Оптовая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия оптовой торговли в отношении потребительской кооперации Республики Беларусь, ее настоящее состояние и перспективы развития.
Задачами данной курсовой работы являются:
• Дать понятие оптовой торговле согласно законодательству Республики Беларусь;
• Описать основные формы, виды, функции, задачи, отличия оптовой торговли Республики Беларусь;
• Провести сравнение оптовой торговли потребительской кооперации Республики Беларусь с работой оптовой торговли Российской Федерации;
• Перечислить все документы, законы, НПА, регулирующие и координирующие оптовую торговлю потребительской кооперации Республики Беларусь;
• Определить задачи современной оптовой торговли потребительской кооперации;
• Проанализировать состояние оптовой торговли потребительской кооперации (структура, основные показатели);
• Выявить основные направления развития оптовой торговли потребительской кооперации Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая часть.docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

Оптовики - комиссионеры - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделку на их продажу. Они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают фирмы, которые не хотят заниматься сбытом. Оптовик-комиссионер приезжает на грузовике с товаром на центральный рынок, продает партию товаров по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки, а оставшуюся сумму передает производителю.

  1. Оптовые отделения и конторы производителей - это третья основная разновидность оптовой торговли, которая состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения оптовых торговцев.

Сбытовые отделения и  конторы. Производители организуют сбытовые отделения и конторы, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию.

Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в лесной промышленности, в производстве автомотооборудования и деталей машин.

Сбытовые конторы не хранят товарных запасов и встречаются в сфере производства текстильных и галантерейных товаров.

Закупочные конторы. Многие розничные торговцы содержат в основных рыночных центрах собственные закупочные конторы, выполняющие функции, аналогичные брокерам, но являющиеся структурным подразделением организации покупателя.

  1. Разные специализированные оптовики. В ряде отраслей экономики имеются собственные специализированные оптовые организации.

Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям и деловым предприятиям.

Оптовики-скупщики сельхозпродукции скупают продукцию у фермеров, собирают ее в крупные партии и отгружают предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени госучреждений.

Оптовики-аукционисты играют большую роль в тех отраслях деятельности где потребители хотят до совершения сделки осмотреть товар. Это рынки скота, табака, морепродуктов и т. д.

Что же касается  регулирования  оптовой торговли на территории Республики Беларусь, то главную роль в государственной торговле играет система Министерства торговли Республики Беларусь. Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе сформированы следующие основные функциональные управления:

    • Управление экономики и торговли и развития рыночных отношений;
    • Управление финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля;
    • Управление организации потребительского рынка продовольственных товаров;
    • Управление организации потребительского рынка непродовольственных товаров;
    • Управление организации торговли и услуг;
    • Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства;
    • Управление координации внешнеторговой деятельности и создания товаропроизводящей сети за рубежом;
    • Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой;
    • Отдел общественного питания.

Каждое управление специализируется сугубо по своей специализации.

В  дальнейшем оптовая  торговля на территории Республики Беларусь регулируется рядом законов, положений, стандартов и т.д., а именно:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З;
  • Закон Республики Беларусь “О Потребительской кооперации (потребительских обществах и  их союзах) в Республике Беларусь” от 25 февраля 2002 г. N 93-З
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая и особенная часть) 19 декабря 2002 г. № 166-З, от 29 декабря 2009 №71-3;
  • Закон Республики Беларусь “О торговле” от 28 июля 2003 г. N 231-З;
  • Государственный стандарт Республики Беларусь  “ТОРГОВЛЯ. Термины и определения” от 28 апреля 2003 г. N 22;
  • Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы от 4 ноября 2006 г. N475;
  • Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь  на 2006 - 2010 годы от 27 июля 2006 г. N 941;
  • Положение о приемки товаров по количеству и качеству от 3 сентября  2008г. N1290;
  • и т.д.

Рассмотрим несколько из них:

  • Государственный стандарт “Торговля. Термины и определения” – рассматривает и дает понятие терминам торговли, для каждого термина установлен один стандарт. Чаще всего термины используются в юридических отделах оптовой торговли.
  • Закон Республики Беларусь  “О торговле” – определяет правовые основы регулирования оптовой и розничной торговли. В гл.2 ст.8 рассматривает и дает определение термину оптовая торговля. Далее рассматривает основные формы осуществления оптовой и розничной торговли, давая им четкое определение (ст.12,13,14,11). В Гл.4 ст.16 описывает основные принципы государственного регулирования торговли, которыми являются:
    • соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли;
    • исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли;
    • приоритет экономических методов государственного регулирования торговли;
    • обеспечение условий реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара;
    • ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;
    • защита государством прав и законных интересов субъектов торговли и потребителей.

В ст.17 рассматриваются государственные  формы регулирования    торговли:

    • технические нормативы, стандарты и т.д.,
    • квотирование  поставок товаров,
    • формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных инвестиций.

Закон оговаривает все  полномочия исполнительных и распорядительных органов, полномочия Министерства торговли, государственное содействие и финансирование торговли.

  • Программа развития потребительской кооперации на 2011 – 2015 годы. Программа включается в себя анализ проделанной работы за предыдущие годы и выделяет перспективы развития, основные направления, приоритетные направления, подтверждая все это предшествующими данными. На данный момент программа поменялась кардинально, и ее направления изменились частично, что обусловлено сменой руководства, неблагоприятной ситуацией в экономике страны, что дает негативный эффект на рынок и цены.[6]
  • Положение о приемки товаров по количеству и качеству – регулирует  и определяет общий порядок приемки товаров, если договором не предусмотрено другое. Распространяется только на отношения возникающие между  поставщиком и получателем, отношения которые закреплены договором купли-продажи (поставки, контрактации). Описывает порядок составления всех необходимых документов при осуществлении приемки, если выявлены количественные или качественные недостатки.[6]

Следовательно, многие НПА  действуют на определенную часть  оптовой торговли, будь то налоги, составление  договоров, приемка товаров, переговоры с поставщиками, определения и  термины, и т.д. В Республике Беларусь очень хорошо развита система  законодательства и нормативов, с  которыми   своевременно осуществляется ознакомление и оповещение, со всеми  добавлениями и исключениями отдельных  частей из(в) них.

Далее, необходимо проанализировать состояние потребительской кооперации, как в Потребительской кооперации Республики Беларусь, так и Центросоюза Российской Федерации.

Потребительская кооперация Республики Беларусь – включает в  себя 112 потребительских обществ, 6 облпотребсоюзов. Численная занятость в оптовой  торговле очень сильно колебалась в  период с 2003 по 2009 года, фактически численность  составляла в среднем за год  на 2003 год 2284 человек, 2005 год 2220 человек, 2007 год 2449 человек, 2009 год 3258 человек. Такие  скачки среднегодовой численности  работников занятых в оптовой  торговле обусловлены, как экономическими, так и социальными факторами, которые очень сильно влияют на работу персонала. Средняя заработная плата работников сельского хозяйства за январь-август 2010 года составила 776,5 тыс. руб., что ниже среднереспубликанской на 32,5 процента. Темпы роста номинальной заработной платы работников сельского хозяйства за этот период ниже, чем в целом по Республике Беларусь на 3,2 п.п.

Особое внимание уделялось  развитию оптовой торговли, оборот которой за период 2003 – 2010 годов  возрос в 4,4 раза (с 23 млрд. рублей в месяц  в 2003 году до 102 млрд. рублей в 2009 году). Удельный вес поставки товаров с  межрайбаз в розничном товарообороте  райпо возрос с 10,4 процента до 26,8 процентов. На развитие материально-технической  базы оптовых предприятий направлено более 50 млрд. рублей.

Оптовый товарооборот за период с 2003 по 2009 года, в среднем составил 425 846,7 млн. руб. При чем удельный вес нгепродовольственных товаров в оптовом обороте в среднем составляло 24,5%. Необходимо отметить понижение удельного весы в анализируемых годах в среднем на 2%, наибольшим падение удельного веса непродовольственных товаров в оптовом товарообороте пришлось на 2003 – 2005 года, который составил 8,7%. Данное падение объясняется плановым уменьшением удельного веса непродовольственных товаров в связи с низкой покупательной способность населения в районах деятельности подразделений потребкооперации. Так же можно сказать, что происходило ужесточение договорных обязательств перед  предприятия поставщиками, залеживание остатков на складах, так как многие магазины не справляются с поставленными задачами, а так же открытие оптовых предприятий других организаций, которые предлагали наиболее выгодные условия для магазинов.[6]

Анализируя товарные запасы необходимо сказать, что за анализируемый  период суммовое выражение увеличивалось, в среднем товарные запасы в днях составляли 95 дней за период с 2003 – 2010 годов. Данная цифра говорит о  плохой проходимости товара в розничной  торговой сети, плановом квотировании отдельных групп товаров и  т.д.

