Национальное богатство страны и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Национальное богатство - это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено.

Содержание

Введение
1. Национальное богатство страны и его структура
2. Подходы и показатели измерения национального богатства страны
3. Факторы и способы накопления национального богатства
4. Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Валовой внутренний продукт на душу населения отражает уровень социально-экономического развития страны, рассчитывается в  национальной валюте и в долларах США по паритету покупательной способности для сравнения с другими странами.

Народонаселение и трудовые ресурсы

Демографическая ситуация в Беларуси остается сложной, особенно в связи  с тенденцией абсолютного сокращения начиная с 1994 г. численности населения. На 1 января 2001 г. в республике проживало 9990,4 тыс. чел., что соответствует уровню 1986 г. Уменьшение количества населения связано с превышением числа умерших над числом родившихся, что обусловлено, прежде всего, ухудшением здоровья населения вследствие имевшегося ранее резкого снижения уровня и качества его жизни, условий труда и отдыха, сложной экологической ситуацией, ухудшением качества и доступности медицинской и лекарственной помощи, как в городе, так и на селе, а также другими социально-экономическими факторами. При этом общий коэффициент рождаемости в Беларуси сократился с 9,8 промилле в 1995 г. до 8,8 промилле в 1997 г. Некоторое его увеличение в 1998-2000 гг. до 9,4 произошло за счет роста численности женщин в наиболее активных репродуктивных возрастах (20-29 лет). За прошедшее пятилетие общий коэффициент смертности увеличился с 13,0 до 13,5 , что отрицательно сказалось на показателе ожидаемой продолжительности жизни, которая сократилась в 1999 г. до 67,9 лет (в том числе, мужчин - 62,2 года, женщин - 73,9 лет). В 2000 г. ожидаемая продолжительность жизни возросла до 69 лет (в том числе, мужчин - 63,4 года, женщин - 74,7 года). Негативные тенденции естественного движения усилили процесс старения населения. В результате, при росте численности населения в трудоспособном возрасте, число детей и подростков до 16 лет уменьшилось.

Поэтому первоочередное значение для  обеспечения стабилизации численности  населения имеют меры, направленные на улучшение его здоровья. К положительным  явлениям в социально-трудовой сфере следует отнести рост уровня занятости населения. Численность работающих в экономике увеличилась с 4410 тыс. в 1995 г. до 4441 тыс. чел. в 2000 г. Рост занятости населения является результатом проводимой политики по созданию новых рабочих мест. За 1996-2000 г. их количество увеличилось более чем на 300 тыс. Численность работников, принятых на вновь введенные рабочие места, увеличилась за этот период в 1,3 раза. Кроме того, доля занятых в непроизводственной сфере возросла с 26,7% до 29,9%. Наиболее высокие темпы прироста численности работников наблюдались в страховании и финансово-кредитной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, управлении и здравоохранении. Прирост численности занятых наметился и в отраслях материального производства: в промышленности - на 0,9%, строительстве - 3,3%, торговле - 12,8%. В сельском хозяйстве в 1996-2000 гг. продолжился отток кадров. В этой сфере число занятых уменьшилось на 218 тыс., что связано как с сокращением объемов производства, так и ухудшением демографической ситуации в сельской местности.

Численность работающих на госпредприятиях  в период 1996-2000 гг. хотя и уменьшилась  с 2636,9 тыс. до 2540,5 тыс. чел., но в государственном  секторе экономики доля занятых  составляет 57,2% от общего количества работающих. Удельный вес работающих в негосударственном секторе по сравнению с 1995 г. увеличился на 2,6 процентных пункта и составил 42,8%.

Позитивные изменения происходят на рынке труда. Официально учитываемая  безработица, достигнув максимума  к концу 1996 г. (182,5 тыс. чел., или 4,0%), стала снижаться и в 1999 г. стабилизировалась на уровне 2,1% к численности экономически активного населения. К концу 2000 г. число безработных, состоящих на учете в государственной службе занятости, составило 95,8 тыс. чел. Улучшилась конъюнктура рынка труда: на одно свободное рабочее место сейчас претендуют 3 безработных (в 1996 г. - 12). Скрытая безработица на производстве сократилась с 25,9% до 9,9% к среднесписочной численности работников.

