Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на следующие вопросы:
1. Основные подходы к характеристике сферы услуг
2. Маркетинг - философия и инструментарий рыночной экономики. Основные концепции маркетинга и их генезис
3. Методологические особенности маркетинга услуг
4. Основные подходы к классификациям услуги и рынка услуг. Сущность маркетинга услуг
5. Принципы маркетинга услуг
1.Основные
подходы к характеристике
Единого подхода к определению услуги все еще не выработано. Услуга может определяться следующим образом.
Очень часто в маркетинге услуг используется понятие «продукт». Его трактовка в данном случае несколько иная, чем в экономической теории. Продукт - понятие синтезирующее товар и услугу, отражающее то, что услуга очень часто сопровождается товаром и по сути перестает быть просто услугой.
Причины многообразия определений услуг и отсутствия единого подхода к их определению:
1. Неосязаемость (нематериальный
характер). Услугу нельзя взять
в руку, увидеть, попробовать изучить
до момента ее получения.
2. Неразрывность производства и потребления услуги. Услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги. Это приводит к одновременности оказания и потребления услуги.
3. Несохраняемость. Услуга
производится в условиях
4. Нестандартность или изменчивость качества. Качество предоставления услуги зависит от того, кто обеспечивает услугу, где и когда услуга предоставляется. Более того, для услуги характерна высокая степень индивидуализации в соответствии с требованиями потребителя. В сфере услуг все еще высока доля ручного труда.
5. Неотделимость от источника оказания услуги. В качестве источника здесь рассматривается объект, от которого исходит услуга: машина или человек.
6. Исполнитель услуги, как правило,
не является собственником
7. Потребитель услуги часто
8. Услуга, как правило, имеет
индивидуальный характер
9. Услуги локальны, нетранспортабельны,
могут иметь региональный
2.Маркетинг - философия и инструментарий рыночной экономики. Основные концепции маркетинга и их генезис.
Маркетинг - непрерывный процесс организации, планирования и управления в области оперативного и стратегического поведения фирмы, нацеленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителей и получение благодаря этому запланированной прибыли.
Процесс маркетинга - упорядоченная совокупность стадий и действий по выявлению спроса, разработке, изготовлению, распределению и сбыту продукции, соответствующей требованиям потребителей и возможностям рынка.
Маркетинг может быть структурирован предметно и функционально. Функциональное структурирование предполагает выделение следующих разделов:
1. Производственный маркетинг. Он включает деятельность по разработке товаров и услуг, ценообразование и сбыт товаров и услуг.
2. Коммуникативный маркетинг. Он включает рекламу, формирование общественного мнения, стимулирование сбыта, персональные продажи.
3. Аналитический маркетинг.
Включает маркетинговые
Предметное структурирование описывает:
1. Маркетинг товаров,
в том числе маркетинг товаров
производственного назначения
2. Маркетинг услуг,
в том числе банковских услуг,
туризма, информационных услуг,
В основе осуществления оперативной маркетинговой деятельности лежит использование маркетингового комплекса.
Маркетинговый комплекс - набор инструментов, который позволяет осуществлять планирование маркетинга и осуществление маркетинговых действий.
Эволюция взглядов на маркетинговый комплекс:
Начало 60-х годов: Классический маркетинговый комплекс (4Р): товар, цена, каналы сбыта или место продажи, продвижение.
Начало 70-х годов: Маркетинговый комплекс для сферы услуг (7Р): товар, цена, каналы сбыта или место продажи, продвижение, персонал, физическое окружение, процесс.
Середина 80-х годов: Маркетинговый комплекс для мегамаркетинга (6Р): товар, цена, каналы сбыта или место продаж, продвижение, политика, общественное мнение.
