Маркетинг в условиях конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть конкуренцию и конкурентоспособность организации на примере Бюро технической инвентаризации.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятия и виды конкуренции;
- изучить понятие конкурентоспособности фирмы;
- изучить основные стратегии конкурентной борьбы;
- провести маркетинговые исследования на примере МУП «Городское БТИ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Конкуренция: понятия и виды 5
1.2. Конкурентоспособность фирмы 8
1.3. Стратегии конкурентной борьбы 12
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ 16
МУП «ГОРОДСКОЕ БТИ» Г. САРАТОВА 16
2.1. Характеристика деятельности МУП «Городское БТИ» 16
2.2. Характеристика организационной структуры 18
2.3. Анализ конкурентной среды предприятия 22
2.4. Конкурентоспособность МУП «Городское БТИ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг в условиях конкуренции. Курсовая работа.2014г..doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.п.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. Особенно сложно это делать фирмам, предоставляющим немассовые услуги специфического характера, например по установке специального оборудования (системы безопасности, телефонные станции, компьютерные сети и т.п.). Клиент в подобных случаях очень неохотно предоставляет информацию об услугах других фирм-конкурентов. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, коммерческой, маркетинговой разведки.

 Источниками информации о фирмах-конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые фирмы демонстрируют на выставках еще не освоенную продукцию. В то же время бывают случаи, когда из опасения утечки информации фирмы показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам непосредственно на предприятиях.

 

    1. Стратегии конкурентной борьбы

 

Цель конкурентной стратегии вести свои дела нравственно по отношению к конкурентам, добиваться конкурентного преимущества на рынке и создавать круг благонадежных покупателей. Конкурентная стратегия должна включать в себя краткосрочные тактические ходы для молниеносной реакции на изменение ситуации и долгосрочные действия, от которых зависят будущие конкурентные возможности фирмы и ее позиция на рынке (рис. 3.)

Существует 5 основных видов стратегий:

- стратегия лидерства по издержкам – включает в себя снижение полных издержек закупки и реализации товаров;

- стратегия широкой дифференциации нацелена на придание товарам характерных черт, отличающих их от товаров и/или услуг конкурентов, что содействует заинтересованности большего числа конкурентов;

- стратегия оптимальных издержек – позволяет потребителям получить за свои деньги большую ценность, а фирма - преимущества за счет низких издержек и широкой дифференциации товаров;

- стратегия рыночной ниши - основанная  на низких издержках, направлена на узкий круг потребителей, при которой фирма занимает первое место, опережая своих конкурентов за счет более низких издержек производства.

- сфокусированная стратегия дифференциации  товарного ассортимента направлена обеспечить представителей своего сегмента рынка товарами, полностью отвечающими их вкусам.

 

Рис.3 Выбор конкурентных стратегий по М. Портеру

 

 Существует иной подход к выбору направлений и методов конкурентной стратегии, он характеризуется анализом финансовой и конкурентной позиции фирмы, привлекательности и стабильности рынка. После анализа полученных данных строят геометрическую фигуру, которая определяет вид идеально подходящей стратегии, и определяют одну из четырех возможных стратегий конкурентного поведения фирмы на рынке.

Агрессивная стратегия предполагает лидерство в издержках и стремление к высокой доле рынка (рис. 4).

 

Рис. 4 Агрессивная стратегия

 

Конкурентная стратегия означает дифференциацию конкурентов и стимулирование преданности потребителей, а так же сокращение ценовой чувствительности (рис. 5).

 

Рис.5 Конкурентная стратегия

 

Защитная стратегия предполагает защиту прибыльных позиций и селективное отступление (рис.6).

 

 

Рис.6 Защитная стратегия

 

Сегментационная стратегия включает ориентацию в рыночном пространстве и создание конкурентных преимуществ на отдельном сегменте рынка (рис.7).

 

Рис.7 Сегментационная стратегия

 

Отсюда следует, что современное управление фирмой в основу которого положена конкурентная стратегия, позволяет в сложившихся условиях выбрать обстановку, способствующую реализации своих целей и задач с высоким уровнем эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

МУП «ГОРОДСКОЕ БТИ» Г. САРАТОВА

 

    1. Характеристика деятельности МУП «Городское БТИ»

 

Давно наши предки осознали необходимость вести строгий учет любой недвижимости: объектов промышленного и гражданского строительства, жилых домов, сооружений и зданий, объектов дорожного хозяйства, коммуникаций, линейных объектов и так далее.