Вместе с тем при общем улучшении ситуации в социально-трудовой сфере уровень и структура занятости населения все еще не соответствуют реальным потребностям экономики. Среди нерешенных проблем в этой сфере остаются медленное обновление и сохранение большого числа устаревших и неконкурентоспособных рабочих мест, а также их дисбаланс с существующей профессионально-квалификационной структурой кадров, обусловливающий недоиспользование рабочей силы при одновременном расширении неформальных видов деятельности. Сохраняется высокий уровень молодежной безработицы. Каждый второй безработный находится в возрасте 16-29 лет, каждый четвертый - состоит на учете в государственной службе занятости от 6 месяцев до 1 года, каждый восьмой - более года. Возможности трудоустройства, особенно молодежи, ограничены, в связи с наличием непрестижных и низкооплачиваемых свободных рабочих мест.

Согласно демографическому прогнозу, к 2007 г. сохранится тенденция сокращения численности населения. Вместе с  тем она частично будет компенсирована за счет миграции. Предполагаемый миграционный прирост за 2002-2006 гг. составит около 74 тыс. чел. Учитывая ожидаемые изменения в естественном и миграционном движении населения, численность населения может сократиться на 195-265 тыс. чел. и составит около 9740-9810 тыс. чел. Усилится деформация возрастной структуры населения. Ожидается, что к концу 2005 г. численность детей и подростков до 16 лет уменьшится на 360-410 тыс. чел., а их доля - до 17%. Сохранится также тенденция сокращения (на 77-90 тыс. чел.) численности лиц старших возрастов, доля которых составит 21%. В этот же период предполагается рост численности населения в трудоспособном возрасте (до 6080-6085 тыс. человек), что увеличит трудовой потенциал страны.

По расчетам, общая численность  трудовых ресурсов возрастет с 6005 тыс. в 2001 г. до 6215-6230 тыс. чел. в 2006 г. Структурные изменения в сфере занятости населения будут определяться направлениями проводимых реформ структурной перестройки экономики. При активизации инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест возможно сокращение численности занятых в сфере материального производства в связи с более эффективным использованием рабочей силы, улучшением ее кадрового состава, ростом производительности труда. Численность работающих в 2006 г. уменьшится, по расчетам, до 4135 тыс. человек. Предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безработицы до 2% от экономически активного населения. При этом особое внимание будет уделяться адресной помощи в трудоустройстве безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов.

Основными целями государственной демографической политики являются снижение смертности и повышение продолжительности жизни населения, стабилизация рождаемости, оптимизация миграционных процессов. Этому будет способствовать реализация мер социальной политики, направленных на повышение уровня жизни населения, развитие социальной сферы и охрану окружающей среды, а также разработка и реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.

В целях обеспечения благоприятных  условий для развития семьи и  стабилизации рождаемости предусматривается:

1. усовершенствовать систему пособий  на детей, усилить ее адресность, приблизив размер пособия к  бюджету прожиточного минимума;

2. предусмотреть в Налоговом  кодексе льготы предприятиям  и организациям, трудоустраивающим  женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, а также выделение этой категории государственных субсидий на профессиональное обучение и переподготовку;

3. стимулировать развитие различных  форм добровольного страхования,  особенно детей и молодежи, для создания дополнительных материальных возможностей поддержки семьи;

4. разработать Государственную  программу "Охрана материнства  и детства".

Для регулирования внутренней миграции населения предполагается разработать  систему мер, направленную на уменьшение оттока сельского населения, особенно квалифицированных кадров.

Для этого намечается:

разработать специальные программы  по созданию и сохранению рабочих  мест в сельских населенных пунктах, развивать контрактную форму  обучения в учебных заведениях сельскохозяйственного профиля;

создать условия для развития предпринимательства, в том числе индивидуального, фермерских и личных подсобных хозяйств. Организовать переподготовку работников для перераспределения их в сферу  обслуживания на селе;

установить надбавки к должностным окладам специалистам, работающим в сельских районах, и увеличить пенсии в зависимости от стажа работы в сельском хозяйстве;

предусмотреть льготные условия погашения  кредитов для приобретения жилья  молодым специалистам в сельской местности.

В области регулирования внешней  миграции будут приняты меры, направленные на эффективную реализацию миграционного  законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в  рамках международных договоров  и соглашений.

Основными задачами политики в области занятости населения являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

Для ее реализации потребуется проведение сбалансированной инвестиционной политики по созданию новых рабочих мест, активизации межотраслевого перераспределения работников в социальные отрасли экономики, разработке действенных налоговых стимулов для развития индивидуального предпринимательства. Предстоит выработать эффективные механизмы по усилению социальной защиты граждан от безработицы.

В этих целях предусматривается:

· ускорение модернизации и обновления рабочих мест, разработка комплексной  программы создания и развития рабочих  мест на 2001-2005 гг.;

· повышение производительности труда  на основе ликвидации вынужденной неполной занятости на производстве, улучшения  качественного состава рабочей  силы, ускорения технического переоснащения  производства;

· совершенствование нормативно-правовой базы и финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства;ускорение межотраслевой мобильности рабочей силы, ее направленности в сектор услуг как приоритетной сферы деятельности;

· развитие кадрового потенциала путем создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, проведение опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;

· усиление адресности социальных пособий  и льгот, усиление страховых принципов  в системе обязательного социального страхования;

· активизация трудоустройства  социально уязвимых слоев населения, не cпособных на равных условиях конкурировать  на рынке труда;

· унификация трудового законодательства в рамках Союза Беларуси и России. Научно-технический потенциал

В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об основах государственной  научно-технической политики" в  истекшем пятилетии большое внимание уделялось дальнейшему совершенствованию  системы государственного регулирования  научной, научно-технической и инновационной деятельности, укреплению и развитию научно-технического потенциала страны и ориентации его функционирования на нужды республики и конкретных производств. В связи с этим выделены следующие республиканские органы государственного управления: Государственный комитет по науке и технологиям и Высший аттестационный комитет. Кроме того, в настоящее время действуют Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Фонд информатизации, Белорусский инновационный фонд, на которые возложено решение наиболее сложных комплексных проблем, связанных с организацией и повышением эффективности научно-технической деятельности в республике, а также с привлечением внебюджетных источников для финансирования научных исследований и разработок. Статус высшей научной организации получила Национальная академия наук Беларуси, которая обеспечивает развитие и координацию фундаментальных исследований, проводимых в республике.

Финансирование научной, научно-технической  и инновационной деятельности ведется  прежде всего за счет средств республиканского бюджета (в 2000 г. - 45,1% общего объёма затрат на научные исследования и разработки), средств инновационных фондов, создаваемых ежегодно при республиканских органах государственного управления за счет отчислений, поступающих от подведомственных им предприятий и организаций.

Принятые меры позволили приостановить  негативные процессы в научно-технической  сфере. Несмотря на то, что численность  работающих в науке и научном  обеспечении в 1995 г. по сравнению  с 1990 г. уменьшилась в 2,2 раза, научные исследования и разработки на начало 2001 г. выполняли почти 32,9 тыс. работников научных организаций и более 20 тыс. ученых, работающих в сфере образования, здравоохранения и других отраслях народного хозяйства. В их числе 819 докторов наук и около 4000 кандидатов наук. В последние годы темпы сокращения численности работающих в науке значительно замедлились.

Вместе с тем пока еще с  трудом удается остановить процесс  относительного сокращения финансирования научно-технической сферы. Наукоемкость ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 1995 г., в последующие годы она стабилизировалась на уровне 0,9-1,0%. Получило развитие международное научно-техническое сотрудничество, ведется работа по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России. Начата работа по воссозданию системы научно-технической информации на базе современных информационных технологий.

Научно-техническая деятельность осуществляется в соответствии с  утвержденными Правительством Республики Беларусь приоритетными направлениями и с применением программно-целевых методов, что позволяет обеспечивать целенаправленное использование средств и их концентрацию на важнейших разработках.

В соответствии с приоритетными  направлениями фундаментальных исследований в 2000 г. завершена разработка 38 государственных программ фундаментальных исследований. Их выполнение позволило получить ряд важных в теоретическом и практическом отношении научных результатов, многие из которых имеют принципиальное значение для развития науки и технологий, решения актуальных проблем различных отраслей экономики и социальной сферы. Это разработки в области математики, лазерных технологий, теоретических основ управления характеристиками стальных деталей; получения новых материалов и веществ, перспективных в качестве катализаторов, адсорбентов, медицинских препаратов и многие другие, в том числе в области медико-биологических, сельскохозяйственных, гуманитарных наук.

В 2000 г. завершено выполнение 40 включенных в Перечень государственных научно-технических программ по реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и других проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в 1999-2000 гг., начато выполнение 7 отраслевых и 5 региональных программ. В стадии реализации находятся свыше 120 инновационных проектов.

Информация о работе Национальное богатство страны и его структура