Основные пути совершенствования деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле ОАО «Свитанак»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — выяснить пути совершенствования деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле ОАО «Свитанак».
При написании работы, применялись такие методы исследования, как статистический метод, методы факторного анализа.
Для достижения цели написания курсового проекта были поставлены и решены следующие задачи:
— выяснить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле;
— дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Свитанак»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Сущность и содержание деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле 8
1.1. Содержание, цели и особенности коммерческой деятельности на розничном рынке 8
1.2. Торговый ассортимент и его классификация 11
1.3. Факторы, определяющие формирование ассортимента товаров в магазине 15
1.4. Ассортиментный перечень товаров: значение, содержание, порядок разработки и утверждения 19
1.5. Контроль за соблюдением ассортиментов товаров в магазине 22
ГЛАВА 2. Анализ управления торговым ассортиментом на ОАО «Свитанак» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Свитанак» 27
2.2. Состояние и эффективность коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле ОАО «Свитанак» 32
ГЛАВА 3. Основные пути совершенствования деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле ОАО «Свитанак» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 648.00 Кб (Скачать файл)

Так, с точки зрения общего назначения, все товары делятся на продовольственные (продукты питания) и непродовольственные (обувь, одежда, трикотаж, товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода и т.д.). Все продовольственные и непродовольственные товары делятся на группы, подгруппы, виды и разновидности [4, с. 183].

Так товарная группа обуви состоит из подгрупп: кожаная, текстильная, вяленая и резиновая. Товарная группа тканей состоит из подгрупп: хлопчатобумажные, шерстяные, льняные и т. д. В свою очередь, подгруппа хлопчатобумажных тканей складывается из видов: ситцевые, сатиновые, бязевые и др. Внутри вида товары могут различаться между собой особыми признаками, которые обозначаются артикулами, сортами, марками, размерами и т. д. В практике торговли выделяют по характеру группировки соответственно групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент [4, с. 183].

Групповой ассортимент — перечень входящих в него групп товаров.

Внутригрупповой (развернутый) ассортимент — представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Кроме того, как отмечает Ф. Котлер, торговая характеристика ассортимента товаров предполагает деление всех товаров по степени его сложности, частоте и характеру спроса, сезонности, комплектности и другим классификационным признакам [24, с. 306].

По степени сложности ассортимента товары делят на две группы: товары простого ассортимента и товары сложного ассортимента [9, с. 207].

Товары простого ассортимента имеют небольшое число разновидностей (соль, спички, хлеб, сахар, крупа, мука, кирпич и др.). Товары сложного ассортимента имеют большое количество разновидностей (ткани, одежда, обувь, книги, кондитерские изделия и т.д.). По частоте спроса товары народного потребления условно подразделяются на товары частого (повседневного) спроса (соль, хлеб, сахар, спички, нитки, табачные изделия и т.д.), товары периодического спроса, которые покупаются через определенный период внедрения (одежда, обувь, посуда, многие посудохозяйственные товары, 1— 2 раза в год отдельные культтовары, ткани и т.п.) и товары редкого спроса (пианино, мотоциклы, автомашины, холодильники, стиральные машины, телевизоры, деликатесы из мясной, рыбной и молочной гастрономии и другие товары). По характеру предъявляемого спроса товары условно можно разделить на следующие группы: устойчивого спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса [2, с. 83].

По товарам устойчивого спроса должны быть обеспечены высокая стабильность ассортимента и бесперебойное наличие их в продаже: хлеб, соль, молочные продукты, электротовары и др. — это товары повседневного спроса.

К товарам твердо сформированного спроса относят такие товары, которые, как правило, не могут быть заменены другим родственным видом или сортом товара. При формировании спроса на эти товары покупатель указывает их точные индивидуальные признаки. Марки конкретных сигарет, телевизоров. Этот вид спроса не допускает замены.

Товары альтернативного спроса — это такие товары, по которым покупатель не указывает точных индивидуальных признаков. Они покупаются на основе выбора и сравнения (перчатки, галстуки, сорочки, верхняя одежда и др.) Допускается сравнительно широкая замена товара.

Товары импульсного спроса покупатель приобретает под воздействием показа товаров, предложения продавцов, рекламных средств и т.п.

В практике коммерческой деятельности по характеру использования также выделяют сопутствующие товары и родственные по спросу товары.

К сопутствующим относят товары, не имеющие самостоятельного назначения и употребляемые только с основными. Например, шнурки к обуви, ремешки к часам, одежные щетки, пуговицы. Такие товары должны продаваться, как правило, в магазинах, торгующих основными товарами, но могут продаваться и в других магазинах, торгующих родственной группой товаров.

К товарам, родственным по спросу, относятся товары, покупаемые и употребляемые совместно. Например, табачные изделия и спички, сахар и чай, писчебумажные изделия и карандаши, ластик, линейки т.д. Такие товары должны продаваться в одном магазине и размещаться рядом.

Особое место в характеристике ассортимента товаров занимают товары комплексного спроса. К ним относятся товары различных товарных групп и отраслей, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса отдельных групп населения, к примеру: «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для домашнего хозяйства», «Товары для отдыха», «Товары для охоты» и т. д.

В процессе формирования ассортимента важно учитывать специфику сезонности спроса. Тщательный учет этого вида спроса позволяет получать дополнительные объемы продаж. При этом важное значение имеет оперативное и тактическое управление товарными запасами с учетом сезонных колебаний спроса [18, с. 79].