В Древней Греции и Римской империи уже постоянно практиковалась инвентаризация. Государство хотело точно знать, какой собственностью обладает каждый из его подданных, чтобы иметь возможность успешно пополнять казну, путем взимания с них немалых налогов.

В России техническая инвентаризация также имеет историю в несколько сотен лет. Даже с приходом советской власти, которая отменила частную собственность, государство не смогло обойтись без создания института технической инвентаризации различного имущества.

Служба технической инвентаризации России имеет уникальные исторические и национальные традиции. Днем становления службы инвентаризаторов в России принято считать 21 мая 1927 года. В этот день Экономическим совещанием РСФСР было принято Постановление «Об утверждении Положения об инвентаризации имущества местных советов»2, которое и предопределило создание в системе коммунальных органов специальных бюро технической инвентаризации. Новая служба должна была собрать и систематизировать информацию о наличии, местоположении, составе, техническом состоянии, стоимости государственного имущества, и создать условия для государственного управления имуществом, обеспечения полноты и достоверности сведений о налоговой базе, проведения государственного статистического учета.

В народе эти новые бюро получили сокращенное название БТИ, которым мы пользуемся до сегодняшнего дня.

 «Городское БТИ» является Муниципальным унитарным предприятием осуществляющим технический учет и инвентаризацию. Оно выполняет работы по технической инвентаризации, рыночной оценке объектов недвижимости и иного имущества, землеустроительные работы, геодезическую съемку, подготовку документов, занимается оформлением перепланировок. История Муниципального унитарного предприятия "Городское бюро технической инвентаризации" начинается с 1927 года. Архив объектов недвижимости г. Саратова ведется со дня основания МУП "Городское БТИ". В архиве предприятия есть и более ранние документы. В частности, здесь хранятся инвентарные дела, оформленные еще в конце 19 - начале 20 века на домовладения и земельные участки центральной - исторической части города. По данным архива «Городского БТИ» можно проследить историю любого градостроительного объекта, который расположен на территории города Саратова. Современный уровень обслуживания, хорошая материально-техническая база, продуманный план развития производства "на перспективу " все это позволяет решать предприятию сложные задачи. Предприятие имеет лицензии на осуществление оценочной деятельности, так же предприятие застраховало свою гражданскую ответственность перед потребителем в соответствии с действующим законодательством. В МУП «Городское БТИ» имеются все необходимые предпосылки для дальнейшего развития и расширения производства, увеличения перечня и улучшения качества предоставляемых услуг.

Подразделение МУП «Городское БТИ» Ленинского района города Саратова было создано в 1997 году по адресу: г. Саратов, ул. Мира, д. 5 «А». За 17 лет работы сложился кадровый и производственный актив Подразделения, который в последние годы пополнился большим количеством молодых специалистов, продолжающих традиции технической инвентаризации на более высоком, современном уровне. Техническая документация, которую получают и физические, и юридические лица отвечает самым высоким требованиям, так как Подразделение оснащено современным оборудованием и программным обеспечением.

Обслуживание юридических лиц ведется руководством Подразделения МУП «Городское БТИ» Ленинского района и специалистами отдела приема и выдачи документов.

 

    1. Характеристика организационной структуры

 

Подразделение МУП «Городское БТИ» Ленинского района состоит из шести отделов, с общей численностью персонала 21 человек.

• Руководитель: 1 человек

• Отдел приема и выдачи документов: 2 человека

• Отдел техников-инвентаризаторов и кадастровых инженеров: 9 человек

• Отдел ведущих специалистов: 4человека

• Архив: 2 человека

• Обслуживающий персонал: 3 человека

В подразделении работают 13 высококвалифицированных специалиста с высшим образованием и 8 работников, имеющих средне - специальное образование.

Работу персонала подразделения МУП «Городское БТИ» Ленинского района можно разделить на три вида:

• Эвристический (творческий), заключающийся в выработке и принятии решений, состоящих из органически сочетающихся аналитических и конструктивных операций. Пример: разработка проекта о сотрудничестве с крупными клиентами, предложения скидок и бонусов.

