Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:32, курсовая работа
Так как именно эта сфера напрямую «выходит» на человека. Естественно, любое производство осуществляемое на планете «Земля» конечным своим итогом имеет удовлетворение потребностей человека, так вот, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности людей необходимо в наибольшем объеме изучить их предпочтения, желания, возможности. Поэтому именно производство потребительских товаров является «зеркалом» человечества. Видя, что человек потребляет, мы можем многое, если не все сказать о нем («скажи мне кто твой друг, а я скажу кто ты»).
Введение. 3
1.Общая характеристика «ЗАО Вологодский мясокомбинат». 5
2. Общая характеристика производства сырокопченых колбас на ЗАО «Вологодский мясокомбинат». 11
3. Определение проблемы и целей исследования. 13
3.1. Определение потребности в проведении маркетингового исследования. 13
3.2. Определение проблемы и формулирование целей исследования 14
4. Разработка плана исследования. 16
4.1. Выбор методов проведения маркетингового исследования и определение типа требуемой информации. 16
4.2. Разработка выборочного плана и определение объема выборки 17
5. Анализ данных исследования 20
Выводы и предложения. 26
Список литературных источников. 28
Приложения. 29
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент кадровой политики и образования
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия
им. Н. В. Верещагина
Кафедра маркетинга
Курсовая работа.
На тему: «Определение конкурентоспособности сырокопченых колбас производимых ЗАО «Вологодский мясокомбинат».
По дисциплине: «Маркетинговые исследования».
Выполнил: студент
655группы
Краснов В.П.
Проверил: Пучков В.П.
Вологда-Молочное.
2004 год.
Содержание.
Введение. 3
1.Общая характеристика «ЗАО Вологодский мясокомбинат». 5
2. Общая характеристика производства сырокопченых колбас на ЗАО «Вологодский мясокомбинат». 11
3. Определение проблемы и целей исследования. 13
3.1. Определение потребности в проведении маркетингового исследования. 13
3.2. Определение проблемы
и формулирование целей
4. Разработка плана исследования. 16
4.1. Выбор методов проведения маркетингового исследования и определение типа требуемой информации. 16
4.2. Разработка выборочного плана и определение объема выборки 17
5. Анализ данных исследования 20
Выводы и предложения. 26
Список литературных источников. 28
Приложения. 29
Введение.
В последнее время в нашей стране становится в острее вопрос о необходимости массового внедрения маркетинга во все сферы деятельности человека, в особенности в сферу производства потребительских товаров.
Так как именно
эта сфера напрямую «выходит»
на человека. Естественно, любое
производство осуществляемое
Но подобное можно
сказать и о пищевой
До недавнего времени люди нашей страны ели то, что было (мы не будем углубляться в довольно противоречивые историко-политические вопросы данного момента – это не цель нашей работы), но теперь человек может сделать выбор (так же с учетом его уровня жизни – который в среднем по стране оставляет желать лучшего) в сторону того или иного товара, того или иного производителя и почувствовав вовремя этот выбор предприятия могут заработать огромные средства. Но «угадать» выбор или самим подтолкнуть покупателя к этому выбору очень сложная задача и без специалистов в области маркетинга тут ни как не обойтись.
Главным инструментом «в
руках» маркетологов в этой ситуации
являются маркетинговые исследования,
технологией которых
Европа, США, передовые страны тихо-окиянского региона, ближнего востока и Южной Америки уже давно уделяют большое внимание маркетингу, но, к сожалению, а нашей стране, главным образом на периферии, маркетинг сводят лишь к рекламе и не более того, что концептуально не правильно. Но все же есть позитивные действия в данном направлении и в данной ситуации необходимо, чтобы молодые специалисты-маркетологи оправдали возложенное на них доверие первопроходцев, а для этого они должны владеть технологией маркетинговых исследований.
Объектом нашего исследования будут являться предпочтения потребителей в области оценки им некоторых свойств (характеристик) товара, а именно сырокопченых колбас. Предмет исследования – потребитель нашего продукта.
Целью нашей работы будет определение оценки потребителями ряда показателей определяющих товар и предприятие его производящее и сопоставление их с оценкой этих же показателей товаров конкурентов, а на основе этого расчет конкурентоспособности продукта.
