Организация работы персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть суть проектирования подсистемы организации труда персонала.

Для достижения поставленной цели определен круг задач. Среди них выделена необходимость:

- рассмотреть теоретико-методологические понятия организации труда персонала;

- рассмотреть эргономическое проектирование, как проектирование организации труда персонала а также изучить содержание комплекса факторов, под влиянием которых формируется и развивается труд персонала;

- выявить оптимизационные методы трудовой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 4

1.1. Порядок учета выполнения работ 4

1.2. Условия труда 5

1.3. Содержательность работ 7

1.4. Анализ социальной подсистемы 8

2. ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 10

2.1. Критерии психофизиологических возможностей человека 10

2.2. Методы определения утомления и напряженности труда 13

2.2.1. Физиологические методы определения функционального состояния 13

2.2.2 Психологические методы определения функционального состояния 20

2.3. Методика измерения работоспособности 24

2.4. Активные методы снятия утомления 28

2.5. Рационализация режима труда и отдыха работников 31

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА СЛУЖАЩИХ 35

3.1. Нормы рабочего пространства 35

3.2. Особенности оптимизации деятельности человека при работе с видеотерминалом 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 45

Вложенные файлы: 1 файл

алина-курсач.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с этой классификацией устанавливаются категории тяжести и напряженности работы и необходимое время перерывов в течение рабочего дня. Для групп А и Б оно определяется по суммарному числу считываемых или вводимых знаков, для группы В - по суммарному времени непрерывной работы с компьютером.

     Оптимизация предоставляемой информации

     Любые дидеотерминалы должны удовлетворять  следующим инженерно-психологическим  требованиям:

     Обеспечивать  рабочего необходимой и достаточной  информацией для оценки ситуации и возможности принятия правильного  решения, а также контроля за его исполнением.

     Информация  должна быть подана в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

     Форма представления информации должна соответствовать  психофизиологическим возможностям человека по восприятию, специфике его деятельности и условиям работы.

     Получаемая  информация должна правильно отражать положение и состояние управляемого объекта, предоставляться с запасом  времени, достаточным для ее обработки.

     Давать  оператору дополнительную информацию по запросу, а также обеспечивать надежное восприятие аварийных сигналов.

     Поток информации должен быть меньше пропускной способности оператора.

     При размещении средств отображения  информации необходимо учитывать возможности  оператора по восприятию зрительной информации и размеры поля зрения оператора.

     При вводе информации в компьютер  глаза пользователя совершают движения от восприятия текста на бумаге (отражение  света) к экрану дисплея (излучение  света) и обратно. Другими словами, глаза должны постоянно приспосабливаться и перестраиваться с одного способа восприятия информации на другой. Это постоянная "работа" зрительной системы, объем которой за рабочий день или другой промежуток времени мы еще до конца не представляем.

     На  первых этапах развития вычислительной техники упор делался на развитие аппаратных средств. С ними же по преимуществу были связаны эргономические исследования и разработки. Решались вопросы выбора и проектирования средств ввода  информации: клавиатуры, изометрического или изотонического джойстика, шара трассировки, мыши, светового пера, сенсорного экрана и графического планшета (дигитайзера), а также устройств распознавания речи и рукописного текста. Наибольшее число эргономических исследований и разработок было связано с клавиатурой - наиболее распространенным средством ввода алфавитно-цифровой информации.

     Рабочие циклы при работе на клавишных  аппаратах многократно повторяются, что приводит к нервно-мышечному  утомлению и возникновению профессиональных заболеваний рук. В возникновении этих заболеваний существенную роль играет рабочая поза, а также форма, размеры и расположение клавиатуры.

     Требования  к клавиатурам терминалов ЭВМ:

     Наклон  клавиатуры - угол между рабочей  поверхностью стола или пульта и  рабочей поверхностью клавиатуры должен регулироваться от 10 до 300. Клавиатура с нерегулируемым наклоном в указанном  диапазоне также считается приемлемой.