• Административный (административно-организационный), состоящий из распределительных, координационных и контрольно-оценочных операций (работа отдела приема-выдачи документов, главных специалистов, архивариусов, кадастровых инженеров).

• Формально-логический (операторный), заключающийся в выполнении операций, предусмотренных служебными инструкциями (работа специалистов отдела приема-выдачи документов, техников, водителей).

Кадровым преимуществом подразделения, является взаимозаменяемость сотрудников. Например, при отсутствии на рабочем месте специалиста по приему-выдаче документов его может заменить специалист 1 категории, если на месте нет техника, его может заменить кадастровый инженер. Эта замена возможна и дополнительный объем работ рассматривается как стажировка в близкой производственной отрасли. Другими словами, помимо своей основной деятельности в каком-либо конкретном направлении, изучение других аспектов деятельности подразделения в целом не только обеспечивается руководством и всем персоналом, но и поощряется как морально, так и материально. Таким образом, заинтересовав персонал процессом самообучения, мы получаем высококлассного специалиста в узкой области, владеющего при этом основами теоретических и практических знаний из смежных отраслей. Так достигается одновременно задача повышения квалификации кадров и эффективности и продуктивности работы. Естественно, такой сотрудник имеет реальное представление о роде деятельности своих коллег, что оказывает благоприятное воздействие на нормальную рабочую атмосферу в коллективе, и с другой стороны, позволяет переквалифицироваться или оказать ощутимую помощь (при необходимости) в выполнении конкретно поставленных задач. Немаловажно и то, что при этом получает свою реализацию и творческий потенциал сотрудников, раскрываются и используются склонности и потенциальные способности персонала.

Руководитель направляет, объединяет и координирует деятельность всех отделов подразделения, определяет приоритеты в работе в целях максимально возможной эффективности работы подчиненной ему производственной структуры.

Отдел приема и выдачи документов: включает в себя двух специалистов по работе с клиентами. Они осуществляют непосредственную работу с гражданами и юридическими лицами, принимая в работу документы на изготовления пакета документов  для осуществления операций с недвижимым и/или движимым имуществом. После приема документов у клиента специалист обязан отдать их в работу путем передачи главному специалисту.

Главный специалист возглавляет отдел техников-инвентаризаторов и кадастровых инженеров.

Отдел техников-инвентаризаторов и кадастровых инженеров: включает в себя главного специалиста, который в соответствии с поставленной задачей распределяет объем работ между сотрудниками отдела. Сотрудники имеют свою базу данных для выполнения задания и обеспечивают техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, проводят кадастровые работы объектов недвижимого имущества, составляют технические паспорта, технические планы и акты обследования для последующей постановки на кадастровый учет. При этом сотрудники отдела тесно связаны с ведущим справочную деятельность ведущими специалистами для исполнения заказа и получения услуг высокого качества.

Отдел ведущих специалистов: отдел, осуществляющий работу со справочной информацией для расшифровки технической документации: здесь высококлассные специалисты готовят справки и выписки для предоставления в земельный комитет, ГОРГАЗ, нотариальную контору и т.д. Так же отдел отвечает на запросы от других организаций по предоставлению информации (например: суды всех уровней, прокуратура, управляющие компании, отделы судебных приставов и т.д.) Необходимо отметить, что в распоряжении отдела находится база данных с данными по собственникам Ленинского района, осуществляющих регистрацию права собственности до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ  "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"3, а так же информацию о строительных характеристиках объектов недвижимого имущества (год постройки, материал стен, процент износа, площадь и т.д.), необходимую в том числе для налогообложения, предоставляемую архивом подразделения.

Архив. Начальником отдела является главный архивариус, в подчинении у которого, находится 1 человек.

Безусловно, для работы с информацией всегда стает вопрос о ее накоплении и хранении. В архивных материалах Ленинского подразделения МУП «Городское БТИ» содержатся инвентарные дела по району с начала образования Ленинского района (вернее с того времени, как он считался еще пригородом г. Саратова). Здесь имеется информация о техническом состоянии недвижимости таких крупных предприятий, как СЭПО, ОАО НПП Контакт, Саратовстройстекло, ООО «Газпромтрансгаз - Саратов», Дворцы культуры и т.д. На данном этапе развития компьютеризации активно производится оцифровка архивных материалов старейшего архива по объектам недвижимости г. Саратова.

Информация о работе Маркетинг в условиях конкуренции