В самом широком смысле маркетинг - философия, склад и направленность делового мышления. Маркетинг понимается как система знаний о наиболее разумном предложении товаров на рынке. В более узком предпринимательском смысле маркетинг - это система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Три уровня маркетинговой деятельности
Уровень |
Вид маркетинга |
Сущность данного вида маркетинга |
Первый |
Маркетинг реагирования |
Способность компании определить потребности клиента и найти реальное решение |
Второй |
Предвосхищающий маркетинг |
Способность компании определить, когда латентная потребность станет реальной |
Третий |
Маркетинг, формирующий запросы |
Способность компании предлагать продукты или услуги, о которых никто не просил |
Индустриальная экономика |
Сервисная экономика |
ЦЕЛЬ | |
Максимизация выпуска продукции |
Повышение потребительской полезности |
ПОЛЕЗНОСТЬ | |
Отождествляется с материальной продукцией |
Отождествляется с характером использо- вания и улучшением систем, объединяю- щих материальный продукт и услуги |
КАЧЕСТВО | |
Оценивается как хорошо сделанное (оценка на месте выпуска) |
Оценивается во взаимосвязи с потребите- лями (оценка на месте использования) |
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | |
Связаны с преобразованием сырья в готовую продукцию |
Связаны с созданием материально- сервисных систем |
СТИЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА | |
«Механический» с чрезмерной упорядоченностью организации |
«Биологический» с гибкостью и сетевой организацией структуры предприятия |
Управленческие концепции маркетинга
Концепция |
Описание концепции |
Была предложена |
Совершенствования производства |
Потребитель ориентируется на товары, которые широко распространены и продаются по доступной цене. Главное - произвести товар. Эффективность предприятия определяется экономикой производства. Производится дешевый товар с удовлетворительными потребительскими свойствами. |
Ф.Котлер |
Совершенствования товара |
Потребитель благоприятно относится к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Управление маркетингом направлено на совершенствование качества продукта и его потребительских свойств. |
Ф.Котлер |
Интенсификации коммерческих усилий |
Потребители будут покупать те товары, которые широко представлены в сбытовой сети и для которых предпринимаются интенсивные действия по продвижению. Покупка часто навязывается. |
Ф.Котлер |
Маркетинга |
Ориентация на покупателя, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Концепция основана на четырех важнейших составляющих: целевом рынке, потребительских нуждах, интегрированном маркетинге и рентабельности. |
Ф.Котлер, П.Друкер |
Просвещенного маркетинга |
Маркетинг компании должен поддерживать оптимальное функционирование системы сбыта продукции в долгосрочной перспективе, с ее пятью принципами: маркетинг, ориентированный на потребителя, инновационный маркетинг, маркетинг ценностных достоинств товара, маркетинг с осознанием своей миссии, социально-этичный маркетинг. |
Ф.Котлер, Г.Армстронг, Дж.Сондерс |
Экологического маркетинга |
Маркетинговая деятельность направлена на преодоление проблем, связанных с защитой окружающей среды, нехваткой ресурсов и быстрым ростом населения. |
Ф.Котлер |
Маркетингового управления |
Маркетинг рассматривается как ведущая и интегрирующая функция на предприятии. |
Ф.Котлер |
Стратегического маркетинга |
Основана на разграничении понятий стратегического (постоянный и систематический анализ потребностей рынка, разработка новых эффективных товаров) и операционного (инструмент реализации выбранной маркетинговой стратегии) маркетинга. |
Ж.-Ж.Ламбен |
Интеграционного маркетинга |
Максимальная ориентация всего предприятия на рынок. Маркетинг - основная наука об управлении. |
А.Мейер |
Маркетинга отношений |
Главной целью управления маркетингом становятся долгосрочные отношения с участниками процесса купли-продажи. Индивидуализация отношений с потребителем, повышение значения личных контактов в системе коммуникаций |
К.Гренроос |
Маркетинга сделок (трансакционного маркетинга) |
Управление маркетингом нацелено на увеличение числа разовых сделок с новыми потребителями. |
|
Максимаркетинга (интегрированного прямого маркетинга) |
Управление маркетингом нацелено на достижению высшей степени интенсивности в распределении и продвижении товара до четко определенных потенциальных потребителей. |
С.Рэпп, Т.Коллинз |
Конкурентной рациональности |
Основной целью компании является получение прибыли посредством производства товаров, удовлетворяющих запросы покупателей. Конкурентоспособность выступает как основная движущая сила концепции маркетинга. |
П.Диксон |
Макромаркетинга |
Такой вид маркетинга, который помогает вырабатывать государственную политику в определенных сферах жизнедеятельности общества. Потребности осознаются и анализируются на уровне общества. Макромаркетинг рассматривается наравне с такими элементами экономической системы как получение и распределение доходов, налогообложение, достижение благосостояния. |
Ф.Котлер |
Глобального маркетинга |
Характерен для |
Ф.Котлер |
Мегамаркетинга |
Координация экономический, психологических и общественных воздействий, направленная на установление сотрудничества с политическими партиями и силами для выхода на определенный рынок и работы на нем. |
Ф.Котлер |
Самые базисные знания о маркетинге сервиса были заложены американским предпринимателем Сайерсом Маккорником (1809-1884). Он сконструировал первый комбайн, но, имея только техническое образование, сформулировал такие основные направления современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, основные принципы выбора ценовой политики и сервисного обслуживания.