     Рабочее усилие нагрузка, требуемая для нажатия клавиши с целью передачи ею соответствующего сигнала, составляет 0,5 Н. Рекомендуется предоставлять пользователю возможность по собственному усмотрению регулировать рабочее усилие в пределах от 0,25 до 1,5 Н.

     Смещение  – расстояние, которое клавиша должна пройти при ее нажатии до момента передачи ею соответствующего сигнала. В большинстве клавиатур для активизации клавиши требуется 2 мм, полное смещение равно 4 мм.

     Наличие визуальной обратной связи, выражающейся в появлении на экране дисплея соответствующего знака для каждой нажатой клавиши. Акустическая обратная связь рассматривается как дополнительная, но она несколько повышает общий уровень шума. Для предотвращения ошибочности выходных сигналов в следствие одновременного нажатия нескольких клавиш рекомендуется предусматривать блокировку клавиатуры.

     Форма и поверхность клавиш должны:

  • обеспечивать точное расположение пальцев пользователя;
  • минимизировать отражение света и иметь для этого матовую отделку;
  • обеспечивать подходящую поверхность для маркировки;
  • предотвращать попадание в механизм скапливающихся на поверхности клавиш частичек пыли, грязи, влаги и т.п.;
  • не иметь острых краев, мешающих нажатию клавиш;
  • иметь вогнутое (чашеобразное) углубление для пальцев пользователя.

     Расстояние между центрами клавиш должно быть в диапазоне от 17 до 19 мм.

     Маркировка  клавиш должна быть четкой и легкой для понимания. Размеры цифр и  букв на них не должны быть менее 3 мм. Функциональные клавиши следует  маркировать стандартными символами. Рекомендуется, чтобы функциональные клавиши отличались от остальных цветом, формой, положением или расстоянием между ними. Для стандартных клавиш рекомендуется нейтральный цвет, например бежевый или серый, а не белый, который дает повышенное отражение света.

     Наилучшие условия работы пользователя с клавиатурой  обеспечиваются когда его кисти  и предплечья занимают положение, близкое  к горизонтальному. Оптимальный  диапазон движения пальцев расположен от 25 до 75 мм ниже уровня локтя. Высота расположения базового ряда клавиш над уровнем пола должна находиться в пределах от 720 до 750 мм. Расстояние от переднего края стола или пульта до последнего ряда клавиш не должно превышать 400 мм. На передней части клавиатуры следует предусматривать свободное пространство глубиной примерно 600 мм, которое используется в качестве опоры кистей рук пользователя.

     Клавиатура  должна быть отделена от дисплея, чтобы  ее можно было удобно располагать  для пользователя. Масса клавиатуры должна быть достаточной для того, чтобы предотвратить случайные ее сдвиги в процессе работы.

     Мышь.

     Мышь  – устройство ввода координат, которое  используется на плоской поверхности  и обеспечивает генерацию значений координат X и Y, управляющих положением отслеживающего элемента на экране дисплея.

     Мышь  конструируется таким образом, чтобы оператор мог, поместив ее на рабочую поверхность, правильно ориентировать ее с точностью ±10 градусов без необходимости визуального контроля.

     Контроллер должен легко перемещаться в любом направлении, не требуя при этом перехвата руки, а результирующее перемещение отслеживающего элемента на экране в том же направлении должно быть плавным и не отклоняться более чем на ±10градусов. Конструкция контроллера должна обеспечивать возможность работать с ним любой рукой. Перемещению линии от края и до края рабочей поверхности должно соответствовать перемещение отслеживающего элемента от края и до края экрана. Чтобы контроллер не уводил отслеживающий элемент за пределы экрана, предусматриваются индикаторы, помогающие оператору возвратить отслеживающий элемент на экран.

     Мышь  не должна иметь острых краев, а размеры  должны укладываться в следующие  пределы:

  • ширина (расстояние между кончиками пальцев при захвате мыши) 40 – 70 мм;
  • длина 70 – 120 мм;
  • высота 25 – 40 мм.

