Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:39, реферат
Целью данной работы является изучение поведения потребителя.
Задачи работы:
дать понятие потребительского поведения,
определить общие принципы и предпосылки теории потребительского поведения,
осветить методику маркетинговой оценки характера поведения потребителей,
провести анализ поведения потребителя на рынке косметических услуг в г. Новосибирске,
Введение
1. Поведение потребителя в комплексе маркетинга
1.1 Экономическая сущность и этапы изучения потребительского поведения
1.2 Общие принципы и предпосылки теории потребительского поведения
1.3 Методика маркетинговой оценки характера поведения потребителей
2. Анализ поведения потребителя на рынке косметических услуг в г. Новосибирске
2.1 Общая характеристика рынка косметических услуг Новосибирска
2.2 Характеристика конкурентной среды и потребительских предпочтений на рынке косметических услуг
Заключение
Список литературы
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра маркетинга и рекламы
РЕФЕРАТ
по маркетингу
на тему:
Мотивация поведения потребителя
Выполнила: студентка
Степанова Виктория Игоревна
Курс 3 группа. № Эк (БА)1-О/Б/Мыт11
факультет - экономический
направление - бухгалтерский учет и прикладная информатика
форма обучения - очная
Москва 2013
Содержание
Введение
1. Поведение потребителя в комплексе маркетинга
1.1 Экономическая сущность
и этапы изучения
1.2 Общие принципы и
предпосылки теории
1.3 Методика маркетинговой
оценки характера поведения
2. Анализ поведения потребителя на рынке косметических услуг в г. Новосибирске
2.1 Общая характеристика
рынка косметических услуг
2.2 Характеристика конкурентной
среды и потребительских
Заключение
Список литературы
Введение
Важность исследований мотивации
и поведения потребителей известна
во всем мире, за последние 30-40 лет возникла
крупная и быстро развивающаяся
междисциплинарная область
Актуальность изучения поведения потребителя состоит в том, что главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в влиянии на это самое поведение, в результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Поведение потребителей определяется также как действия, которые предпринимают люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение потребителей традиционно понимается как выяснение того, "почему люди покупают" — в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки.
Прогнозы потребительского
спроса необходимы и для разработки
стратегий развития производственных
и торговых предприятий, для выработки
рациональной политики государственного
регулирования товарного
Объект работы – поведение потребителя, предмет работы – влияние маркетинга на потребительское поведение.
Целью данной работы является изучение поведения потребителя.
Задачи работы:
дать понятие потребительского поведения,
определить общие принципы и предпосылки теории потребительского поведения,
осветить методику маркетинговой
оценки характера поведения
провести анализ поведения потребителя на рынке косметических услуг в г. Новосибирске,
дать характеристику конкурентной
среды и потребительских
Актуальность работы состоит также и в том, что изучение спроса играет огромную роль в развитии предприятия и поддержания его конкурентоспособности, причем на всех уровнях: и на микро, и на макро, что особенно важно в условиях развития нашего рынка.
И очень важно научиться применять результаты исследований спроса и предложения на практике. Без информации о спросе и предложении не может обойтись в наше время, ни одно торговое предприятие.
1. Поведение потребителя в комплексе маркетинга
1.1 Экономическая сущность
и этапы изучения
Поведение потребителей можно определить как область исследований, сфокусированную на действиях потребителей1.
Поведение потребителей - это
прикладная научная дисциплина. Это
означает, что она служит своего
рода посредником между
Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними3.
Поведения потребителей тесно переплетается еще с двумя прикладными дисциплинами: маркетингом и менеджментом. Особенно сильно он связан с маркетингом. По крайней мере, одна глава по поведению потребителей содержится в каждом учебнике маркетинга. По существу маркетинг - это взгляд на рынок с точки зрения работающей на нем фирмы.
Проблема поведения на нем потребителей является ключевой: весь курс маркетинга - это разработка технологий реакции фирмы на потребительское поведение. Курс маркетинга представляет собой вводный курс. Поведение потребителей - это развитие, углубление одного из разделов вводного курса (так же, как и целый ряд специальных дисциплин, разворачивающих одну или несколько глав общего курса маркетинга).