В целом оптовая торговля потребительской кооперации развивается  и совершенствуется.  Реализация программы развития потребительской кооперации на 2006-2010 годов проходила в весьма сложных условиях развития мировой экономики, в первую очередь связанных с развитием мирового финансово-экономического кризиса (вторая половина 2008 – 2009 гг.) и преодолением его последствий. Согласно программе развития к многим оптовым  организациям прикрепляют райпотребсоюзы, которые находятся на стадии неплатежеспособности. Затем происходит их  полная реконструкция как внешняя, так и внутренняя, изменения направления деятельности. Оптовая торговля занимает опять связующее звено в потребительской кооперации, которое обслуживает, как организации принадлежащие ей, так и другие организации. За период реализации программы развития потребительской кооперации на 2006-2010 года, вложено 836,1 млрд. руб. инвестиций в основной капитал. В 2010 году, несмотря на рост расходов на потребляемые тепло-электроэнергетический ресурсы, по уплате процентов за пользование кредитами, амортизацию на сумму более 30 млрд. руб.,  удалось сохранить положительную тенденцию улучшения финансового состояния системы потребительской кооперации в целом, не говоря уже об оптовом звене.

Центросоюз Российской Федерации, наиболее мощная структура, чам потребительская  кооперация Рспублики Беларусь. Это  обуславливается, как в количественном выражении, так и в цифровом, экономическим состоянием страны и многое другое.

  Анализируя 2008 год, следует: в начале года стабильно развивалась оптовая торговля - за 10 месяцев ее оборот увеличился на 7 процентов в сопоставимых ценах. Однако в ноябре-декабре  произошел спад - оборот снизился на 5,5 процента. В итоге за год рост составил 104,8 процента, а доля опта в обороте розничной торговле сложилась 6,2 процента, что меньше, чем в 2007 году (6,6%). Активную роль в формировании ассортимента розничной торговли играет опт в Удмуртском, Новгородском, Псковском, Смоленском, Кабардино-Балкарском, Тюменском северном потребсоюзах - от 15  до 25 процентов, а в Дагестанском и Камчатском потребсоюзах - более 70 процентов.

Говоря о 2009 годе, успешно завершили год Татарский, Удмуртский, Астраханский потребсоюзы, добившись прироста совокупного объёма деятельности в сопоставимых ценах. Неплохие результаты обеспечили кооперативные организации в Пковском, Чувашском, Смоленском, Башкирском, Брянском, Калужском, Владимирском, Курском и ряде других потребсоюзов.

В 2009 году населению оказано  платных услуг почти на 4 млрд. рублей, в том числе бытовых  на 489 млрд. рублей.

Экономический кризис внёс свои коррективы в работу кооперативных  организаций. Так, снижение закупок  мяса, плодоовощной продукции привело  к спаду производства колбасных  изделий, консервов соответственно на 14 и 10 процентов.

В целом по системе потребительской  кооперации обеспечена рентабельная работа всех отраслей деятельности.

Делая вывод по данной главе, необходимо сказать, что оптовая  торговля охватывает широкое рыночное пространство и является проводником  в реализации больших партий и  объемов товаров. Оптовые торговые предприятия устанавливают хозяйственные связи как с производителями, так и с потребителями. Цель оптовой торговой деятельности — удовлетворение спроса на товары в удобное для потребителя время и необходимом количестве.

Согласно ст.8 закона Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З “О торговле”, следует: оптовая торговля – вид  торговли, осуществляемой в целях  последующего использования товаров  в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с  личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием. [2]

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже  товаров и услуг тем, кто приобретает  их с целью перепродажи или  профессионального использования.

Информация о работе Оптовая торговля