     Мышь  должна соответствовать размеру  руки. Многие современные мыши оснащены колесиком, и это удобно в работе. Держать такую мышь следует за края большим пальцем и мизинцем, чтобы указательный лежал на левой кнопке, средний на колесике, а безымянный на правой кнопке. При этом запястье должно лежать на столе постоянно, а катать мышь по столу надо только движением пальцев, поскольку амплитуда движения такой мыши больше. При этом рука устает значительно меньше, и меньше вероятность развития тоннельного синдрома.

     Использование ковриков и подставок с валиками имеет смысл только тогда, когда под правой рукой стоит стол несколько (на высоту валика) выше рабочего, а коврик лежит на рабочем столе и представляет собой продолжение приставного. В противном случае предплечье зависает в воздухе, двигается, устает и т.д. К тому же и на локоть нагрузка больше.

     Соотношение времени работы и перерывов для  различных категориях тяжести приводится в таблице 3.

 

      Таблица 3. Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности

Категория работы с компьютером Уровень

при

нагрузки

разных 

работ

За смену

Видах

Суммарное

регламентированных

(мин) 

время

перерывов

  Кол-во знаков при 8-ч. смене кол-во знаков при 12-ч. смене  
часы
   
I до 20000 до 15000 до 2 ч 30 70
II до 40000 до 30000 до 4 ч 50 90
III до 60000 до 40000 до 6 ч 70 120

 

     В перерывах рекомендуется оставлять  рабочее место, делать гимнастику, в  том числе и для глаз, по возможности  выходить на свежий воздух. Ни в коем случае нельзя использовать перерывы для игр на том же самом компьютере.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Актуальность  работы объясняется тем, что для  развития средних и крупных предприятий  в России необходимо успешно развивать  социальное партнерство, регулярно  перезаключать коллективные договоры и соглашения, развивать производственную демократию, т.е. исходя из интересов и потребностей предприятий необходимо поднимать качество трудовой жизни. А это значит проводить:

     - диагностику состояния организации  трудовой жизни на предприятии  на основе комплекса, используемых  показателей, экспертных оценок, результатов социологических опросов;

     - организацию работ по выявлению резервов качества трудовой жизни персонала;

     - выявление и классификацию факторов, влияющих на качество трудовой жизни персонала;

     - выбор возможных методов повышения качества организации труда персонала;

     - создание подсистемы повышения организации труда персонала.

     Качественная  организация труда персонала - важнейшее  условие роста производительности труда и должно базироваться на росте  материальных потребностей и концепции всестороннего развития личности.

     Очень важно рационально, точно организовать рабочее место, гармонично увязать  все элементы организации, т.е. планировку, оснащение, обслуживание и конечно  предоставить работнику благоприятные  и комфортные условия для эффективного осуществления трудового процесса с максимально высокой производительностью.

     Рабочее место должно быть в максимальной степени приспособлено для высокопроизводительной, эффективной работы с минимальными затратами времени и усилий.

     Под организацией рабочего места понимается технологическая и организационная  их оснастка, планировка и обслуживание. Работа по организации рабочего места  зависит от типа производства и содержания трудового процесса.

     Технологическая оснастка рабочих мест, включает приспособления, инструменты, приборы для ведения и контроля технологического процесса.

     К организационной оснастке относятся  производственная мебель для размещения и хранения инструментов, вспомогательные  приспособления для ухода за оборудованием и площадью, средства механизации вспомогательных операций.

     Совершенствование обслуживания рабочих мест предусматривает  разработку наиболее рациональных форм разделения и кооперации труда рабочих. При больших объемах операции обслуживания целесообразно выделять их отдельной функцией со специализацией определенных работников. При этом каждому работнику устанавливают оптимальную зону или участок, режим, график и маршрут обслуживания.

     Таким образом, при проектировании подсистемы организации труда персонала, поддержания здоровья работников необходимо правильно учитывать закономерности суточного ритма физиологических процессов человека, т.е. обеспечить такие параметры, которые способствуют лучшему использованию производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность производства.

Информация о работе Организация работы персонала на предприятии