Основным методом, которым мы будем пользоваться для достижения поставленной перед нами цели будет анкетирование (одна из форм опроса – метод социологических исследований) и анализ результатов проведенного опроса с помощью компьютерных программ.
1. Общая характеристика «ЗАО Вологодский мясокомбинат».
ЗАО «Вологодский мясокомбинат» занимает лидирующие позиции на рынке мясопереработки и входит в десятку ведущих предприятий Вологодской области. Свою историю данное предприятие начинает с 1918 года, в это время на базе колбасной фабрики купца И. И. Мазалева и создается Вологодский мясокомбинат. В 1932 году происходит расширение предприятия, строятся вспомогательные помещения (гараж, склад, столярная мастерская и другие). В годы Великой Отечественной Войны комбинат поставлял на фронт хвойный концентрат, чем спасал защитников отечества от цинги. 1952 год – строительство холодильника на 350 тонн по ул. III Интернационала. Существующий мясокомбинат не обеспечивал переработку поступающего скота, бойня и колбасный цех находились в разных концах города, в связи, с чем возник вопрос о строительстве нового мясокомбината. В 1966 году по типовому проекту 1901 «Гипромясо» на импортном оборудовании построен новый мясокомбинат. Забота о качестве и потребителе легла в основу деятельности возрожденного предприятия. Современная история комбината начинается с 1993 года, когда он реорганизуется в акционерное общество.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и учредительным документом Общества (уставом) определяется:
- полное фирменное наименование Общества: Закрытое акционерное общество «Вологодский мясокомбинат»;
- местонахождение Общества: Россия, г. Вологда, ул. Промышленная, д.4;
- почтовый адрес Общества: 160003, Россия, г. Вологда, ул. Промышленная, д.4;
- Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации (28 декабря 1993 года) в установленном федеральными законами порядке;
- учредительным документом Общества является Устав (приложение № 1);
- требования Устава Общества обязательны для исполнения всеми органами Общества и его акционерами.
В 2001 году предприятие меняет своих собственников, а в 2002 году акционерами ЗАО «Вологодский мясокомбинат» были сделаны капитальные вложения в размере 2 миллионов долларов. В результате чего развиваются новые направления деятельности, растут объемы производства и качество продукции благодаря приобретенному, за счет этих инвестиций, новейшему немецкому оборудованию. 2003 год – предприятие становится собственником завода по производству комбикормов, а также свинокомплекса «Шувалово» (Костромская область), в пос. Шексна приобретен колбасный цех, налажена линия копчения куры. Реанимировано пельменное производство, построена собственная котельная стоимостью 1,5 миллиона долларов, открыт цех по розливу питьевой воды из скважины, находящейся на территории комбината.
Ассортимент выпускаемой продукции ЗАО «Вологодский мясокомбинат» разнообразен: это вареные колбасы, сосиски и сардельки, пельмени, консервы, копченые колбасы, ветчина, деликатесы, сырокопченые колбасы, полуфабрикаты в маринаде, мясокостные полуфабрикаты, крупнокусковые полуфабрикаты, натуральные мясные полуфабрикаты, жиры, фарши и купаты, мясо фасованное, субпродукты, субпродукты куриные, питьевая негазированная вода. Всего более 200 наименований (приложение № 2). Состав и структура товарной продукции ЗАО «Вологодский мясокомбинат» представлены в таблице №1
Как показывает таблица №1, за 2003 год предприятие выпустило 18135 тонн продукции, причем наибольший удельный вес принадлежит выпуску колбас (42,6%), а также мяса и субпродуктов (43,7%). Наибольший удельный вес в производстве колбас занимают вареные колбасы (21,1%), а наименьший удельный вес занимают твердокопченые колбасы (0,5%). Также предприятие много выпускает фасованной говядины и свинины, соответственно 19,4% и 19,5%.
Таблица 1
Состав и структура товарной продукции ВМК за 2003 год.
