Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 05:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить возможности использования интернет-технологий в туристском маркетинге.
Задачи:
- определить основные термины и категории, связанные с маркетингом в туристском бизнесе;
- определить, как особенности туризма влияют на организацию маркетинговой деятельности;
- рассмотреть преимущества применения интернет-технологий при организации туристского маркетинга;
- проанализировать основные направления использования интернет-технологий в маркетинге отношений с клиентами и партнерами по бизнесу, организации аналитических исследований рынка, проведении PR-акций и рекламных кампаний;
- разработать предложения по повышению эффективности туристского маркетинга за счет применения современных интернет-технологий.
Введение ….....................................................................................................…3
Глава I. Особенности туристского маркетинга
1.1. Основные понятия и категории, связанные с маркетингом в туристском бизнесе ......................................................................................................................6
1.2. Учет особенностей туризма в организации маркетинговой
деятельности............................................................................................................11
Глава II. Использование современных интернет-технологий при организации маркетинга в туристском бизнесе
2.1. Использование преимуществ интернет-технологий при организации маркетинга …............................................................................................................18
2.2. Основные направления использования интернет-технологий в маркетинге отношений с клиентами и партнерами по бизнесу ..............................................20
2.3. Основные направления использования интернет-технологий при
проведении маркетинговых исследований в туризме ..........................................23
2.4. Использование возможностей сети Интернет для рекламы туруслуг и создания благоприятного имиджа компании ….....................................................26
Заключение…………………………………………………………………...........31
Список литературы…………………………………... ……
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт социальных наук
Кафедра экономики, менеджмента и туризма
Курсовая работа
Маркетинг в туристическом бизнесе с использованием современных интернет-технологий
Разработал студент |
подпись |
СТ1-10-01 Бережная Г.Л. группа, Ф.И.О. |
Руководитель |
подпись |
Гамерова О.Г. Ф.И.О. |
РАБОТА ЗАЩИЩЕНА
С ОЦЕНКОЙ______________
ПРОТОКОЛ №______
от «____» ___________2013 г.
Иркутск, 2013
Содержание
Введение …............................
Глава I. Особенности туристского маркетинга
1.1. Основные понятия
и категории, связанные с маркетингом
в туристском бизнесе ..............................
1.2. Учет особенностей туризма в организации маркетинговой
деятельности..................
Глава II. Использование современных интернет-технологий при организации маркетинга в туристском бизнесе
2.1. Использование
преимуществ интернет-
2.2. Основные направления
использования интернет-
2.3. Основные направления
использования интернет-
проведении маркетинговых
исследований в туризме ..............................
2.4. Использование
возможностей сети Интернет
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………... ………………...…...........32
Введение
Современный туристический бизнес активно использует интернет-технологии, которые позволяют ему повысить эффективность работы с клиентами и партнерами, предоставлять им в режиме реального времени разнообразную информацию и сервисы, автоматизировать офисную деятельность в туркомпаниях, производить интерактивную продажу туристических услуг.
В наше время Интернет стал важным элементом системы маркетинга и может оказывать значительное влияние как на рекламу туристических услуг, так и на формирование положительного имиджа компаний, работающих в сфере турбизнеса. Особенно эти возможности Интернета стали востребованы в связи с обострением конкуренции на рынке туруслуг и участившимся банкротством отдельных туроператоров и турагентств, которые привели к необходимости уделять больше внимания формированию положительного имиджа компаний в глазах потребителей, проведению целенаправленных рекламных акций, способствующих расширению целевой аудитории.
Особую роль играют интернет-технологии в проведении маркетинговых исследований, давая турфирмам возможность получать объективную информацию о положении на рынке и предпочтениях в выборе туруслуг потенциальными клиентами. На основе всестороннего анализа ситуации на рынке туруслуг, появляется возможность перевести управленческую деятельность в турфирмах на качественно новый уровень, резко повысив её оперативность, гибкость, глубину охвата, возможности принимать взвешенные управленческие решения и, что немаловажно, создавая для сотрудников условия, когда они с высокой эффективностью и отдачей могут выполнять возложенные на них задачи.
Эффективный маркетинг, дающий реальную картину состояния туристического рынка и позволяющий эффективно воздействовать на целевую аудиторию потенциальных покупателей туруслуг, позволяет турфирмам не только сохранять свои позиции в бизнесе в условиях острой конкурентной борьбы, но и расширять деятельность, предоставляя потребителям качественные турпродукты.
Современный туристский маркетинг уже не может обходиться без использования интернет-технологий, ставших его неотъемлемой частью. Несомненно, что изучение вопросов, связанных использование интернет-технологий в туристском маркетинге, является актуальным как с научной, так и с практической стороны, что и определило цель и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы – изучить возможности использования интернет-технологий в туристском маркетинге.
Задачи:
- определить основные термины и категории, связанные с маркетингом в туристском бизнесе;
- определить, как особенности туризма влияют на организацию маркетинговой деятельности;
- рассмотреть преимущества применения интернет-технологий при организации туристского маркетинга;
- проанализировать основные
направления использования
- разработать предложения
по повышению эффективности
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Во введении к курсовой работе обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, отражена общая структура работы.
В первой главе определены основные понятия, связанные с маркетингом в туризме, рассмотрены особенности туризма, которые целесообразно учитывать при организации маркетинговой деятельности, выделены главные функции маркетинга в туризме.
