Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 17:49, реферат
В последние годы наша страна успешно переходит к рыночным отношениям. Предприятия все больше начали выпускать продукцию, появился огромный ее ассортимент. Главной задачей для любого предприятия является получение прибыли, для чего продукцию необходимо продать, поэтому очень важную роль в этом процессе играет продвижение товара на рынок. Среди предприятий, выпускающую одну и ту же продукцию, возросла большая конкуренция, что вынуждает предприятия идти на уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции. Большую роль в этом вопросе играет маркетинг
Введение……………………………………………………………………..3
Теоретическая часть
1. Понятие поведенческого маркетинга…………………………………..4
2. Модель покупательского поведения…………………………………....9
2.1 Характеристики влияющие на поведение покупателей…………10
2.1.1 Факторы культурного уровня………………………………10
2.1.2 Факторы социального порядка…………………………….11
2.1.3 Факторы личного порядка………………………………….13
2.1.4 Факторы психологического порядка………………………14
3. Процесс принятия решения о покупке…………………………………18
Практическая часть
«Корфам» фирмы «Дюпон» дорогостоящая товарная неудача………22
Заключение……………………………………………………………….…25
Список литературы…………………………………………………………27
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Теоретическая часть
2.1.2 Факторы социального порядка…………………………….11
2.1.4 Факторы психологического порядка………………………14
3. Процесс принятия решения о покупке…………………………………18
Практическая часть
«Корфам» фирмы «Дюпон» дорогостоящая товарная неудача………22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В последние годы наша страна успешно переходит к рыночным отношениям. Предприятия все больше начали выпускать продукцию, появился огромный ее ассортимент. Главной задачей для любого предприятия является получение прибыли, для чего продукцию необходимо продать, поэтому очень важную роль в этом процессе играет продвижение товара на рынок. Среди предприятий, выпускающую одну и ту же продукцию, возросла большая конкуренция, что вынуждает предприятия идти на уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции. Большую роль в этом вопросе играет маркетинг. Маркетинговые службы направляют все свои усилия на создания такого ассортимента продукции, который смог бы удовлетворить любого потребителя. В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге.
Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организация его распределения, установление цен, рекламу и личную продажу.
Основной задачей данной работы является изучение поведения покупателей (потребителей) и конкурентов, основывающееся на комплексном, системном подходе к исследованию поведения индивидуальных и институциональных покупателей и конкурентов.
Целью данного реферата является рассмотрение поведенческого маркетинга в системе продавец – потребитель.
Актуальность данной темы обусловлена индивидуальными качествами потребителей и продавцов в условиях рыночной экономики. Объект исследования – система продавец – потребитель, а предмет исследования – поведение продавцов и потребителей.
Теоретическая часть
Поскольку поведенческий маркетинг является частью маркетинга, сначала рассмотрим основные его понятия. «Маркетинг (как наука) – это наука о поведении, которая стремится объяснить отношения, возникающие в процессе обмена».1
Обмен (общественный) требует:
Долгое время маркетинг ассоциировался, прежде всего, с рыночной формой обмена, где рынок часто рассматривался с неоклассической точки зрения – как большое число обменивающихся сторон, для которых рыночные цены предоставляют всю необходимую информацию и побуждают к действию.
Маркетинг безусловно реагирует на изменения, постоянно происходящие в мире, хотя он по-прежнему направлен на выявление нужд запросов потенциальных потребителей, определение целевых рынков, с последующей разработкой для них соответствующих товаров и услуг, а также комплекса мероприятий их обслуживания. Однако маркетинг – это гораздо больше, чем просто разновидность экономической деятельности; это философия, которая объединяет всю организацию. Цель маркетинга в том, чтобы, построив прочные, долговременные взаимоотношения с потребителями, удовлетворять их запросы с выгодой для себя.
Маркетинг – это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена им друг с другом.
Мы привыкли считать, маркетингом занимается в основном продающая сторона, но и покупатели, оказывается, принимают в нем участие – когда ищут нужные товары по доступным ценам. Агенты по закупкам тоже участвуют в маркетинге, занимаясь поиском продавцов, с которыми можно совершать выгодные сделки. На рынке покупателя покупатель располагает большей властью, а продавец должен быть более активным участником рынка. Поведенческий маркетинг как часть маркетинга представляет собой взаимосвязь потребителя и продавца.
Фирмы, серьезно думающие о своем благополучии, в комплексе целей выделяют проблемы организованности и управляемости. Под организованностью понимают совокупность четырех характеристик: содержания, структуры, связей, процесса принятия (выбора решений).
К содержанию относятся люди, машины, материалы, финансы, информация и связанные с ними процессы. От их разнообразия зависит сложность организации, под структурой которой понимается совокупность отношений между элементами системы при выполнении главной цели.