Что такое потребление? Традиционно
оно рассматривалось как способ
удовлетворения базисных человеческих
потребностей посредством разового
или длительного потребления-
Однако изучение потребления в развитых странах современного Запада привело ряд исследователей к выводу, что потребление становится для широких масс населения прежде всего производством символов4. Человек покупает модную одежду, чтобы все видели его современность, и избегает экстравагантной, чтобы не прослыть чудаком и т.д. Иначе говоря, человек, потребляя, стремится сообщить окружающим какую-то информацию о себе, таким способом он пишет своеобразный текст.
В науках об обществе конца ХХ в. потребление рассматривается как социальный и культурный процесс, включающий культурные знаки и символы, а не просто экономический утилитарный процесс. Как в развитых капиталистических, так и в преимущественно аграрных странах достаточно много групп людей, чье потребление предопределяется в основном их экономическим положением, а не социальной и культурной практикой, связываемой с идеологией современного потребительства. Однако и они, даже если не в состоянии покупать товары, виденные в фильмах, в прессе, могут стремиться к их приобретению.
Таким образом, потребление обусловлено не только, а часто и не столько базовыми потребностями, сколько символическим смыслом, который культура общества вкладывает в вещи.
Правда, не стоит от одной крайности (потребления только предметов) переходить, как это часто делается, к другой (пониманию потребления как исключительно производства символов). Люди потребляют и для того, чтобы просто выжить (даже самые богатые испытывают чувство голода и холода), и для того, чтобы общаться друг с другом через производимые в процессе потребления символы. Сказать, что автомобиль - это только средство передвижения, значит так же далеко отойти от реальности, как и утверждая, что это только предмет роскоши.
Самый элементарный предмет потребления, удовлетворяющий базовую потребность, символичен, а самая символическая вещь несет печать утилитарности. Автомобиль не только облегчает жизнь человека, но является символом, с помощью которого окружающим вольно или невольно передается информация о владельце: его экономическом положении, вкусах, часто претензиях, а то и комплексах.
Потребление - это процесс, включающий в себя целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги, покупка, использование, поддержание вещи в порядке, ремонт и распоряжение.
На рынке имеет место много видов поведения. Предметом данной дисциплины является лишь один из них - поведение человека, решающего проблему покупки предметов для удовлетворения своих потребностей. Здесь человек выступает как конечный потребитель, то есть приобретение машин, оборудования для производства или торговли выходит за пределы данного предмета.
От конечного потребителя надо отличать покупателей -производителей и посредников. Логика их поведения совершенно иная, и ее нельзя изучать одновременно с поведением конечных потребителей.
Клиент - это тот, кто покупает товары или услуги определенной компании. Понятия потребителя (англ. - consumer) и клиента (англ. - customer) очень близки. Отличие состоит в том, что клиент - это потребитель продукции определенной фирмы. Клиент - частная разновидность потребителя.
Потребность на рынке трансформируется в покупательский спрос5. Спрос конкретизирует потребность, очерчивает ее границы, делает измеримой. Объем спроса выражается количеством продуктов и услуг, которое может быть приобретено потребителями за какой-то период при определенном уровне цен и дохода. Спрос - движущая сила рынка. Рыночный механизм приводит к сбалансированию спроса и предложения, важную регулирующую роль в этом процессе играет маркетинг. В основе маркетинговой системы регулирования лежит закон спроса, распределение товара между потребителями.
1.2 Общие принципы и
предпосылки теории
Теория потребления исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением, и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность6.
Первой такой обязательной,
обеспечивающей существование системы
последовательных предпочтений, предпосылкой
или аксиомой теории потребительского
выбора является аксиома полной упорядоченности
предпочтений потребителя. Для построения
теории, объясняющей поведение
Второй необходимой
Третьей необходимой аксиомой потребительского выбора является рефлективность предпочтений потребителя – каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Это напоминает закон тождества в старой школьной формальной логике, когда каждое понятие должно быть тождественно само себе и тем самым не меняться в процессе рассуждения. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ, и отношение потребителя к ним тем самым не должно меняться в данном процессе выбора.
Помимо указанных аксиом,
имеющих всеобщий характер, для построения
достаточно практичной теории потребления
необходимо еще сделать предположения
менее обязательного свойства. Тем
самым мы несколько сужаем круг охватываемых
явлений, но взамен добиваемся гораздо
большей работоспособности
Все эти предпосылки необходимы для того, чтобы получить возможность определить функцию полезности. Наглядно особенности предпочтений каждого данного потребителя могут быть выражены с помощью кривых безразличия7.
Потребительский выбор- выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Наряду с общими принципами рационального потребителя существует особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист выделил три типичных случая взаимных влияний8: