Методы социологических исследований, разновидность опросов и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексный подход, опирающийся на принципы диалектики, историзма, системности, что позволяет рассматривать рекламу как социальное явление в его историческом развитии, институциональной целостности, функциональной определенности, во взаимосвязи явлений жизни общества, обеспечивая тем самым единство исторического и логического, анализа и синтеза в понимании рассматриваемого феномена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА……………6
1.1 Реклама как социокультурный феномен………………………………….6
1.2 Реклама в системе СМИ…………………………………………………..10
2. РЕКЛАМА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В УКРАИНЕ………………..18
2.1 Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики…….18
2.2 Влияние рекламы СМИ на современное украинское общество……….24
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

пример.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. РЕКЛАМА ИНФОРМААЦИОННЫХ УСЛУГ В УКРАИНЕ

 

 

2.1 Рынок  информационных продуктов и услуг,  его характеристики

 

Состояние рынка информационных услуг и продуктов в Украине  существенно отстает от подобных рынков в зарубежных странах. Существуют проблемы в развитии данного рынка  в нашей стране, основная из которых – это недостаточное финансирование данной сферы.

Конечно, можно отметить существенный рост информационных продуктов  в нашей стране, начиная с 90-х  годов ХХ века. Наибольшее развитие получили коммерческая и правовая информация.

 

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы  можно получить, если существует рынок  информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов  и услуг (информационный рынок) – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок  характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного  обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

•   центры, где создаются  и хранятся базы данных, а также  производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

•   центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

•   службы телекоммуникации и передачи данных;

•   специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

•   коммерческие фирмы;

•   информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка  информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 60-х гг. параллельно  с рынком информационных услуг начал  формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения  компьютерной техники важнейшим  видом информационных услуг стали  базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих  использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время  в Украине быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1. Техническая и технологическая  составляющая. Это современное информационное  оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

Пример. В настоящее время в Украине получают распространение современные мировые технические достижения:

• возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы Украины на мировой рынок;

• технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды;

• электронная почта в компьютерной сети, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.

  1. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

Инфраструктура информационного  рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Инфраструктуру информационного  рынка можно представить следующим образом. Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

• статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

• профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

•научно-техническая  информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

• доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

• потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

•   развлекательная  информация — игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения.

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

•  разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

• консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

•  подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

В каждом секторе может  быть организован любой вид доступа:

• непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

• дистанционный к  удаленным или находящимся в  данном помещении компьютерным базам данных.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

 

 

 

 

2.2 Влияние  рекламы СМИ на современное  украинское общество

 

Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Но не всегда мы имеем четкое представление о той или иной области. Тогда на помощь приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно.

Наиболее распространенными  инструментами украинских СМИ являются пресса, телевидение, радио, интернет и реклама. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела  особое место в системе украинских СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм. И в этом есть свои «плюсы».

Имеется возможность  быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря  этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска. Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать печатную рекламу.

Можно пользоваться возможностями  «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для  внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

Всё это возможно потому, что печатные издания легко иметь  «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая  окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием (избирательно, в том порядке, темпе и ритме), которое устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях и т.п.

Наиболее характерной  чертой рекламы радиовещания является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Радио способно создавать  полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволяет широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, и т.д.

Слушатель радио имеет возможность воспринимать рекламу более полно и глубоко, поскольку не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком, и тем, что его сопровождает.

Отсутствие видеоряда  позволяет слушателям проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, чтение художественных произведений и передача литературно-музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения.

Телевидение «родилось» на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния – этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Информация о работе Методы социологических исследований, разновидность опросов и их специфика