Научные основы контроля реализации управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ процесса контроля реализации управленческих решений.
С целью достижения поставленной цели в рамках курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Определение сущности, значения и функций контроля в управлении.
Рассмотреть виды контроля управленческих решений
Рассмотрение современных способов контроля управленческих решений.
Контроль реализации управленческих решений на примере ОАО «Красноярский хлеб»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Научные основы контроля реализации управленческих решений……….....4
1.1 Содержание, характеристики контроля реализации управленческих решений…………………………………………………………………………..4
1.2 Текущий и предварительный контроль реализации управленческих решений………………………………………………………………………..…8
1.3 Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений……………………………………………………………………...….10
Практика контроля реализации управленческих решений………………...14
2.1Процесс контроля реализации управленческих решений………….........14
2.2Современные способы контроля реализации управленческих решений.24
2.3Организация контроля за исполнением решений в организации ОАО «Красноярский хлеб»…………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список использованных источников…………………………………….……..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Научные основы контроля реализации управленческих решений……….....4

1.1 Содержание, характеристики контроля реализации управленческих решений…………………………………………………………………………..4

1.2 Текущий и предварительный контроль реализации управленческих решений………………………………………………………………………..…8

1.3 Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений……………………………………………………………………...….10

  1. Практика контроля реализации управленческих решений………………...14

   2.1Процесс контроля реализации управленческих решений………….........14

2.2Современные способы контроля реализации управленческих решений.24

2.3Организация контроля за исполнением решений в организации ОАО «Красноярский хлеб»…………………………………………………………..27

Заключение…………………………………………………………………….....30

Список использованных источников…………………………………….……..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Контроль реализации управленческих решений» является достаточно актуальной темой.

В процессе управленческой деятельности менеджерам в связи с возникновением различных проблем приходится принимать различные управленческие решения.

Нередко руководителям разного уровня приходится готовить управленческие решения в условиях неполной или неточной информации, большой текучести кадров, недобросовестности поставщиков, потребителей, частых изменений законодательства, неожиданных действий конкурентов и др. В результате возможны непреднамеренные ошибки в управленческих решениях. Фактические результаты решений не всегда совпадают с запланированными, т.е. для управленческих решений характерны и неопределенность, и риск. В современных условиях принятые управленческие решения часто не реализуются по причине отсутствия одного из важнейших этапов – контроля реализации управленческих решений.  Данный этап является одним из важнейших, т.к. определяет степень реализации разработанного управленческого решения, а также является базой для корректировки управленческого воздействия и разработки новых решений.

Цель курсовой работы – анализ процесса контроля реализации управленческих решений.

С целью достижения поставленной цели в рамках курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Определение сущности, значения и функций контроля в управлении.
  2. Рассмотреть виды контроля управленческих решений
  3. Рассмотрение современных способов контроля управленческих решений.
  4. Контроль реализации управленческих решений на примере ОАО «Красноярский хлеб»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научные основы контроля реализации управленческих решений

    1.  Содержание, характеристики контроля реализации управленческих решений и его виды.

 

Управление как единый процесс состоит из множества взаимосвязанных действий (процессов), которые сгруппированы таким образом, что образуют отдельные так называемые функции управления. В результате процесс управления выглядит в виде общей суммы всех функций, каждая из которых является процессом, состоящим из серии более мелких взаимосвязанных процессов (действий). Управление - это процесс выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, мотивации и контроля. Управленческое решение в организации представляет собой акт субъекта управления (руководителя организации или группы руководящих лиц), направленный на выбор из нескольких альтернативных вариантов развития организации одного варианта, обеспечивающего достижение намеченных целей с наименьшими издержками.

 Процесс управления  не может быть разорван или  завершен до тех пор, пока все  перечисленные функции не будут  выполнены, в противном случае  он не состоится. Удачно составленные  планы и самая совершенная  структура предприятия не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет работу из-за отсутствия мотивации. Нельзя также заранее надеяться на успех, если даже за счет мотивации будут обеспечены необходимые усилия работников, но отсутствует контроль. Контроль замыкает цикл управления, делая его единым и целостным. В то же время эти функции в процессе управления являются только первичными. Ни одна из них не может быть начата до тех пор, пока не будут выполнены связующие их процессы: коммуникации и управленческие решения.

