Методы маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Основными результатами исследования рынка являются:

•Прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха;
•Определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;
- Осуществление сегментации рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

Содержание

Введение.

1. Теоретические вопросы маркетинга

1.1 Сущность основных элементов и актуальность маркетинга в

наше время

1.2. Методы маркетинговых исследований

2.Анализ рынка оконных конструкции из ПВХ

г. Екатеринбурга

2.1. Характеристика предприятия ООО «Пласт ОК»

2.2.Характеристика потенциальных потребителей

2.3.Анализ конкуренции на рынке г. Екатеринбурга

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 3 файла

часть 1.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

      Отличительные черты

         Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники  группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.

      Технология

         Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек — наиболее «типичные» представители интересующей исследователя  группы людей, однородные по своим демографическим и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе.

         В течение полутора-трех часов подготовленный ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide, подготовленный до начала обсуждения).

         Фокус-группа обычно проходит в специально оборудованном  помещении с односторонним зеркалом (из-за которого представители заказчика  могут наблюдать за ходом фокус-группы, не выдавая своего присутствия). Все происходящее записывается на видео- и аудиопленку.

         После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи  анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.

      Модератор

         Фокус-группу проводит квалифицированный специалист, задача которого — понять отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам. Он должен иметь навыки управления группой, а также общие знания в области психологии и маркетинга.

      Применение

      -генерация новых идей (разработка новых товаров/услуг, упаковки,

    рекламы и  т. п.);

         -изучение разговорного словаря потребителей и особенностей 
    их восприятия (для составления анкет, разработки текста рекламы);

         -оценка новых товаров, рекламы, упаковки, имиджа компании и т. п.;

         -получение предварительной информации по интересующей теме (перед определением конкретных целей маркетингового исследования);

         -прояснение данных, полученных в ходе количественного исследования;

         -ознакомление с запросами потребителей и мотивами их поведения.

      Достоинства и недостатки

      Среди недостатков  данного метода данного метода следует  отметить:

      -возможную нерепрезентативность (мнения, высказанные членами фокус-группы, нельзя считать мнением всех потребителей);

      -субъективную интерпретацию полученных результатов (которая, впрочем, всегда присутствует в качественных методах исследований).

      К числу  достоинств фокус-групп можно отнести:

      -максимальную возможность для свободной генерации новых идей;

      -разнообразие направлений использования данного метода;

      -возможность   изучать   респондентов,   которые   в более   формальной ситуации не поддаются изучению;

      -возможность для заказчика принимать участие на всех этапах 
      исследования.

      Глубинное интервью

      Определение

        Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

      Отличительные черты

         Интервью  проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.

      Технология

         Подготовка  структуры беседы. Перед началом  серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым  будет проводиться интервью. В  отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.

         Отбор респондентов и проведение интервью. После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в специальном помещении с нейтральной

    обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.

         Обработка результатов интервью и составление аналитического отчета. После завершения интервью его аудио и/или видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет.

      Интервьюеры

         Успех глубинного интервью во многом зависит  от профессионализма и личных качеств  интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, желательно имеющий психологическое  образование. Ему должны быть присущи навыки установления контакта с людьми, хорошая память, способность быстро реагировать на нестандартные ответы, терпение. В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним.

      Применение

         Как правило, глубинные интервью используются для решения тех же задач, что и фокус группы, а именно:

         -изучение поведения потребителей, их отношения к товарам, компаниям, маркам;

         -разработка новых продуктов, оценка концепции нового продукта (его упаковки, рекламной кампании и т.п.);

         -получение предварительной реакции потребителей на различные маркетинговые программы.

         Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы в следующих  случаях:

       -тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (личные

    финансы, заболевания);

          -интервью проводятся с представителями конкурирующих организаций, 
    которые не согласятся обсуждать данную тему в группе;

         -обсуждается тема, в которой существуют строгие общественные 
    нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов и т.п.);

      -невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время

    (респонденты  малочисленны, удалены друг от  друга и/или очень заняты).

      Достоинства и недостатки

         Основные  недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. Во-первых, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации, полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.

         Достоинства. С помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ.

      Анализ  протокола

      Определение

         Анализ  протокола заключается в помещении  респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения. Технология

         Респонденту предлагают представить себе конкретную ситуацию, в которой он должен принять решение. После этого он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался в процессе принятия решения. Иногда при применении данного метода используется диктофон. Затем исследователь анализирует протоколы (отсюда - название метода), представленные респондентами. Анализ протокола применяется для составления модели принятия решения о покупке. Как правило, этот метод используется при анализе решений:

         -принятие, которых распределено по времени (например: при решении о покупке дома. В этом случае исследователь собирает в единое целое отдельные решения, принимаемые на отдельных этапах);

         -процесс принятия, которых очень короток. В этом случае метод анализа протокола как бы замедляет скорость принятия решения. Например, покупая жевательную резинку, люди обычно не задумываются относительно этой покупки, и анализ протокола дает возможность разобраться в некоторых внутренних аспектах подобных покупок.

      Количественное  исследование

      Количественное  исследование отвечает на вопросы «кто»  и «сколько».

         Данный  тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т.п.

      Опрос

      Определение

         Опрос предполагает выяснение мнения респондента  по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

      Технология

         Опрос заключается в сборе первичной  информации путем прямого задавания  людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:

         -разработка, проверка и тиражирование анкеты;

         -формирование выборки;

         -инструктаж интервьюеров;

         -проведение опроса и контроль качества данных;

         -обработка и анализ полученной информации;

         -составление итогового отчета.

      Виды опроса

      Опросы могут  различаться:

          -по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте

    (в том числе  по электронной) и через Internet;

          -по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

          -по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;

          -по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

         Как правило, чаще опросы различают по способу  контакта с респондентом. Каждый вид  опроса имеет свои достоинства и  недостатки.

       
      Личное  интервью (face-to-face)

         Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.

      Телефонный  опрос

    Один из самых  оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.

      Почтовый  опрос

         Метод заключается в рассылке анкет  и получении на них ответов  по почте. Почтовый опрос не требует  большого штата интервьюеров, но требует  профессионального подхода к  созданию выборки.

      Retail Audit

      Определение

      Retail Audit (аудит розничной торговли) — это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.

часть 2 + заключ.doc

— 339.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

введение и содерж.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Методы маркетинговых исследований