Мерчандайзинг в предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является выявление специфики использования маркетинговой технологии - мерчандайзинга в предприятиях розничной торговли на основе анализа и обобщения теоретического материала и практического исследования.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
теоретическое изучение новой маркетинговой технологии;
анализ психологических факторов при выборе и совершении покупки потребителем;
исследование практического использования приемов мерчандайзинга на примере магазина «Перекресток».

Содержание

Введение
Глава 1 Мерчандайзинг как маркетинговая технология
Особенности маркетинга торгового предприятия
Понятие и сущность мерчандайзинга
Эволюция подходов к мерчандайзингу
Глава 2 Принципы мерчандайзинга
2.1 Принципы планировки торгового зала
2.2 Рациональные правила расстановки товара
2.3 Критерии эффективности мерчандайзинга
Глава 3 Изучение приемов мерчандайзинга, используемых в сети магазинов «Перекресток»
3.1 Характеристика сети магазинов «Перекресток»
3.2 Анализ используемых методов мерчандайзинга
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

70230.rtf

— 1.30 Мб (Скачать файл)

     Специалисты установили наиболее популярные цвета в разных странах мира:

     красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;

     оранжевый: в Голландии;

     желтый: в Китае;

     зеленый: в Австрии, Болгарии, Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;

     голубой: в Индии;

     белый: в Мексике;

     коричневый: в Болгарии [3, с.49].

     Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер [3, с.48]. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, например, действуют успокаивающе.

     Маркетинговые исследования показали, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим: 

Табл.2 Степень эффективности восприятия цветов покупателями  
(в %) [3, с. 50]

Сине-фиолетовый  100
Темно-синий  90
Бирюзовый  85
Интенсивно-лимонный  60
Темно-фиолетовый  42
Желтый  22
Голубой  17,5
Рубиновый  7,5

     Но понятно, что данные табл. 2 отражают цветовые предпочтения каких-то определенных социальных групп. Невозможно найти двух рабочих, которые любили бы одинаковые цвета, хотя они оба работают на заводе. То есть можно сделать вывод, что цветовое решение торгового зала не может нравиться всем, но оно должно воздействовать на внутренний мир человека, вызывать у него какие-то приятные ассоциации. Таким образом, цвет нельзя навязать человеку, цвет нужно правильно преподнести, чтобы покупатель почувствовал себя как дома.

     Следующим, не менее важным аспектом является освещение в торговом зале.

     Освещение является сильнейшим инструментом для создания желаемой атмосферы, настроения. Кроме того, осветительные приборы являются своеобразными элементами декоративного оформления помещения. С помощью света можно выделить продвигаемый товар на фоне товарного ассортимента магазина. С помощью осветительных элементов на стенде, щите или витрине формируются три основные оптические зоны: показ, передвижение и коммуникации.

     Освещение может быть:

     общим, разлитым по всему помещению или по всей поверхности;

     специальным (напольным, настенным, подпотолочным);

     широкого радиуса (прожекторы);

     в виде плотного пучка, предназначенного для концентрации внимания в конкретных точках

     Каковы бы ни были сочетания осветительных элементов, на которые падет окончательный выбор дизайнера, предпочтение должно быть отдано приборам, не вызывающим обесцвечивания и не создающим теневых участков (нейтральных). Только таким образом можно обеспечить создание так называемых «оазисов» света и тени, которые способствуют показу товара «в более выгодном свете» и делают приятным пребывание в помещении.

     Учитывая, что 80% информации, получаемой человеком, воспринимается им с помощью зрения, необходимо обеспечить яркое освещение продвигаемого товара. Установлено: чем слабее источник света, тем «гуще» вызываемая им тень, результатом чего является быстрое утомление посетителя в его стремлении рассмотреть светлые и затемненные стороны товара.

     Психологическое значение имеют:

     нужный оттенок освещения;

     источники освещения;

     распределение света в помещении.

     Психологи полагают, что свет бросает вызов, призывает к действию. Оттенок освещения также имеет огромное значение, вызывая у человека различные настроения.

     Независимо от конкретного сочетания осветительных приборов целесообразно стремиться к обеспечению:

     оптического удобства, то есть такого качества освещения, которое создает нормальные для зрения условия;

     совершенства общей картины освещаемой поверхности, улучшающей ее внешний вид и создающей подходящую атмосферу;

     оптического «руководства» посетителем, то есть его систематического ориентирования, что необходимо для осуществления продажи;

     высокой эстетичности или декоративности источников света, то есть дизайна осветительных приборов.

     Напротив, рекомендуется избегать:

     холодного освещения, ослабляющего впечатление от освещаемых объектов (товаров);

     перегрева, вызываемого определенными осветительными приборами;

     создания слишком затемненных участков освещаемой поверхности;

     нежелательных эффектов отраженного света [3,с. 46].

     В любом случае необходимо руководствоваться принципом, который заключается в том, что в расчет принимается угол зрения покупателя, а не продавца. Освещение должно быть таким, чтобы покупателю с первого же взгляда была видна полезность товара, и становились явными их преимущества по сравнению с конкурентными товарами.

2.2 Рациональные правила расстановки товара

 

     Выкладка товара - это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале, эта услуга, предназначенная для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений [13, с.313].

     Между размещением и выкладкой товаров есть разница. Под размещением понимается распределение товаров на площади торгового зала, в то время как выкладка - расположение, укладка показ товаров на торговом оборудовании [2, с.54].

     Различают два основных способа выкладки товаров - горизонтальный и вертикальный.

     При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Часто встречается в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют йогурты, другую - творог, далее следуют сметена и ряженка. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

     При горизонтальной выкладке тот или иной товар размещают вдоль по всей длине оборудования, причем каждый товар занимает полностью 1-2 полки. Например, одна полка - томатные соусы; другая полка - прочие соусы; третья полка - майонезы. Этот способ также эффективен при продаже крупногабаритных товаров и товаров в кассетах.

     На практике применяется комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки. Для группы товаров, где ассортимент узок, предпочтительнее вертикальная выкладка; где он более широк, рекомендуется выкладка горизонтальная или комбинированная.

     Также выкладку можно подразделить на товарную и декоративную. Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно для показа и для отпуска товаров.

     Декоративная выкладка применяется для оформления витрин и стеллажей в магазинах или отделах, где продажа производиться через прилавок. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей. Использовать декоративную выкладку в магазинах самообслуживания нецелесообразно - что останется от композиции, когда покупатели разберут часть товаров.

     Товарная выкладка в магазинах самообслуживания осуществляется, как правило, фронтальным способом. Принцип, лежащий в основе фронтальной выкладки, - один образец выставляется в полную величину, остальные видны частично или не видны.

     Мерчандайзинговый подход к выкладке товаров исходит из того, что товары на всем пространстве по горизонтали и вертикали воспринимаются с разной интенсивностью внимания [13, с.314]. Если в магазине, торгующем через прилавок, продавец может оказать личное воздействие на покупателя, то при самообслуживании именно выкладка, положение товара на торговом оборудовании будет влиять на решение клиента о покупке.

     В зависимости от целей мерчандайзинга выкладка товаров может решать следующие основные задачи [13, с. 317]:

     способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;

     предопределять уровень обзора и привлекательность товара для посетителя;

     способствовать формированию более тесных взаимоотношений между товарами и посетителями;

     создавать условия для «перекрестного мерчандайзинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсивного спроса;

     создавать предпочтительные условия для отдельных марок, используемых для достижения определенных тактических задач или стратегических целей;

     способствовать достижению конкурентных преимуществ.

     Выкладка товаров тесно связана с понятием точки продаж.

     Точка продаж (point of sale) - место в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о выборе и покупке, то есть торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора товаров (стойки, горки, прилавки, прилавки-витрины, шкафы, стеллажи, различные типы холодильного оборудования).

     В мерчандайзинге существуют понятия основной и дополнительной точки продаж [2, с. 54].

     Основная точка продаж - это место в торговом зале, где представлен весь ассортимент данной товарной группы.

     Дополнительная точка продаж - это место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно.

     Причин для дополнительного размещения товара может быть несколько [13, 317]:

     объемное представление, то есть представление товаров в больших количествах. Большой объем товара, выложенного на напольных дисплеях, вызывает ассоциацию, во-первых, с низкой ценой, а во-вторых, создает ощущение того, что данный товар пользуется повышенным спросом. При расположении продукции, упакованной в целлофан, покупателю кажется, что товар только-только поднесли со склада. Он так хорошо продается, что не успевают даже на полки ставить. Напольные дисплеи традиционно располагают в проходах по ходу покупательского потока, в секции, где расположена основная категория данного товара, или отдельного. Иногда объемные представления товара располагают у касс, это встречается довольного редко из-за больших размеров дисплеев, которые могут создать неудобства при расчете за товар.

     размещение товаров по категориям. Человек, покупая основной товар, может внезапно осознать необходимость приобретения дополнительного, сопутствующего товара. Такое расположение взаимодополняющих продуктов еще называют перекрестным мерчандайзингом.

     рекламная выкладка или информация о новых товарах. В этом случае отдельное расположение товаров сочетается с применением рекламных и информационных материалов, располагается в наиболее заметных для обозрения местах.

     расположение товаров, для которых проходят специальные акции, и так далее.

     Очень важно, чтобы товар, размещенный в дополнительной точке продаж, присутствовал и в основной, иначе это будет воспринято как вынесение продукции из определенной продуктовой группы. А это таит в себе опасность - покупатель привык видеть и искать товар на определенных местах. Поэтому если он не обнаружил товара на привычном месте, то может «в упор» не заметить его в дополнительной точке продаж. В результате такая перестановка в магазине может привести к неожиданным падениям прибыли.

Информация о работе Мерчандайзинг в предприятиях розничной торговли