Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 14:26, курсовая работа
В работе освещены вопросы возникновения, понятие маркетинга в целом, а также роль службы маркетинга на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………….3
I. Место службы маркетинга в системе управления предприятием......................................................………….....................6
II. Виды организации маркетинговых служб предприятий…………………………...……………………………….19
III. Этапы создания службы маркетинга на
предприятии……………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………….31
Оглавление
Введение…………………………………………………………
предприятии…………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В современных условиях особую
актуальность приобретают теоретические
и практические аспекты управления
рыночными отношениями, значительную
роль в управлении рынком играет маркетинг.
Зарубежные специалисты рассматривают
маркетинг как важнейшую
В процессе перехода к рынку, предприятия столкнулись со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней среде принес не столько новые возможности, сколько новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке. К внедрению маркетинга предприятия приходили и сейчас приходят только вследствие бедственного положения со сбытом собственной продукции. Это характерно для большинства отечественных предприятий. Причем зачастую, вновь созданный отдел маркетинга превращается во второй отдел сбыта. Также, часто руководство не до конца осознает сущность маркетинга и «привязывает» зарплату специалистов отдела маркетинга к объемам продаж. И вследствие этого у маркетологов не хватает ни времени, ни значительной мотивации для постоянного и всестороннего анализа рынка. Действия руководства понятны - необходимо сбыть продукцию и получить прибыль сейчас и по максимуму, а не затрачивать время, средства и усилия специалистов для того, чтобы те проводили исследования, зачастую не приносящие быстрой и стопроцентной отдачи. Таким образом, создавая отдел маркетинга, предприятие надеется получить дополнительных потребителей и обеспечить сбыт своей продукции.
Между тем, ориентируясь исключительно на сбыт, предприятие не может полностью контролировать ситуацию. Фирма должна разработать такую структуру маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование.
Маркетинг - это неотъемлемая часть предприятия и с этим должны согласиться остальные члены организации. Зачастую, в российских компаниях конфликт между службами продаж и маркетинга не выдумка, а печальная реалия. Сотрудники отдела продаж должны отвечать за сбыт, но как правило, в более мелких компаниях, где отсутствует служба маркетинга, отдел продаж выполняет множество непрофильных функций. Рынок слишком изменчив, чтобы успевать отслеживать все новые веяния. Для того и нужны маркетологи, чтобы быть в курсе всех перемен и вовремя сообщать важную информацию руководству и отделу продаж.
В данной работе рассмотрены организационные структуры службы маркетинга, взаимоотношения между коммерческим и маркетинговым отделом. Также здесь приведено значение каждой организационной структуры службы маркетинга, рассмотрены плюсы и минусы создания собственного внутреннего отдела маркетинга и использования информации самостоятельных исследовательских компаний, которые предлагают свои услуги по изучению рынка.
Объектом исследования являются российские предприятия.
Предметом исследования является оценка необходимости формирования службы маркетинга на предприятии.
Цель – показать теоретическое значение маркетинга в повышении эффективности работы предприятия и доказать его важность на практике, используя примеры отечественных фирм.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
- роль маркетинга, как
действенного инструмента
- исследование аспектов экономической эффективности предприятия в целом и его структурных подразделений, в частности, с дальнейшим определением роли службы маркетинга при формировании эффективности предприятия, с одной стороны, и удовлетворения потребностей потребителя - с другой;
- предпосылки формирования службы маркетинга;
- анализ результатов применения маркетинга на предприятиях;
Данное исследование базируется на трудах специалистов в области маркетинга, таких как, Котлер Ф., Голубков Е.П., Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Фатхутдинов Р.А., Поршнева О.И, Азоев Г.Л., Баранчеев В.П., Медведев П.М. и др.
I. Место службы маркетинга в системе управления предприятием
В современном развитии производства маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия1. Цель комплексной системы управления, основанной на принципах маркетинга, - обеспечение решения поставленных предприятием задач (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.).
Маркетинг – один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание. Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок».2
Маркетинг, по существу, рассматривается, как глобальная функция, определяющая содержание всей производственно – сбытовой деятельности компании3.
Функции маркетолога различаются в зависимости от видения каждой конкретной компании – где-то это больше исследования потребителей и конкурентов, где-то сильнее уход в организацию рекламы, где-то – в поддержку развития бренда (таблица 1). В целом, маркетолог – это специалист, который должен обеспечивать максимально эффективную работу компании, повышать отдачу от ее деятельности с помощью всего комплекса маркетинга.
Т а б л и ц а 1 – Функции маркетолога
Функции |
Характеристика |
Информационно-аналитические |
- организация и
непосредственное участие в - изучение конъюнктуры рынка; - проведение ранжирования
рынков по определенным - проведение сегментации
рынков и выбор целевых - изучение поведения
потребителей и способов - выявление требований
потребителей к качественным
характеристикам товаров и - изучение внутренней
среды предприятия, оценка его
интеллектуального, - совершенствование
информационного обеспечения - анализ конкурентной
среды с учетом изменений |
Товарно-производственные |
- подготовка предложений
по формированию товарного - поиск и разработка
идей по созданию нового - разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров. |
Продолжение таблицы 1
Сбытовые |
- разработка стратегий сбыта; - выбор каналов
распределения, организация - проведение целенаправленной товарной политики; - определение ценовой политики; - создание системы
маркетинговых коммуникаций по
формированию спроса и |
Экономико-управленческие |
- участие в разработке
и экономическом обосновании
оперативных и стратегических
планов деятельности - участие в проведении
финансово-экономического - организация службы
маркетинга на предприятии как
подразделения, - обеспечение управления инвестициями и рисками; - повышение эффективности
общественно-полезной |
Маркетинг, как инструмент повышения обоснованности принимаемых хозяйственных решений по различным вопросам производственной, научно - технической, финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее место в системе управления предприятием.4
В современных условиях просто необходимо, чтобы предприятие в целом создало систему управления своей деятельностью, которая позволила бы наиболее полно использовать его ресурсы и возможности с учетом требований потребителя и рынка, для этого необходимо организовать службу маркетинга, состоящую из квалифицированных специалистов.
Место службы маркетинга определяется
степенью использования маркетинга
как концепции управления фирмой.
Сложилось три возможных
Стрелками обозначены отношения подчиненности, от начальника к подчиненному. Цифрами обозначены уровни управления.
В этом случае служба маркетинга
является вспомогательной для
В данной схеме сбыт, подчинен
исследованиям маркетинговой
Вице – президент по сбыту |
Вице – президент по финансам |
Вице – президент по производству |
Вице – президент по рекламе |
Служба сбыта |
|
Служба маркетинга |
Рисунок 1 - Место службы маркетинга в управлении фирмой: (1) – третий уровень
Второй вариант - служба маркетинга подчинена управлению сбытом (2), то есть, маркетологи проводят комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация, подготовка продукции к отправке покупателям, организация расчетов за нее).
Вице – президент по маркетингу |
Вице – президент по финансам |
Вице – президент по рекламе |
Служба маркетинга |
Служба сбыта |
Рисунок 2 - Место службы маркетинга в управлении фирмой: (2) – второй уровень
Третий вариант - частично управление ассортиментом (3), которое подразумевает, прежде всего, выбор: какие наименования производить, в каком объеме и по какой цене их продавать.
Президент |
Управляющий по сбыту |
Управляющий по производству |
Управляющий по планированию |
Управляющий по финансам |
Информация о работе Место службы маркетинга в системе управления предприятием