Вторая глава посвящена рассмотрению основных направлений использования интернет-технологий в туристском маркетинге. В ней проанализированы преимущества, которые дает применение интернет-технологий при организации туристского маркетинга, рассмотрены основные направления применения современных технических и программных средств в маркетинге отношений с клиентами и партнерами по бизнесу, организации аналитических исследований рынка, проведении PR-акций и рекламных кампаний, предложены рекомендации по совершенствованию этого направления деятельности.
.
Глава 1. Особенности туристского маркетинга
1.1. Основные понятия и категории, связанные с маркетингом в туристском бизнесе
Понятийный аппарат маркетинга в туризме сформировался и закреплен не только в нормативных актах1, словарях, справочниках, научных трудах, учебных пособиях, но и в международной практике на уровне Всемирной туристской организации, которой разработаны Международные рекомендации по статистике туризма (МРСТ) 2008 - «Понимание туризма: Базовый глоссарий»2 . Принципиально, что МРСТ были одобрены Организацией Объединенных Наций, поэтому закрепленные в глоссарии концепции, определения, и классификации стали использоваться национальными системами статистики туризма и вошли в практику повседневной деятельности туристких организаций.
К сожалению, в глоссарии нет термина, который интересует нас в первую очередь. Поэтому, для уточнения термина «Маркетинг» обратимся к словарям и справочникам. Энциклопедия «Кругосвет» определяет Маркетинг (сбыт), как совокупность всех видов предпринимательской деятельности, обеспечивающей продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям, а также изучение положения, предпочтений и установок потребителей и систематическое использование этой информации для создания новых потребительских товаров и услуг.3
Существуют и другие формулировки, так Тультаев Т. А. в Учебно-практическом пособии «Маркетинг услуг» делает вывод, что маркетинг — это система управления деятельностью на рынке, изучения и регулирования рыночных процессов, предложения механизмов взаимовыгодного обмена между субъектами рынка, создание условий для выявления требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения.4
Можно рассмотреть и другие формулировки этого термина, но суть понятия (категории) в них не меняется, по мнению их авторов маркетинговая деятельность в том или ином виде включает в себя планирование ассортимента продукции и услуг, ценообразование, транспортировку, оптовую и розничную реализацию товаров и услуг, обслуживание покупателей, рекламу, маркетинговые исследования.
Категорию «маркетинг в туризме» рассмотрим в следующем разделе данной главы курсовой работы, опираясь на изучение специфических особенностей туристского продукта - услуг.
Здесь же продолжим рассмотрение собственно туристских категорий, воспользовавшись Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской федерации»5 и разработанным МРСТ Базовым глоссарием основных понятий и категорий туризма6.
В законе определено, что «туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».
Глоссарий МРСТ трактует, что «туризм представляет собой социальное, культурное и экономическое явление, связанное с перемещением людей в места, находящиеся за пределами их обычной среды в связи с личными или деловыми/профессиональными целями. Такие люди называются посетители (которые могут быть либо туристами либо экскурсантами; постоянными либо непостоянными жителями страны) и туризм имеет отношение к их деятельности, часть которой имеет следствием туристские расходы».
Так как мы рассматриваем маркетинг в сфере туризма, важно выделить основные критерии, которые свидетельствуют, что человек, совершающий куда-то поездку, является туристом, а род его деятельности (времяпровождения) в тот момент — туризмом. Из формулировки понятия «туризм», приведенной в МРСТ, можно выделить три основополагающие категории.
1. Изменение места нахождения человека. В данном случае человек целенаправленно перемещается в место, находящееся за пределами обычной для него среды — места жительства, работы, отдыха.
2. Временное пребывание в другом
месте, не являющемся местом
3. Оплата своего пребывания и связанных с ним услуг из средств, полученных как заработок или иной доход в месте, не связанном с данной турпоездкой или экскурсией.
Из определения «туризма» следует, что это не только социальное и культурное явление, связанное с отдыхом, знакомством с культурой и традициями других народов, достопримечательностями и природой других стран, но и отрасль экономики. Туризм —это еще и предприятия (организаторы и посредники), осуществляющие туристическую деятельность, а также связанные с ними транспортные, гостиничные, страховые, финансовые, юридические и другие структуры.
Исходя из выше приведенного можно сделать вывод, что туризм — это еще и отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских структур (организаторов и посредников турбизнеса), которыми нужно управлять, чью деятельность необходимо анализировать, а создаваемые ими продукты и услуги продвигать на рынке.7
При рассмотрении управленческой деятельности в сфере туризма потребуется использование еще некоторых категорий, содержание которых целесообразно уточнить.
Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.8
Посетитель (турист) – это путешественник, совершающий поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами его/ее обычной среды, на срок менее года с любой главной целью (деловая поездка, отдых или иная личная цель), за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения. Посетитель (внутренний, въездной или выездной) классифицируется как турист (или ночующий посетитель), если его/ее поездка включает ночевку, или как однодневный посетитель (или экскурсант) в остальных случаях.9
В тексте курсовой работы термины «посетитель», «турист», «потребитель туруслуг» будем использовать как синонимы.
Туристские расходы - сумма, затрачиваемая на приобретение потребительских товаров и услуг, а также других ценностей для собственного пользования или передачи другим лицам, при подготовке к туристской поездке и в ее ходе.
Туристское предприятие (компания, фирма) — производственная структура, создающая и реализующая турпродукт, обычно представлена туроператорами, осуществляющими планирование и создание маршрутов, программ и пакетов услуг для поездок туристов на индивидуальной или групповой основе, и турагентов, выступающих в качестве продавца туристского продукта на основе договора, сформированного туроператорами.10
Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.11