Контроль — это фундаментальный элемент процесса управления.[1]

Весьма корректное определение применительно к контролю в пределах предприятия дано Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.: «Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки».[9]

Контроль как управленческое действие сводится к сопоставлению менеджером двух результатов — результата на воображаемом уровне, того, который сформировался в сознании менеджера в момент принятия решения, и фактически полученного результата.

Результат на уровне воображения есть фиксируемая менеджером цель, т.е. качественное и количественное описание того, что следует получить в процессе реализации принятого решения, по поводу чего, собственно, решение и принималось. Фактический же результат есть то, что получено в процессе реализации принятого решения. Каждое принимаемое менеджером управленческое решение требует соответствующего ему контроля за исполнением его.

При осуществлении контроля как одной из основных его функциональных обязанностей менеджер нередко сталкивается с необходимостью неприятного (нежелательного) вывода о том, что запрограммированный им ожидаемый результат в ходе осуществления реального производственного процесса не получен и не может быть получен, поскольку только менеджер действительно на основе достаточно серьезного анализа приходит к такому выводу, то это свидетельствует о его стремлении осуществить корректировку планов. 

Одной из значимых форм организации управленческого контроля является внутренний аудит. Под ним понимается регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации.

Контроль реализации управленческих решений обеспечивает эффективность деятельности организации. Основными видами контроля являются непрерывный и дискретный контроль. При невозможности осуществления контроля в процессе исполнения управленческих решений применяется контроль итоговых результатов управленческого воздействия. 

Таким образом, контроль - это одна из основных функций управления, представляющая собой обеспечение достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. Контроль реализации управленческих решений помогает руководителям организации определить верность принятых управленческих решений и устанавливает потребность в их корректировке. Основной задачей контроля является своевременная фиксация отклонений от оптимального развития процесса, запланированного промежуточного или конечного результата. По результатам контроля производится корректировка плана, управляющих воздействий с целью более полного достижения поставленной управленческой цели. [3]

Характеристики эффективного контроля:

1) Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.

2) Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будущем.

3) Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

4) Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

5) Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.

6) Простота контроля. Наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

7) Экономичность контроля. Любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.

8) К контролю необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль - это самоконтроль. Для того чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений

 

Контроль занимает особое место среди факторов, обеспечивающих выполнение принятых решений, в том числе по силе своего социально-психологического воздействия. Психологию поведения необходимо учитывать как в отношении проверяемого, так и исполнителя. В ходе проведения контроля нередко обнаруживаются трудности: сложность добраться до истины, избежать предвзятости, субъективных толкований; влияние обычных человеческих «слабостей», простительных в других случаях: излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь «обидеть» слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание оправдать ожидания старшего начальника; недостаток компетентности; ограниченность времени для глубокого анализа; отсутствие гражданского мужества сказать правду.

Отдав распоряжение о выполнении принятого решения, руководитель далее ориентируется на обратную связь - поступающую информацию о ходе реализации решения. Но это не решает всей проблемы.[4]

Во - первых, потому что непосредственный участник событий оценивает их с элементами субъективизма. Мы оцениваем себя чаще не по фактическим результатам труда, а по напряжению усилий, которые потребовались. Для руководителя же важна объективная оценка фактического состояния дел;

Во - вторых, руководителя интересует не столько объективная информация отдельных участков, сколько сравнительные данные о степени выполнения его решений в разных коллективах (подразделениях);

В - третьих, исполнительная и контрольная деятельности по своим целям, способам действий, мотивам, результатам и условиям принципиально отличаются и требуют различной профессиональной подготовки и опыта;

В - четвертых, руководителю в разное время требуется различная информация, для этого подчиненные должны обеспечить непрерывное представление разной информации, что отрывает их от выполнения прямых обязанностей по выполнению решений;

В - пятых, руководителю необходимы личные впечатления, живая связь с исполнителями, кроме информации, какой бы объективной она не была.[5]

Что дает контроль подчиненным? Он призван информировать исполнителей о ходе работы, ее соответствие замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству. Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем более уважаемых людей, признанных авторитетов. Сам факт контроля (в деликатной форме) служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи, прибавляет самоуважения, уверенности в своих делах.

Рациональная организация выполнения управленческих решений и систематический контроль за соблюдением норм и условий качественного осуществления - реальная предпосылка обеспечения их эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Текущий и предварительный контроль реализации управленческих решений

 

По времени осуществления, контроль можно разделить на предварительный и текущий.

Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Некоторые наиболее важные виды контроля в организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации.

Информация о работе Научные основы контроля реализации управленческих решений