Продукция |
2003 год | |
Тонн |
Структура, % | |
Колбасные изделия, всего |
7723 |
42,6 |
В т.ч. Вареные |
3829 |
21,1 |
Сосиски и сардельки |
1050 |
5,8 |
Полукопченые |
975 |
5,4 |
Твердокопченые |
96 |
0,5 |
Копчености |
778 |
4,3 |
Студень |
447 |
2,5 |
Прочие |
548 |
3,0 |
Полуфабрикаты |
2491 |
13,7 |
В т.ч. Мелкокусковые |
2356 |
13,0 |
Крупнокусковые |
135 |
0,7 |
Мясо и субпродукты |
7921 |
43,7 |
В т.ч. Мясо фасованное |
10 |
0,1 |
Говядина |
3524 |
19,4 |
Свинина |
3529 |
19,5 |
Птица |
506 |
2,8 |
Субпродукты |
352 |
1,9 |
Всего по комбинату |
18135 |
100,0 |
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предприятие динамично развивается, но если застыть на месте и перестать совершенствоваться, то можно получить обратный эффект. Комбинат работает не на сиюминутную выгоду, а на перспективу. Стратегия предприятия разработана до 2008 года. Стратегическими задачами являются наращивание объемов производства и развитие предприятия. Поэтому на мясокомбинате начнется второй этап реконструкции, а все благодаря готовности акционеров ЗАО «Вологодский мясокомбинат» повторить вложение 2 миллионов долларов в развитие производства, как это было сделано в 2002 году.
Основные показатели деятельности ЗАО «Вологодский мясокомбинат» за 2001-2003 годы представлены в таблице № 2.
Таблица 2
Основные показатели деятельности ЗАО «Вологодский мясокомбинат» за 2001-2003 годы.
Показатели |
2001год |
2002год |
2003год |
2003г в % к 2001г. |
Выручка, тыс. рублей |
227891 |
338944 |
503795 |
148,6 |
Себестоимость, тыс. рублей |
202641 |
302812 |
444228 |
146,7 |
Прибыль от реализации, тыс. рублей |
20501 |
28721 |
43172 |
150,3 |
Среднесписочная численность работников, чел |
521 |
525 |
602 |
114,7 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. |
89796 |
97837 |
125825 |
128,6 |
Рентабельность основной деятельности, % |
112,46 |
111,93 |
113,41 |
112,4 |
Фонд заработной платы, тыс. рублей |
24640,8 |
346565 |
51168,2 |
147,6 |
Как видно из таблицы №2 выручка от реализации продукции в 2003 году по сравнению с 2001 годом возросла на 48,6%. Прибыль от реализации также увеличилась на 50,3%, что говорит нам о том, что объемы реализации продукции увеличились. Также за три года увеличилась численность работников на предприятии, а также возрос и фонд заработной платы. Все это свидетельствует о росте объемов производства и реализации продукции, а значит и о росте всего предприятия и его развитии.
В мае 2003 году ЗАО «Вологодский мясокомбинат» стало первым и пока единственным предприятием пищевой промышленности в Вологодской области, получившим международный сертификат ИСО – 9001. Данный сертификат свидетельствует о том, что производство и продукцию оценивали международные эксперты. А это в свою очередь означает, что продукция ВМК полностью соответствует европейским требованиям, что гарантирует ее ветеринарную, санитарную и технологическую безопасность.
Исходя из всего этого
у ЗАО «Вологодский мясокомбинат»
большие возможности и
Но не так все радужно в деятельности нашего предприятия. Существуют проблемы с реализацией пельменей, рубленных полуфабрикатов, а так же сырокопченых колбас. Причем что касается рубленых полуфабрикатов и пельменей, то последнее время наблюдается улучшение в связи с разработкой единой линии упаковки на пельмени – магазины стали лучше их брать, так как сразу виден стиль предприятия. И фасовкой шницелей и ромштексов в специальные пластиковые контейнеры (на которые можно помещать штрих-код) в результате этого супермаркеты включили их в свой ассортимент.
Но с сырокопчеными
колбасами дело обстоит не так
хорошо. Они пользуются спросом в
фирменных магазинах и
2. Общая характеристика производства сырокопченых колбас на «ЗАО Вологодский мясокомбинат».
Цех по производству сырокопченых колбас на «ЗАО Вологодский мясокомбинат» был построен в конце 2002 года в корпусе, где раньше располагалась столовая, а с переносом ее в другое здание данные площади не использовались. Главный груз - перепланировку корпуса и подготовку его к монтажу оборудования (которой было закуплено в Германии) лег на ремонтно-строительную службу предприятия, которая успешно справилась со своей задачей и тем самым, сэкономив для предприятия большие финансовые средства, которые пришлось бы привлекать для найма подрядчиков.