Маркетинг и концепции маркетинга на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 08:23, реферат

Краткое описание

За последнее десятилетие XX века в нашей стране произошли большие перемены в отношении к маркетингу. Еще в 1960 – 1970-х гг. даже упоминание (в позитивном смыс-ле) буржуазно-капиталистического английского слова “маркетинг” было практически крамольным, а сторонники концепций маркетинга предпочитали пользоваться выглядя-щими сейчас глупо, то есть не модно, словами с русскими корнями или иностранными словами, давно вошедшими в русский разговорный язык или русскими словами с ино-странными суффиксами, как бы звукоподражающие иностранному языку, типа “рынкове-дение”, “потребинг”, “кооперативные начала” и другими.

Содержание

Введение 2
Общие понятия бизнеса и их толкование 6
Появление и становление маркетинга в России 9
Особенности российского маркетинга в разное время 17
Экологический маркетинг. Основные понятия и направления на российских предприятиях 31
Краткий обзор маркетинговой деятельности российского предприятия OАO “Газпром” 43
Список литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 432.29 Кб (Скачать файл)

Либерализация экономики, начавшаяся с "отпуска" цен, сделала рыночные параметры (цены, процентные ставки, валютный курс и др.) ориентирами поведения предпринимателей. Были приняты законы, определяющие институциональные рамки делового поведения маркетологов, такие, как закон "О защите прав потребителей", закон "О рекламе", антимонопольное законодательство и др.

В это же время расширилось само поле рыночных отношений; их стали применять даже многие предприятия военно-промышленного комплекса. Российская экономика стала открытой. Если в сферу экспортно-импортных отношений ранее были допущены в основном государственные внешнеторговые объединения, то теперь эту деятельность осуществляет большое число юридических и даже физических лиц, которые, чтобы выжить, просто обязаны на практике учитывать жесткие законы международного маркетинга.

Потребность в маркетинге у российских предпринимателей возрастает в настоящее время и в связи с тем, что для многих из них главным ограничителем роста производства стал недостаточный платежеспособный спрос покупателей.

Тем не менее, сегодня действуют факторы, ограничивающие возможности развития маркетинга в России и определяющие его качественные отличия от классической модели. Справедливости ради надо сказать, что между моделью маркетинга, описанной в научной литературе, и реальной практикой западных фирм тоже существует определенный разрыв.

Неблагоприятные для российских фирм факторы внешней среды во многом связаны с недоразвитостью и нецивилизованностью рыночных отношений в России, "переходным" состоянием экономики, вялотекущим, противоречивым и половинчатым характером российских реформ и несовершенством законодательства. В российской практике нет отлаженного механизма взыскания долгов. Это сыграло большую роль в возникновении массовой неплатежеспособности и взаимозадолженности участников производства, что противоречит природе нормальных рыночных отношений и создает парадоксальную ситуацию для маркетологов. Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, отсутствия последовательной государственной инвестиционной политики.

Ряд факторов, определяющих специфику российского маркетинга, связан с самими российскими предприятиями. Это прежде всего касается целевой функции деятельности российского бизнеса. Здесь складывается довольно противоречивая ситуация. Значительная часть руководителей бывших государственных предприятий, оказавшись в рыночной среде, преследует не вполне рыночные цели. Большинство из них главными целями своей деятельности считают поддержание объема выпуска, сохранение коллектива, увеличение заработной платы, а в рыночной среде глобальной целью, как известно, является прибыль.

Вместе с тем и цели российских фирм, отдающих приоритет прибыли, не совпадают с целями иностранных фирм. В отличие от многих западных предпринимателей они поставлены в условия, когда сиюминутные интересы преобладают над долгосрочными интересами. Главной особенностью поведения предприятий переходного периода является "ориентация на выживание". Неочевидны и перспективы выживания их рыночных контрагентов, нередки случаи прямого обмана, не отработан легальный механизм обеспечения выполнения контрактов. Все это приводит к огромным операционным издержкам. Поэтому приемлемая норма прибыли для многих российских предприятий в десять и более раз превышает среднюю норму прибыли западного бизнеса, составляющую 5—10%.