Основные этапы
становления концепции
Период |
Основное содержание теоретических работ |
Авторы |
Конец 1940-х годов |
Начало опережающего развития сферы услуг по сравнению с промышленным производством в экономике ряда стран |
|
1969 г. |
Попытки выявить отличия между «товарами вещной формы» и услугами. Заложены основы теории маркетинга услуг |
Э.Джонсон (Университет Вашингтона, США) |
Конец 1960-х –начало 1970-х годов |
Вклад сферы услуг в ВВП развитых стран стал равным вкладу промышленного и аграрного секторов. |
|
1972 г. |
Исследование применения концепции маркетинга в индустрии услуг |
В.Джордж (Университет Джорджии, США) |
Начало 70-х гг. |
Многочисленные публикации в Journal of Marketing (США) о возможности выделения концепции маркетинга услуг в отдельную дисциплину |
В.Джордж, Х.Баксдейл, Р.Джадд, Д.Ратмелл |
1973 г. |
Исследование особенностей маркетинга транспортных услуг. Начало создания кейсов, посвященных проблемам маркетинга услуг. |
К.Лавлок (Гарвардская школа бизнеса, США) |
1974 г. |
Раскрыта одномоментность производства, маркетинга и потребления услуг. Показана специфика услуги как продукта. Впервые показан новый элемент процесса маркетинга услуг - процесс взаимодействия между теми, кто производит услугу, и теми, кто ее потребляет. Издана первая книга по маркетингу услуг «Введение в маркетинг услуг». Раскрыты проблемы управления маркетингом услуг, обусловленные неосязаемости услуги. |
Д.Ратмел (США)
Э.Джонсон (Университет Вашингтона, США) |
1976 г. |
Предложена модель маркетинга услуг «обслуживание в действии» или «производство услуг». Выделены базисные характеристики услуги: одновременность производства и потребления услуги и неосязаемость. |
Э.Лангеард, П.Эйглие (Университет Марселя, Франция) |
1977 г. |
Исследование особенностей концепции маркетинга в сфере профессиональных услуг. Инициативы по организации конференций по проблемам качества в сфере услуг. |
Э.Гаммессон (Университет Стокгольма, Швеция) |
1977 г. |
Американский институт маркетинга опубликовал первый научных доклад., освещающий специфику маркетинга услуг. |
|
Середина и конец 1970-х годов |
Предложены различные классификации услуг |
Дж.Шостак, У.Сассер, Р.Олсен, Т.Хилл, Р.Чейз |
1979 г. |
Раскрыты функции маркетинга в сфере услуг. Определены специфические черты концепции маркетинга услуг. Введены в научный оборот понятия «внутренний маркетинг», «двусторонний маркетинг». |
К.Гренроос, Шведская школа экономики и безнес-управления (Финляндия) |
1980 г. |
Определено родовое отличие услуги от физического товара |
Л.Берри (США) |
1981 г. |
Первая национальная конференция, посвященная маркетингу услуг, организованная Американской Ассоциацией маркетинга |
г.Орландо, США |
1984 г. |
Организована отдельная секция внутри Американской Ассоциацией маркетинга, занимающаяся проблемами маркетинга услуг. |
|
1980- е годы |
Становление теории маркетинга услуг общественных и неприбыльных организаций. |
К.Лавлок, Ч.Вейнсберг (Гарвардская школа бизнеса, США) |
1985 г. |
Основан Центр изучения маркетинга услуг при Университете г.Аризона (США) |
|
1990 г. |
Проведен первый международный семинар по управлению маркетингом услуг |
Университет г.Марселя (Франция) |
Начало 1990-х годов |
Появление первых отечественных публикаций по проблеме маркетинга услуг |