Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть суть проектирования подсистемы организации труда персонала.
Для достижения поставленной цели определен круг задач. Среди них выделена необходимость:
- рассмотреть теоретико-методологические понятия организации труда персонала;
- рассмотреть эргономическое проектирование, как проектирование организации труда персонала а также изучить содержание комплекса факторов, под влиянием которых формируется и развивается труд персонала;
- выявить оптимизационные методы трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 4
1.1. Порядок учета выполнения работ 4
1.2. Условия труда 5
1.3. Содержательность работ 7
1.4. Анализ социальной подсистемы 8
2. ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 10
2.1. Критерии психофизиологических возможностей человека 10
2.2. Методы определения утомления и напряженности труда 13
2.2.1. Физиологические методы определения функционального состояния 13
2.2.2 Психологические методы определения функционального состояния 20
2.3. Методика измерения работоспособности 24
2.4. Активные методы снятия утомления 28
2.5. Рационализация режима труда и отдыха работников 31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА СЛУЖАЩИХ 35
3.1. Нормы рабочего пространства 35
3.2. Особенности оптимизации деятельности человека при работе с видеотерминалом 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 45
И. п. - то же. Круговые движения головой.
И. п. - стоя, руки на голове. Надавливание. То же другой рукой.
И. п. - стоя, правая рука на правой щеке. Надавливание. То же другой рукой.
И. п. - стоя, руки опущены. Поднимание и опускание плеч.
И. п. - стоя, руки к плечам. Круговые движения вперед и нaзaд.
И. п. - стоя, руки соединены сзади в "замок". Отведение рук назад. Спина прямая.
И. п. - стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад.
И. п. - стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, прогнувшись.
И. п. - стоя, руки на поясе. Повороты вправо и влево.
И. п. - то же. Наклоны вправо, влево, вперед, назад.
И. п. - стоя, руки опущены. Круговые движения тазом.
Упражнения
просты и не требуют специальной
подготовки, поэтому, если пользователь
дисплея будет выполнять
Для снижения как зрительного, так и общего утомления можно проводить самомассаж шеи и волосистой части головы.
От волосистой части головы до верха лопаток производится поглаживание легкими движениями ладоней. Затем производится сильное надавливание последовательно в двух направлениях: от начала волосистой части головы к плечам и обратно, до достижения ощущения тепла. Далее разминание ("щипцы") производится с помощью большого и четырех остальных пальцев захватывающими движениями вдоль трапециевидной мышцы. Закончить массаж поглаживанием. Каждый прием повторять 5-10 раз.
При самомассаже волосистой части головы указательным и средним пальцами обеих рук одновременно производится легкое надавливание с вращательным движением внутрь. Начинается массаж от надбровных дуг и далее по боковым поверхностям височных костей до соединения пальцев обеих рук у затылочных бугров. Повторить 5 раз.
Кроме перечисленных выше методов снижения зрительного и общего утомления в последнее время появились различные цветные очки для пользователей ВДТ. Часто их называют " защитными". Однако, это неправильно, т. к. экраны современных мониторов обеспечивают надежную защиту от всех видов вредных излучений, возникающих в электронике лучевых трубок. Эти "компьютерные очки" призваны повышать контраст изображения на экране.
Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования и продолжительность периодов работы в отдыха. Научно обоснованный режим обеспечивает поддержание высокой работоспособности, сохранение здоровья трудящихся. Он должен, предусматривать правильное чередование времени работы с микропаузами и перерывами на отдых.
Продолжительность
рабочего дня, сменность и регламентация
внутрисменного отдыха должны быть отражены
фактически. Эту информацию следует
получить в отделе кадров, у руководителей
предприятий и его
При оценке показателей режима труда рабочий период в 24 часа, суточные и вахтовые смены, ненормированный рабочий день должны быть отнесены в другой класс. Величина этих периодов высчитывается в процентах к общей продолжительности смены.
Учитывая особенности труда, в котором преобладают интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, при оценке этих факторов следует подробно изучить функциональные обязанности работающих, технологические инструкции и при необходимости прибегнуть к опросу и интервьюированию работников.
Микропаузы
- очень короткие, длительностью
в несколько секунд, перерывы между
отдельными элементами операции, требующиеся
для перестройки процессов
Режим труда и отдыха следует строить с учетом работоспособности человека, которая изменяется в течение суток. Наибольшая работоспособность отмечается в утренние и дневные часы - с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч. В период с 12 до 14 ч, а также в вечернее время отмечается, как правило, некоторое снижение работоспособности, в ночное время она достигает минимума.
С учетом этих закономерностей устанавливаются сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон. Так, для предприятий с прерывным технологическим процессом рекомендуется в основном двухсменная работа. При трехсменной работе на прерывных технологических процессах целесообразно применять графики сменности, максимально сокращающие работу в ночное время.