Многие фирмы, стремящиеся проводить грамотную маркетинговую политику, на практике находятся еще в начале пути. Организованные на них службы маркетинга часто не в состоянии исследовать большое количество альтернатив маркетингового поведения. Службы маркетинга пока в немногих случаях осуществляют комплексное управление всей деятельностью фирмы, применяя лишь отдельные элементы и приемы маркетинга.

Какой тип маркетинга характерен сейчас для российского бизнеса? Лишь сравнительно небольшому числу фирм доступен маркетинг постиндустриального общества, ориентированный на потребителя, индивидуальные запросы, высококачественную, часто обновляемую продукцию. Большинство работает в лучшем случае в рамках модели маркетинга индустриального общества, ориентированного на продукт.

При этом наблюдаются значительные различия в стратегии российских предпринимателей по регионам страны из-за различий в уровне доходов населения и емкости рынка. В крупнейших городах сжатие спроса ощущается слабее, промышленность быстрее находит свою рыночную нишу. В малых городах и отдаленных районах возможностей для маркетинговых маневров значительно меньше. Низкий уровень доходов основной массы потребителей заставляет проводить только стратегию пассивного маркетинга, использовать в качестве главного инструмента в борьбе за потребителя относительно низкие цены, часто при невысоком качестве продукции. Существенным препятствием для снижения цен на российском рынке являются высокие издержки обращения, порождаемые неэффективной организацией торговли.

Стратегическое маркетинговое управление делает на российской почве только первые шаги. Исследователи этого процесса отмечают ряд особенностей стратегического российского маркетинга по сравнению с западной нормативной моделью. Имеется в виду большое количество переменных факторов внешней среды, сужение горизонта стратегического планирования, необходимость разрабатывать большое количество вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой ситуации.

Еще сложнее обстоит дело в нашей стране с так называемым социально-ответственным маркетингом. Причиной этого является прежде всего высокая степень монополизации и олигополизации наших рынков. А предприятия-монополисты вместо долгосрочной стратегии кропотливой работы с потребителем и товаром, вместо того, чтобы "делать деньги" на обороте, предпочитают "быстрые деньги" за счет поддержания высоких цен при ограничении выпуска продукции.

На ряде рынков, особенно финансовом, монополия продавца покоится на неинформированности потребителя, которому удается навязать сомнительные услуги с помощью массированной рекламы. На некоторых рынках вместо делового партнерства возникают разрушительные формы конкурентной борьбы вплоть до криминальных.

Существенной проблемой является неразвитость в нашей стране институциональных предпосылок для функционирования современного маркетинга. Речь идет как о недостатках правового регулирования хозяйственных отношений, так и о неформальных нормах и правилах поведения российских предпринимателей.

Большую опасность для потребителей несет коррупция в государственных органах, особенно призванных осуществлять контроль за качеством поставляемой на наш рынок импортной продукции. Недостаточную силу пока еще набрало "гражданское общество" (общества потребителей, экологические движения и другие общественные организации).

В разных отраслях и сферах российской экономики приобщение к маркетингу происходит неодинаковыми темпами. Ранее всего технологию маркетинга начали использовать фирмы, занимающиеся экспортом и импортом. Большое развитие маркетинг получил в фирмах, работающих на сегментах высококачественной продукции рынков одежды, бытовой техники, компьютеров, автомобилей, дорогих услуг и др.

Маркетинговый подход стал широко внедряться в сферу финансовых услуг, он крайне необходим на предприятиях очень рискованного научного бизнеса, в том числе малого.

Элементы маркетинга в последнее время пытаются внедрять на двух самых больших по обороту, ассортименту и прибыльности потребительских рынках России – продовольственном и книжном. Книжный рынок является достаточно конкурентным и более цивилизованным, особенно в сегменте специальной и деловой литературы.

Сложность ситуации состоит, видимо, в том, что большинство сегодняшних руководителей и специалистов воспитывались в рамках мировоззрения советского периода, которое они пытаются изменить, что в короткие сроки сделать, к сожалению, чрезвычайно трудно.

