества;
    • Эффективность;
    • Повышение уровня качества продукции;
    • Системный подход;
    • Экономическое стимулирование;
    • Непрерывность и комплексность контроля;
    • Комплексность стандартизации и сертификации;
    • Создание системы управления.

В процессе управления качеством продукции  используются 4 группы методов:

  1. Экономические методы. Они обеспечивают создание экономических условий побуждающих коллективы предприятий конструкторских, технологических и других организаций изучать вопросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую потребности потребителей и их запросы.
  2. Метод материального стимулирования. Предусматривает, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции, а с другой взыскания за причиненный ущерб от неё не качественности;
  3. Организационно-распорядительный метод. Осуществляется по средством обязательных на исполнение директив, приказов, указаний руководителя. К числу организационно-распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования к нормативной документации.
  4. Воспитательный метод. Он оказывает влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающий их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки, престиж фирмы.

В соответствии со стандартом ИСО 9002 жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

    1. Маркетинг и изучение рынков;
    2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции;
    3. Материально-техническое снабжение;
    4. Подготовка и разработка производственных процессов;
    5. Производство;
    6. Контроль, проведение испытаний и обследований;
    7. Упаковка и хранение;
    8. Реализация и распределение продукции;
    9. Монтаж и эксплуатация;
    10. Техническая помощь в обслуживании;
    11. Утилизация после испытания.

Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающие необходимые условия для выполнения каждого этапа петли (спирали) качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Улучшение качеств продукции - это постоянная деятельность предприятия, направленная на повышение технического уровня продукции, качества её изготовления, совершенствования элементов производства и системы качества.

 

Квалиметрия

Квалиметрия – это наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг. Она позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара.

Квалиметрия исходит из того, что  качество зависит от большого числа  свойств рассматриваемого продукта. Чтобы судить о качестве продуктов  не достаточно только данных о его  свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт или услуга будет использована.

Основной целью квалиметрии  является разработка и совершенствование  методик, которые позволяют выразить качество конкретного оцениваемого объекта одним числом, характеризующим степень удовлетворения объектов общественной или личной потребности.

Сфера приложения инструментария квалиметрии  является достаточно широким, так как  она позволяет оценивать не только качество многообразных объектов, но и качество труда, а также эффективность управленческих решений.

 

Сообщение на тему: Метрология и её роль в управлении качеством (что такое метрология, какую роль оказывает в управлении качеством, рассмотреть какую роль играет на предприятии).

 

Лекция № 6


Информация о работе Маркетинг в туризме