Мотивация и стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 00:35, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 66.93 Кб (Скачать файл)

     Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего  положения; второе - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга. 

      В процессе стимулирования труда все  время идет учет и ориентация на мотивационную сферу работников. Взаимосвязь мотивации и стимулирования труда проявляется в следующих  условиях:

  • Связь мотива и стимула
  • Стимулирование труда и социальное сравнение
  • Стимулирование труда и потребительские мотивы поведения
  • Стимулирование труда и нововведения
  • Стимулирование труда и приватизация
  • Мотивация к труду и социальная защита
  • Мотивация труда и безработица
 

 

Связь мотива и стимула. Сложность подхода к проблеме стимулирования заключается в том, что выделяются и сопоставляются, с одной стороны, системы стимулов, а с другой - системы мотивов и потребностей, на удовлетворение которых направлены стимулы. Посредством стимулов достигается соединение личных, коллективных и общественных потребностей и интересов. Воздействие стимулов происходит через создание соответствующей ситуации, например: размер заработной платы, условия организации труда, его содержание. Но не всякая внешняя ситуация активизирует деятельность. Только та деятельность, которая становится личностно-значимая для человека, соответствует его внутренним устремлениям. Вместе с внешней стимулирующей ситуацией эта внутренняя устремленность формирует непосредственный мотив поведения.  

       Расширяя  трактовку понятия стимулирование труда, можно сказать, что стимулированием  регулируется воздействие не на саму личность, а на условия ее жизнедеятельности. Поэтому стимулирование это не только и не столько меры поощрения. Это  и все стороны жизнедеятельности  в коллективе - условия труда, его  содержание и организация, оплата труда, условия общественного и профессионального  продвижения, внутриколлективные отношения, а так же жилищнобытовые условия, организация досуга, отдыха, возможность получения образования. Таким образом, под стимулированием труда можно понимать «целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей с эффектом поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности».

       Стимулирование  может не выполнять своей роли, если, например, стимулы не удовлетворяют  потребности человека или он не осознал  зависимости между мерой труда  и мерой вознаграждения.

       Проблема  стимулов представляет собой характеристику чрезвычайно сложного сочетания  объективных и субъективных моментов в деятельности человека. Одним из следствий недостаточной разработки этого вопроса является крайне противоречивая трактовка соотношения стимулов с другими факторами деятельности, такими как потребности, интересы, цели, мотивы.  

       В процессе стимулирования труда все  время идет учет и ориентация на мотивационную сферу работников. Взаимосвязь мотивации и стимулирования труда проявляется в следующих  условиях:  

    • стимулирование  труда и социальное сравнение;
    • стимулирование труда и потребительские мотивы поведения;
    • стимулирование труда и нововведения;
    • стимулирование труда и приватизация;
    • стимулирование труда и социальная защита;
 

       Стимулирование  труда и потребительские  мотивы поведения.

       Взаимосвязь стимулирования и мотивации здесь  проявляется в том, что заработная плата определяет отношение к  труду через возможности удовлетворения работником своих потребностей посредством  заработной платы.

       В чем особенности этой связи?   

1.  Люди обладают разными материальными и духовными запросами, фактическим материальным положением (кто-то только формирует достаток в семье, другие обеспечены всем). Поэтому существует ситуация, когда очень силен мотив работы ради денег.

2.  Существует такое понятие как «потребительское общество» (культ потребления). Пропаганда и реклама направлены на ориентацию на товары - приобретать больше и лучшего качества. Работник тоже может быть охвачен желанием купить больше, что вынуждает его больше работать, проявлять активность. В результате мотивация к труду формируется именно через поддержание потребностей посредством рекламы и пропаганды.

3.  Но стремление повысить возможности потребления можно реализовать не только установкой на труд, но и престижной деятельностью, отклоняющимся поведением в трудовом коллективе

4.  Мотивация труда существенно зависит от состояния потребительского рынка, т.е. объективных возможностей реализации результатов труда (т.е. дефицит или изобилие товаров и услуг, цены на них).

5.  Объективно или субъективно может сложиться такая ситуация, когда работника интересуют только большие деньги. Тогда для него основной стимул - деньги.

6.  Зарплата, деньги могут быть основным мотивом трудовой деятельности  не только ради личного, текущего потребления, но и ради накопления или инвестирования в свое дело (начать свой бизнес).

7.  Стремление обеспечить высокий уровень потребления приводит к выполнению двух-трех работ. Одна их этих работ будет доминировать по экономическим или моральным причинам. Именно на этой работе работник и будет реагировать на стимулы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Незаметный  для неопытного глаза процесс  потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает. Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди руководителю организации необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их.

  В общем случае мотивация – понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может  меняться в зависимости от различных  обстоятельств, ситуаций. В понятие  «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного  поведения человека. С помощью  мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает  данный человек.

  Мотивация труда, несмотря на различие подходов, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим  работников к достижению целей, стоящих  перед ними и организацией. Развитие рыночных отношений заставляет руководителей  изменять существующие методы и формы  хозяйствования. Эти изменения необходимо базировать на существующих потребностях работников, которые, несмотря на сложное  экономическое положение, не ограничиваются только материальной составляющей, а  представлены во всем многообразии. Поэтому руководители, желающие добиться эффективной работы своих сотрудников, применяют не только методы экономического стимулирования и административного воздействия, но и уделяют большое внимание социально-психологическим методам.

  В случае неэффективности применяемых  методов мотивации следует изменить подходы к проведению мотивационной  политики, опираясь на потребности, интересы и желания работников. Однако полагаться полностью на расчетные показатели неправильно. В управлении персоналом необходим ситуационный подход, позволяющий определить эффективность проводимой политики исходя из конкретного состояния дел на фирме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Практическая часть

  Вариант 4.

  Задача 1.

  Задание.

В плановом периоде постоянные издержки предприятия  составят 100 000 руб.()Средняя цена реализации единицы товара – 180 руб.(Ц) Переменные затраты в зависимости от объёмов производства продукции меняются следующим образом:

  
Объём производства, штук Переменные  затраты на единицу продукции, руб.()
1000 110
2000 125
3000 140

Определить  критический объём производства при соответствующих переменных затратах. Выяснить, какой вариант  наиболее выгоден предприятию в плановом периоде.

Решение:

- ? (объём  выпуска продукции  в натуральном  выражении, при  котором предприятие  не имеет ни  прибыли ни убытка)

= 

1.=== 1429;

2.= = = 1818;

3.= = = 2500.

  1. 1000 – 1429 = -429;
  2. 2000 – 1818 = 182;
  3. 3000 – 2500 = 500.
 

    Вывод: 500182 – вариант (с) выгоднее. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Задача 2.

Задание.

По отчетным данным установлена экономия материалов за счёт снижения цен – на 3%. Себестоимость  товарной продукции по отчету составила 120,6 тыс.руб., затраты на сырье и материалы – 80,8 тыс.руб. Определить влияние указанных факторов на себестоимость продукции.

Решение:

8%;

  – 3%.

= 120,6

= 80,8

=

=

= 80,8 0,08 = 6,5;

= 80,80,03 = 2,4.

Влияние норм = 100% = 5,4%;

Влияние цены = 100% = 2%. 
 

1)Доли материальных затрат в структуре себестоимости

= 100% = 67;

2) продукции за счет экономми материалов и снижения цен на них:

= ( 1 -                        )= (1-0,92 0,97) 0,67 = 7,2%;

Ответ: за счет указанных  факторов


Информация о работе Мотивация и стимулирование труда