Видимо, библейская притча об исходе евреев из Египта содержит в себе многовековую мудрость, к тому же и не человеческую, которую нельзя сравнить с двумястами баснями русского писателя Ивана Андреевича Крылова. Существует рациональное мнение современных учёных, что это именно притча, суть которой в следующем: Моисей, после того, как вывел народ Израилев из Египта, повел его не сразу в землю обетованную, а 40 лет водил по пустыне, ожидая, когда вымрут люди с рабским образом мышления и родятся и подрастут люди вольные духом, орлы, так сказать, т.е. с другим мировоззрением. Моисей, раб Божий, несомненно, фашистом в отношении несчастных евреев не был и естественного отбора не проводил, а морил несчастных евреев не он. Их морил Господь Сущий (от Начала) не “за просто так”, а “за дело”, чтобы они ни Бога, ни Моисея не поносили и не помышляли менять веру на Сберегательный банк. Потому что, с точки зрения Бога те, кто видел чудеса Его, может быть, будут достойны и Жизни, если не променяют Жизнь на Сбербанк. Ведь ещё до пленения несчастных евреев (несчастных стерхов) египтянами Бог, хорошо знав Свой народ, решил проучить их на будущее и предсказал их 400-летнее “рабство в чужой земле” Аврааму, чтобы люди были настоящими добрыми стерхами, а не притворялись, будучи свирепыми орлами. Кто имеет Жизнь  - Тот имеет всё, и золото, и всё остальное, правда, сотворив золото как химический элемент, Бог обделил этим элементом недра земли и человеку, будучи изгнанным из Рая Божьего, и по настоящее время приходится неблагодарно потеть где-нибудь в копчёной шахте или на грязной пескопромывной плавучей платформе. На эту тему есть прекрасная картина исконно русского художника Каземира Севериновича Малевича “Чёрный квадрат”, абстракционизм которой можно истолковать более содержательно, включив опять же абстрактное воображение, и дать картине название “Темнокожие в шахте уголь загружают (в вагончики)”. По аналогии со скитаниями евреев и картиной Малевича, и в нашей стране должно пройти достаточно много времени, в течение которого произойдут изменения в образе мышления людей, то есть, сменится менталитет. Изучение основных положений маркетинга, безусловно, будет способствовать ускорению этого непростого и длительного процесса. Усвоение теоретических основ маркетинга поможет преодолеть первоначальный барьер незнания и неопытности в обращении с основными инструментами маркетинга, дать необходимый набор сведений для обеспечения надежной и эффективной работы того или иного хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

(ß в оглавление) Особенности российского маркетинга в разное время

 

Попытки внедрить элементы маркетинга в России начались достаточно поздно по сравнению с капиталистическими странами – в 60-е годы (с началом либермановской реформы). Группа молодых ученых участвовала в работе симпозиумов, на которых вырабатывалась идеология изучения некоторых рыночных процессов в рамках социалистической экономики. Им удалось убедить соответствующие органы в необходимости организации НИИ по изучению спроса… и создать в стране единую государственную систему изучения и прогнозирования спроса, правда, только на потребительские товары. Вообще, в СССР, в эпоху развитого социализма, спрос на рынке потребительских товаров прогнозировать было в принципе не нужно потому что во всём и практически везде в стране Советов был дефицит, люди покупали всё по талонам или по длинной очереди, которая могла длиться годами, например, в случае покупки нового автомобиля. Такой социализм некоторые историки “окрестили” как “казарменный социализм”, в котором спрос был всегда как в солдатской казарме спрос на алкоголь. 

 Речь идет об организованном  в 1965 году в системе Министерства  торговли СССР Всесоюзном научно-исследовательском  институте по изучению спроса  населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) - нынешнем Всероссийском научно-исследовательском институте потребительского рынка и маркетинга (с 1991 г. ВНИИПРиМ). Именно он стал головной научно-исследовательской организацией при создании системы комплексного изучения и прогнозирования спроса населения на товары народного потребления (СКИПС торговли), широкое промышленное внедрение которой началось в 1986 году.

 А еще в 1984, в соответствии  с приказом №129 Министерства торговли  СССР от 4 мая, в торгах, розничных  и оптово-розничных торговых объединениях, республиканских и областных  торговых организациях, предприятиях  при областных, краевых, городских  управлениях торговли и в министерствах  торговли союзных и автономных  республик начали создаваться службы изучения спроса.

