Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 10:02, курсовая работа
Одной из важнейших маркетинговых функций следует назвать маркетинговые исследования, которые, по определению Ф. Котлера, представляют собой вид деятельности, связывающий посредством информации потребителя, покупателя, широкую общественность с маркетологом.
В ходе выполнения своих обязанностей управляющий по маркетингу нуждается в огромном количестве информации.
Введение……………………………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Определение методов сбора данных.
1.1 Общая характеристика сбора данных………………………………………………….…………3
1.2 Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований………….………..….3
1.2.1 Этапы проведения наблюдения…………………………………………………………………9
1.2.2 Фиксация результатов наблюдения…………………………………………………………….11
1.2.3 Контроль и отчет о наблюдении…………………………………………………………….….11
1.3 Методы опроса…………………………………………………………………………………..…12
1.3.1 Панельный метод обследования……………………………………………………..…………16
1.3.2 Метод фокус – групп……………………………………………………………….…………...20
1.3.3 Методы получения данных от респондентов………………………………………..….…….23
1.3.4 Другие качественные методы…………………………………………………………………...25
1.4 Эксперимент в системе маркетинга………………………………………………………..……..29
Глава 2. Определение статуса конторских служащих……………………………………………….32
2.1 Метод исследования……………………………………………………………………………….32
2.2 Виды работ……………………………………………………………………………………..…..33
2.3 Отношение к труду……………………………………………………………………...…………35
2.4 Проблема статуса……………………………………………………………………….………….37
Глава 3. Рекомендации…………………………………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………………………….…..40
Список литературы…………………………………………………………………………..…………41
Наблюдатель, у которого нет системы классификации, может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, у которого слишком полная и жесткая система классификации, чаще всего будет фиксировать лишь те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные концепции.
При разработке плана наблюдений необходимо определить наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых протекает деятельность наблюдаемых, т. е. решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить наблюдение.
1.3 Методы опроса.
Охарактеризуем более детально количественные методы сбора первичных данных, или методы опроса.
Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (cross-sectional study — «поперечное» изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т. п. Поскольку, как правило, при проведении данных исследований используются выборки больших размеров, то эти исследования обычно называются выборочными опросами (см. соответствующий раздел).
Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени (longitudinal study — «продольное» изучение). Различные типы панелей используются при проведении многих маркетинговых исследований. В этом случае часто говорят, что используется панельный метод опроса.
Методам опроса присущи следующие достоинства.
1. Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.
2. Легкость реализации заключается в том, что респондентов посещать не обязательно, передавая им вопросники по почте или по телефону; не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных профессионалов, как в случае использования метода фокус-группы, глубинного интервью и т. п.
3. Возможность проведения глубокого анализа заключается в задании последовательных уточняющих вопросов. Например, работающих матерей спрашивают, насколько важным был учет местоположения школы при ее выборе для их детей. Далее задается вопрос относительно того, сколько школ рассматривалось в качестве возможных вариантов. Затем задаются вопросы, касающиеся рода занятий, особенностей работы, дохода, размера семьи.
4. Возможность табулирования и проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.
5. Возможность
анализировать полученные
Информация от респондентов при проведении опросов собирается тремя способами:
1. Путем задания
вопросов респондентам
2. Путем задания вопросов с помощью компьютера.
3. Путем самостоятельного заполнения анкет респондентами.
Таблица 2.
Пример вопросника.
1. Вам нравится носить футболки? |
Да |
Нет | |
Нет мнения | |
2. Что Вам нравится в данной |
Фасон |
футболке? |
Качество |
Что-то другое (пожалуйста, укажите) | |
3. Что Вам не нравится в данной футболке? |
Фасон Качество Что-то другое (пожалуйста, укажите) |
4. Как Вы оцениваете качество данной футболки? |
Отличное Хорошее Среднее Плохое |
5. Если Е5ы решили купить данную футболку, то какая цена Вас устроит? |
Укажите цифру в рублях |
6. Если Вы купите футболку, то с какими целями? |
Для себя: для повседневной носки для отдыха для занятий спортом Для других в качестве подарка |
Данные о респонденте |
Пол: муж._______ жен.______ |
Возраст(обведите) |
15-24 25-34 35-44 45 и более |
Укажите Ваш общий семейный доход (в долларах США) |
До 25 25-50 50-100 100-300 300-1000 Свыше 1000 |
Первый способ обладает следующими достоинствами:
1. Наличие обратной связи с респондентами, которая дает возможность управлять процессом опроса.
2. Возможность установить доверие между респондентом и интервьюером еще в начале опроса.
3. Возможность
учета при проведении опроса
особенностей и уровня
Недостатки данного способа точно соответствуют достоинствам второго и будут рассмотрены ниже.
Достоинства второго способа заключаются в следующем:
1. Высокая скорость реализации данного подхода по сравнению с личным интервьюированием. Компьютер может быстро задавать вопросы, адаптированные к ответам на предыдущие вопросы; быстро набирать случайно выбранные телефонные номера; учитывать особенности каждого опрашиваемого.
2. Отсутствие ошибок интервьюера: он не устает, его невозможно подкупить.
3. Использование картинок, графиков, видеоматериалов, интегрированных в вопросы, появляющиеся на экране компьютера.
4. Обработка данных в реальном масштабе времени. Полученная информация непосредственно направляется в базу данных и является доступной для табуляции и анализа в любое время.
5. Субъективные
качества интервьюера не
К числу недостатков компьютерного метода обследований относятся относительно высокие затраты, обусловленные приобретением и использованием компьютеров, программных средств, очисткой от компьютерных вирусов после каждого обследования и т. п.
Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент отвечает на вопросы переданной или посланной ему анкеты самостоятельно, без участия интервьюера или использования компьютера.
Достоинства данного метода заключаются в следующем:
1. Относительно низкая стоимость, обусловленная отсутствием интервьюеров, компьютерной техники.
2. Самостоятельная организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают время и скорость ответов на вопросы, создают для себя наиболее комфортные условия ответа на вопросы.
3. Отсутствие определенного влияния со стороны интервьюера или компьютера, создающее более комфортные условия для респондентов для ответа на вопросы.
Недостатки данного метода опроса прежде всего заключаются в том, что поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т. п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвращены. Вследствие изложенного анкеты должны разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции.
1.3.1 Панельный метод обследования.
Базовым понятием подобного метода изучения является понятие панели.
Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты, которые с определенными оговорками остаются постоянными. Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами: он дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений; обеспечивает более высокую репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности.
Все виды панелей подразделяются по: времени существования; характеру изучаемых единиц (субъектов); характеру изучаемых проблем (предметов изучения); методам получения информации.
По времени существования панели делятся на краткосрочные (существуют не более года) и долгосрочные (не более пяти лет).
Долгосрочные панели могут давать непрерывную либо периодическую информацию. Непрерывная информация фиксируется в дневниках ежедневно, а сами дневники высылаются организаторам исследования через определенные промежутки времени. Периодическая информация поступает по мере проведения опросов в виде заполненных анкет.
По характеру изучаемых единиц они делятся на панели:
- потребительские, членами которых выступают индивидуальные потребители, семьи или домашние хозяйства (так, в США фирмой «NFO Recearch, Icn.» создана потребительская панель, включающая 450 000 домохозяйств);
- торговые, членами которых являются торговые организации и отдельные лица, занимающиеся торговлей;
- промышленных предприятий, выпускающих исследуемые товары;
- экспертов-специалистов по изучаемой проблеме.
От состава панели в значительной степени зависит информация, полученная при проведении опросов. Наиболее сложно формирование семейной и индивидуальной потребительских панелей. Преимуществом торговых панелей, панелей промышленных предприятий и экспертов является меньшее количество членов по сравнению с потребительскими панелями, что сокращает затраты на их формирование и наблюдение.
По характеру изучаемых проблем панели делятся на общие и специализированные. Специализированные панели могут быть созданы для изучения отдельных товаров или товарных групп. Например, с их помощью осуществляется: тестирования товаров и концепций новых товаров; отслеживание рыночных тенденций, например, изучается динамика показателя рыночной доли; определение источников, из которых потребители получают информацию о новых товарах; тестирование с помощью видеороликов рекламы.
Если общие панели формируются репрезентативными по отношению к составу населения региона, то специализированные панели могут формироваться как выборки из всего населения (всех семей); всех потенциальных потребителей исследуемых товаров; всех действительных потребителей (владельцев) исследуемых товаров.
Специализированная панель может быть также нерепрезентативной, например, может формироваться как панель активистов, т. е. людей, которые располагают определенным товаром и охотно дают о нем информацию. Подобные панели используют для предварительного анализа проблемы.
По методу получения информации возможны четыре вида панелей:
1) члены панели высылают требуемую информацию (заполненные дневники, опросные листы) почтой;
2) члены панели интервьюируются;
3) члены панели
заполняют дневники или
4) члены панели
интервьюируются через
В ходе проведения панельных опросов:
— выявляют факторы и их динамику;
— изучают мнения
и оценки обследуемых относительно товаров
и организации
торговли, их изменение во времени;
— выявляют решения и намерения опрошенных и их реализацию;
— выявляют различия в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущих в разных регионах и городах и населенных пунктах разного типа;
— изучают мотивы
покупки и прогнозируют их развитие и
др.
Панели подразделяются на традиционные
и на нетрадиционные. К числу последних
относятся широко используемые общедоступные
панели (omnibus panels). При использовании традиционных
панелей одни и те же вопросы задаются
участникам панели при каждом обследовании.
При использовании общедоступной панели
каждое обследование может иметь разные
цели и при этом могут задаваться разные
вопросы, причем задается только один
или очень ограниченное число вопросов
большому числу опрашиваемых. Данный вид
панели представляет существующие источники
информации, которые могут быть быстро
задействованы с самыми разными исследовательскими
целями. Получается как бы мгновенная
фотография неких мнений, отношений и
т. п. Например, маркетолог с помощью данного
метода может быстро получить информацию
о мнении определенной группы потребителей
относительно продукта двух различных
марок. На основе же традиционной панели
эти же параметры изучаются в динамике;
например, на основе изучения динамики
покупок определенной марки товара, осуществляемых
потребителями отдельных рыночных сегментов,
можно исследовать количество проданных
товаров, показатель рыночной доли, т.
е. — рыночные тенденции.
Кроме того, можно изучать и изменение отношений потребителей к товару определенной марки, их переключение на использование товара другой марки.
Целесообразность использования тех или иных панелей определяется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Поэтому перед проведением опросов потребителей исходя из целей исследования необходимо выбрать вид панели.
Большие по объему выборки панели дают более достоверные результаты или, при одинаковой достоверности, меньшие доверительные интервалы. Но более крупные по объему выборки требуют и больших затрат. Поэтому величина панели выбирается с учетом объема панельной выборки и затрат на ее формирование и эксплуатацию.
Задавшись доверительной вероятностью результатов опроса и необходимой точностью оценок, определяют объем панели.
Информация о работе Методы выявления первичных источников информации