Основным временем отдыха в течение смены является обеденный перерыв. Он должен по возможности делить рабочий день на две равные части или устанавливаться ближе к концу первой или началу второй половины дня, так как именно в это время явно обнаруживается потребность в отдыхе. Нормальная продолжительность обеденного перерыва - 40-60 мин, оптимальная продолжительность устанавливается с учетом конкретных условий.
При
установлении перерывов на отдых
для предупрежденной снятия утомления
необходимо учитывать закономерные
колебания работоспособности
При разработке сменного режима работы определяются: общая величина времени на отдых, его распределение на протяжении смены (перерывы в работе и их продолжительность), характер отдыха.
В
соответствии с рекомендациями НИИ
труда при определении времени
на отдых в течение смены
Мероприятия по оптимизации трудовой деятельности
На основе развития концепции качества трудовой жизни могут быть сформулированы основополагающие условия, обеспечивающие более полную реализацию трудового потенциала, без которых невозможно поддержание высокого и стабильного уровня производства и обеспечение нужного качества продукции.
Повышение качества трудовой жизни – это удовлетворение работника своим трудом.
Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:
1. Работа должна быть интересной.
2.
Рабочие должны получать
3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.
4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.
5.
Рабочие должны принимать
6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.
7.
Должны быть обеспечены
Качество
трудовой жизни можно повысить, изменив
любые организационные
Необходимая часть организации труда - организация рабочих мест.
Организация
рабочих мест служащих должна обеспечивать
все условия для
Рабочее место (РМ) - это первичное звено производства, зона трудовой деятельности рабочего или группы рабочих (если рабочее место коллективное), оснащенная необходимыми средствами для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места понимается система его оснащения и планировки, подчиненная целям производства. Эти решения, в свою очередь, зависят от характера и специализации рабочего места, от его вида и роли в производственном процессе.
Рабочие места (РМ) служащих обычно располагают в общих залах или изолированных помещениях (в зависимости от вида работы численности исполнителей и их взаимосвязи). В общих залах РМ обычно располагаются параллельными рядами, но если работники не связаны между собой одним занятием, то РМ могут быть отделены перегородками. Оснащение РМ служащих производится в зависимости от специфики их труда. В настоящее время разработаны типовые планировки РМ различных категорий работников, приведенных в соответствующих каталогах и которыми целесообразно пользоваться при организации РМ конкретного работника.
Очень важный вопрос о размещении рабочего стола, то есть вашего рабочего места в кабинете. Для руководства крайне важно правильным образом размещать не только собственный рабочий стол, но и рабочие места подчиненных, так как от этого зависит ход работы в коллективе. Но для того, чтобы учесть многие варианты и нежелательные аспекты поведения сотрудников во время работы (а они часто провоцируются именно неграмотным расположением рабочих мест) придется вызывать специалиста, так как здесь много нюансов и тонкостей.
Однако есть и общие моменты, которые не плохо было бы соблюдать каждому, чтобы чувствовать себя на работе уверенно и свободно.
- Нельзя сидеть спиной к двери.
- Не стоит ставить столы так, что два сотрудника сидят лицом к лицу.
- Не желательно сидеть спиной к окну. В этом случае хорошо бы иметь стул с высокой спинкой и подлокотниками.
- Самое лучшее место в комнате по диагонали от двери, лицом к двери.
- Ну и конечно, очень важно следить за порядком на рабочем месте.
Все принципы психологического размещения в пространстве преследуют одну цель - уверенность человека. А уверенность ему придает контроль над ситуацией. То есть, если вы сидите спиной к двери, вы вынуждены постоянно отвлекаться и оглядываться, чтобы знать, что творится у вас за спиной, следовательно повышается уровень тревожности и беспокойства, в то время как производительность падает. Или на столе работника постоянный, так называемый, творческий беспорядок - да, возможно, он чувствует себя в нем более комфортно (почему, это уже другой вопрос), но однозначно одно, он не контролирует ситуацию в должной мере.
Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четыре часа. Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы. Чтобы их не допускать, по крайней мере после двух часов непрерывной работы с дисплеем нужно делать перерывы.
Однако степень утомления во многом зависит от характера деятельности оператора. Принято различать три основных ее вида:
А - работа по считыванию информации с экрана по предварительным
запросам;
Б - работа по вводу информации;
В - творческая работа в режиме диалога с компьютером.
Наибольшую нагрузку на орган зрения дает ввод информации (Б), хотя более сильное общее утомление может вызвать работа в режиме диалога (В).
В какой-то мере к диалоговому режиму (В) можно отнести и работу с компьютерной графикой. Она представляет собой наибольшую нагрузку на зрение, особенно если экран небольшой и плотность деталей на нем высокая.
Информация о работе Организация работы персонала на предприятии