 При Министерстве торговли  существовала также «Союзторгреклама», занимавшаяся рекламой на внутреннем рынке (это была достаточно большая организация художников, которые занимались оформлением различных кафе, столовых, ресторанов и т.д., их там было около ста человек, разбитых в бригады по 8-10 человек).

 В промышленности в  конце 70-х гг. было принято правительственное  решение, обязывающее все предприятия  оборонного комплекса приступить  к выпуску товаров народного потребления, в результате чего под эгидой оборонных министерств стали создаваться фирменные магазины-салоны (ФМС) и главные управления по сбыту, которые и были призваны обеспечивать согласованные с Минторгом СССР “заказ-нарядами” поставки продукции в торговую сеть. Бывало даже, что оборонные органы давали по несколько “нарядов вне очереди”, которые требовалось выполнить в короткие сроки. Для осуществления координации работ по рекламе и изучению конъюнктуры рынка при главках создавались ЦКРО (центральные коммерческо-рекламные организации) с отделами рекламы и изучения конъюнктуры рынка. Одновременно в каждом министерстве были подготовлены приказы о создании на конкретных предприятиях бюро или отдела по рекламе и изучению спроса с приложенным вариантом штатного расписания этих служб.

 ЦКРО организовывала  курсы повышения квалификации, на  которых преподаватели МГИМО и Академии внешней торговли рассказывали о том, как это делается за рубежом. Главное внимание уделялось рекламе (“Внешторгреклама” - внешнеторговая реклама, “Внешторгиздат” - печатная продукция в основном для внешних рынков). В 1976 году при Торгово-промышленной палате была организована секция по вопросам маркетинга. В 1980-1981 гг. ВНИИКС проводил по заказу “АвтоВАЗа” исследование на тему “Автомобиль 2000 года”.

 Уже в 1988 году Министерство  высшего и среднего специального  образования включило в перечень утвержденных специальностей “социалистический маркетинг” и объявило набор на Специальный факультет МИНХ им. Плеханова на переподготовку по этой специальности лиц, имеющих высшее образование. Хотя в МЭСИ еще в 1966 году ввели курс “Методы изучения покупательского спроса”, который давал возможность “вместе с курсами экономики и статистики торговли … готовить специалистов, которые даже в условиях планового хозяйства могли выяснить, что нужно потребителю, как можно воздействовать на промышленность, чтобы она удовлетворяла его запросы”.

 Чтобы подготовленные  в то время маркетологи оказали  влияние на экономику, казалось, не хватало лишь системообразующего фактора - рыночных методов хозяйствования. Особенностью внедрения маркетинга в России в период переходного периода явилось то, что он стал первоначально активно применяться в таких отраслях, как банки, финансы, торговля, и только потом в промышленности.

 Перестройка принесла  надежду на его появление, но  вместе с ней началось сворачивание производства на конверсионных предприятиях, а, следовательно, и служб маркетинга на них (так стали к этому времени называться отделы рекламы и конъюнктуры спроса). К великому разочарованию, в новых, скорее «базарных», чем рыночных условиях, маркетологи оказались невостребованными.

 Для приватизируемых  госпредприятий характерной оказалась  производственная ориентация с доминирующей установкой: “Мы производим хорошую продукцию, а у нас ее не покупают”.

 Коммерческие (в основном  торгово-закупочные) фирмы в условиях  тотального дефицита бросились  заполнять рынок продукцией, взяв  на вооружение сбытовую концепцию с ее принципом “Продаем все, что закупаем”. Они легко переходили из одной сферы бизнеса в другую, сулящую большую прибыль: сегодня выгодно торговать компьютерами, а завтра - газированной водой.

 Однако постепенно, по  мере насыщения рынка товаров  и услуг, и те, и другие пришли  к мысли о необходимости специализации, нахождении своего места на  этом рынке. Теперь свою производственную и ассортиментную политику самые успешные компании стали строить с учетом пожеланий рынка, пытаясь адаптироваться, приспосабливаться к нему: для многих наступило время конъюнктурной ориентации (хотя, конечно же, с сохранением черт и производственной, и сбытовой концепций).

Информация о работе Маркетинг и концепции маркетинга на российских предприятиях