 

    1. Факторы, определяющие формирование ассортимента товаров в магазине

 

На результаты хозяйственной деятельности предприятий торговли большое влияние оказывает уровень организации коммерческой работы, разнообразие и эффективность выполнения коммерческих функций, как прямо и непосредственно участвующих в формировании дохода предприятия, так и косвенно влияющих на их величину. В условиях рыночных отношений и формирования конкурентной среды важно определить верное направление в выборе товарного профиля торгового предприятия и того ассортимента товаров, который приведет к желаемому успеху. Только знание свойств товара, его способности удовлетворять конкретные потребности, его классификационных признаков могут способствовать эффективному осуществлению такой важной коммерческой функции, как формирование ассортимента.

Формирование ассортимента происходит под влиянием множества факторов, к которым относятся: предъявляемый покупателями спрос; производство потребительских товаров. Спрос является движущей силой в процессе формирования ассортимента, а производство призвано удовлетворять его. Но грамотное формирование невозможно без знаний этого спроса, на который оказывают влияние социальный состав населения и характер его трудовой деятельности, уровень культуры и уровень денежных доходов, географические особенности региона, цена на товары, мода, исторические традиции и обычаи и др.

При формировании ассортимента необходимо учитывать характер предъявляемого спроса. По этому признаку он делится на устойчивый, альтернативный и импульсный.

Формирование ассортимента товаров в конкретном магазине производится с учетом действия целого ряда факторов [28, с. 403]. Изучение влияния данных факторов осуществляется в процессе комплексного исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой организации. Все факторы принято условно подразделять на общие и специфические.

К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство (в том числе сельскохозяйственной продукции), являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (трансакционных издержек). Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение таким образом неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.

С другой стороны, конъюнктура рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос [23, с. 173].

Однако прежде чем начинать изучение спроса коммерческий аппарат должен определиться, на каком (каких) сегменте (сегментах) будет работать данная организация торговли. Эта работа проводится специалистами отдела маркетинга вместе с руководителями и специалистами коммерческой службы в ходе маркетингового исследования на основе результатов комплексного исследования розничного рынка конкретного региона (района, местности).

Поэтому при построении ассортимента товаров в розничных торговых организациях необходимо располагать достоверной информацией об объеме и структуре спроса, динамике его развития, характере и особенностях спроса на отдельные товары и у различных контингентов покупателей.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными пунктами, наличие других розничных торговых организаций в зоне деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии конкурентов и др.

Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади — широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенности торговой организации холодильным оборудованием — перечень реализуемых скоропортящихся продуктов и т.п.

При формировании ассортимента учитывают также фактор взаимозаменяемости товаров [5, с. 91].

Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель — крупами, макаронами и т.д. Однако уровень развития производства и широта предложения товара на рынке полностью снимают проблему дефицита и потребитель становится более требовательным к наличию в продаже всех необходимых товаров. Поэтому периодическое их отсутствие может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа предприятия. Важным фактором формирования ассортимента продовольственных товаров является комплексность спроса на отдельные продукты питания [7, с. 82]. Так, вместе с мясом приобретаются овощи, картофель, специи; с кондитерскими изделиями — чай, кофе, фрукты, т.е. увеличение спроса на одни продукты ведет к росту спроса на другие. Формирование ассортимента товаров без учета этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли. Формируя ассортимент товаров, необходимо учитывать такой фактор, как сезонность потребления и производства отдельных продуктов [7, с. 83]. Так, зимой увеличивается потребление жиров, мяса, круп, а летом и осенью больше продается молочных продуктов, сахара, безалкогольных напитков. На формирование ассортимента товаров в магазинах оказывает влияние и такой фактор, как праздники, традиции. Этот фактор приводит по ряду продовольственных товаров не только к росту объема спроса, но и к его структурным изменениям. В периоды праздников предъявляется повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и так далее.

При формировании ассортимента необходимо учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный, характеристика которых рассматривалась ранее. Также при формировании ассортимента важное значение имеет цена товара, которая зависит от выбора источников поступления, каналов продвижения товаров и ценовой стратегии конкурентов [29, с. 503].

Таким образом, формирование ассортимента товаров на основе комплексного исследования рынка и с учетом перечисленных выше факторов позволит сформировать конкурентоспособный торговый ассортимент. Однако необходим периодический мониторинг среды деятельности организации торговли с тем, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы и изменения в процесс формирования торгового ассортимента [17, с. 94].

 

 

 

    1. Ассортиментный перечень товаров: значение, содержание, порядок разработки и утверждения

 

Формирование ассортимента — это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации [28, с. 402]. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения — магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг.

Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 4 августа 2009 г. № 115 «Об утверждении рекомендаций о порядке согласования ассортиментного перечня и режима работы» в целях создания единого прозрачного порядка проведения административных процедур согласования ассортиментного перечня товаров розничного торгового объекта при осуществлении развозной торговли, ассортиментного перечня товаров, продукции собственного производства торгового объекта общественного питания утвердил Рекомендации о порядке согласования ассортиментного перечня товаров розничного торгового объекта при осуществлении развозной торговли, ассортиментного перечня товаров, продукции собственного производства торгового объекта общественного питания (далее — Рекомендации) [22].

Нормами п. 2 Рекомендаций определено, что ассортиментный перечень товаров представляет собой часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже в розничном торговом объекте, а также при осуществлении развозной торговли. Ассортиментный перечень товаров, продукции собственного производства представляет собой часть предлагаемого к реализации ассортимента товаров, продукции собственного производства, который должен быть в продаже постоянно или в течение периода, предназначенного для его реализации в торговом объекте общественного питания [22].

Информация о работе Основные пути совершенствования деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле ОАО «Свитанак»