Связи – это процессы, посредством которых предпосылки для принятия решений передаются от одного работника к другому, объединяются части системы и обеспечивается ее контакт с окружающей средой. Они постоянно изменяются и, следовательно, создают разнообразные состояния организации.2
Процесс принятия решений – это способы и методы выработки инструкций на базе мотиваций.
Организованная система маркетинга может изменять свою структуру, содержание, связи принятия решений, то есть поддаваться управлению. Это значит, что должно соблюдаться единство критериев управляемости маркетинга как системы:
- наличие управляющего центра, обеспечивающего достижение целей;
- обладание ресурсами функционирования;
- наличие взаимосвязанных элементов, образующих ее структуру;
- обладание элементами и общими целями;
- наличие внешнего окружения, которое образует ее ограничение.
Таким образом, анализ внутренней среды организации сводится к раскрытию ее потенциала (скрытой возможности, способности, силы, могущей проявиться при известных условиях) и сравнению с существующими и перспективными рыночными возможностями. Анализ же внешней среды сводится к анализу жизнедеятельности человека как способа существования и развития его биосоциальной, экономической и политической сфер деятельности, или вечности выживания, основным моментом которого является тезис: «Удовлетворяя свои личные интересы, человек удовлетворяет интересы других посредством коммуникации».
Внутренняя среда может частично или полностью контролироваться руководством предприятия (объем продаж, наличие денег на счете, уровень складских запасов, состояние НИОКР и др.).
Внешнее же окружение, состоящее из участников рыночных отношений, во многом определяется их поведением, целевыми установками, интересами. Последнее прямо влияет на успех организаций.
В этом плане научный и фактический интерес представляет содержание поведенческого маркетинга как поиска актуальных проблем, включающего семь составных частей:
Анализ содержания модуля поведенческого маркетинга показывает, что основными его принципами могут быть:
Установление целей является необходимой предпосылкой успеха. Цели – изначальный элемент маркетинговой деятельности, они задают и определяют все другие составляющие.
Цели бывают индивидуальные и организационные. Люди организуются, так как верят в то, что это самый эффективный путь достижения своих целей. С этой точки зрения организация – это обмен личной независимости на достижение целей. Организоваться – значит разрешить другим направлять ваше поведение.
Цели индивида – это единственные цели, которые существуют в мире, так как они строятся на его неудовлетворенных потребностях. Все остальные цели являются организационной трансформацией целей индивида. Чтобы достичь личных и организационных целей, люди добровольно оставляют часть своих индивидуальных свобод, так как способны оценивать свои позиции относительно других позиций и воспринимать другие цели (группы, организации) как свои собственные. Цели должны стоить того, чтобы к ним стремиться.
Цели организации – это цели, общие для всех ее членов. Ее цель – служить всем участникам процесса путем увеличения их возможностей в достижении своих целей. Максимизацию прибыли можно считать главной целью организации. Достижение этой цели означает, что организация получает максимум от рынка.
Цели становятся инструментом маркетинга, когда они четко сформулированы в письменном виде, когда они известны работникам и приняты ими к исполнению. Поэтому к целям предъявляются требования достижимости и реалистичности, мотивированности, формализуемости, наличия обратной связи и др.
Цель как атрибут свободного человека, свободного предприятия предполагает выбор другого состояния маркетинга или его поведения.3
Ежедневно потребители принимают множество решений о том, что купить. Большинство крупных компаний исследуют процесс принятия решения о покупке, чтобы узнать: что, где, как и сколько, когда и почему покупают потребители. Маркетологи тоже изучают этот процесс, но их интересуют ответы на вопросы что, где, и сколько. Однако раскрыть все тайны покупательского поведения очень сложно, поскольку причины тех или иных решений часто запрятаны глубоко в подсознании потребителей.
Основной вопрос поведенческого маркетинга в системе потребитель – продавец: как реагируют покупатели на различные маркетинговые приемы компании. Компания, действительно понимающая, как потребители реагируют на различные свойства товара, его цену и рекламу, получает значительное преимущество перед конкурентами. Исходный пункт – модель покупательского поведения «побуждение-реакция». Маркетинговые стимулы состоят из четырех элементов: товара, цены, распространения и продвижения. Остальные факторы зависят от среды, окружающей покупателя: экономики, технологии, политики и культуры. Все эти составляющие попадают в «черный ящик» потребителя и превращаются в совокупность наблюдаемых реакций: выбора товара, торговой марки, торгового посредника, времени покупки и объема покупки.
Маркетологи стремятся понять, каким образом в «черный ящик» потребителя происходит превращение стимулов в реакцию. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая из них – личностные характеристики покупателя, влияет на то, как он воспринимает стимулирующие приемы и реагирует на них. Вторая часть – собственно процесс принятия решения потребителем, влияет на его покупательское поведение.
На выбор покупателя сильное влияние оказывают культурные, социальные, личностные и психологические факторы. В большинстве случаев маркетологи не могут управлять этими факторами, но они должны их учитывать.
В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.