Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования — выяснить пути совершенствования деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле ОАО «Свитанак».
При написании работы, применялись такие методы исследования, как статистический метод, методы факторного анализа.
Для достижения цели написания курсового проекта были поставлены и решены следующие задачи:
— выяснить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле;
— дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Свитанак»;
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Сущность и содержание деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле 8
1.1. Содержание, цели и особенности коммерческой деятельности на розничном рынке 8
1.2. Торговый ассортимент и его классификация 11
1.3. Факторы, определяющие формирование ассортимента товаров в магазине 15
1.4. Ассортиментный перечень товаров: значение, содержание, порядок разработки и утверждения 19
1.5. Контроль за соблюдением ассортиментов товаров в магазине 22
ГЛАВА 2. Анализ управления торговым ассортиментом на ОАО «Свитанак» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Свитанак» 27
2.2. Состояние и эффективность коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле ОАО «Свитанак» 32
ГЛАВА 3. Основные пути совершенствования деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле ОАО «Свитанак» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Ассортиментный перечень товаров розничного торгового объекта при осуществлении развозной торговли, ассортиментный перечень товаров, продукции собственного производства торгового объекта общественного питания (далее – ассортиментный перечень) утверждаются руководителем юридического лица или уполномоченным им работником, индивидуальным предпринимателем – владельцами розничных торговых объектов, торговых объектов общественного питания, а также осуществляющими развозную торговлю (далее – владельцы торговых объектов) с учетом товарного профиля, специализации, месторасположения торгового объекта, размера торговой площади, типа, наценочной категории торгового объекта общественного питания и других факторов. В ассортиментном перечне указывается наименование (вид) товара (товарной группы), продукции собственного производства и количество их разновидностей (моделей, артикулов). Владелец торгового объекта вправе реализовывать товары, не включенные в ассортиментный перечень. При этом должны соблюдаться установленные нормативными правовыми актами требования к их реализации и хранению [22]. Так, согласно Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2004 г. № 1038 (с изм. и доп.) «О Программе совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005 — 2010 годы» доля белорусских товаров в магазинах должна составлять не менее 70%). Согласно п. 4 Рекомендаций, согласование ассортиментного перечня осуществляется структурными подразделениями районных или городских исполнительных комитетов, местных администраций г. Минска, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере торговли, общественного питания, по месту нахождения торгового объекта, а при осуществлении развозной торговли по месту государственной регистрации его владельца (далее – орган согласования) [22].
Для согласования ассортиментного перечня владелец торгового объекта представляет в орган согласования: заявление с указанием наименования владельца, наименования (при его наличии) торгового объекта, местонахождения, формата и товарного профиля торгового объекта, типа, наценочной категории торгового объекта общественного питания; утвержденный владельцем торгового объекта ассортиментный перечень.
Нормами п. 6 Рекомендаций установлено, что орган согласования рассматривает представленные документы, исходя из перечня товаров для включения в ассортиментные перечни торговых объектов, утверждаемого Министерством торговли Республики Беларусь (далее – рекомендуемый перечень), требований к торговым объектам общественного питания различных типов и наценочных категорий, определяемых Министерством торговли, а также требований законодательства к продаже определенных видов товаров, месторасположения торгового объекта, размера его торговой площади. Согласование ассортиментного перечня осуществляется без принятия решения местного исполнительного и распорядительного органа.
Согласование ассортиментного перечня осуществляется на безвозмездной основе в течение трех рабочих дней. Согласованный ассортиментный перечень действует бессрочно (до закрытия торгового объекта) [22]. Владельцы торговых объектов утверждают новый ассортиментный перечень и согласовывают его с органом согласования в случаях: отказа органа согласования согласовать ранее утвержденный ассортиментный перечень; изменения товарного профиля и специализации розничного торгового объекта, типа и наценочной категории торгового объекта общественного питания; изменения санитарно-технического состояния торгового объекта; снятия с производства товаров или уменьшения объемов их выпуска; освоения производства новых товаров.
Ассортимент любого магазина можно охарактеризовать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления торговым ассортиментом на научной основе, т. е. планировать, организовывать его формирование, контролировать и регулировать ассортимент, совершенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж. Рассмотрим эти показатели.
Широта ассортимента — количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина. По их удельному весу в товарообороте и запасах различают ассортиментную структуру специализированных и универсальных магазинов [6, с. 203].
Глубина ассортимента — количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина [6, с. 203].
Структура ассортимента — это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины. Структура ассортимента имеет определяющее значение при организации его формирования в магазине [6, с. 204].
Различают понятия макро— и микроструктуры ассортимента товаров магазина [25, с. 518].
Под макроструктурой понимают соотношение между группами товаров в общем ассортименте, а под микроструктурой — соотношение видов и разновидностей в каждой товарной группе.
В поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине.
Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню [6, с. 205].
Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты (Кп) и рассчитывается по формуле [6, с. 205]:
Кп = Рф / Рн, |
( |
1.1 |
) | |
где |
Кп — коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату; | |||
Рф — фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки; | ||||
Рн — количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем. |
Значение коэффициента может варьироваться от 0 до 1. Но в отдельных случаях он может быть больше 1, когда в магазине ассортимент представлен полнее, чем предусмотрено ассортиментным перечнем.
Для более объективной оценки товарного ассортимента его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле [6, с. 206]:
Куст = (Р1 + Р2 + Р3 + ... + Pn) / (Рн * n), |
( |
1.2 |
) | |
где |
Куст — коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год); | |||
Р1, Р2, Р3, Рn — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; | ||||
Рн — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; | ||||
n — количество проверок. |
Таким образом, устойчивость (стабильность) ассортимента — это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.
Торговый ассортимент должен не только отвечать требованиям наиболее полного удовлетворения спроса, но и активно воздействовать на него в целях формирования разумных потребностей и эстетических вкусов населения [3, с. 182]. Поэтому важное значение имеет введение в ассортимент магазина новых товаров, представленных товаропроизводителями, которые отвечают не только запросам покупателей, но и формируют их спрос. Это особенно важно в отношении экологически чистых и полезных для здоровья отечественных товаров. В этом случае речь идет об обновляемости ассортимента.
Обновляемость ассортимента — пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия. Приемлемым является обновление до 10 % торгового ассортимента магазина в год [27, с. 347].
Особое место среди показателей состояния ассортимента занимает показатель его рентабельности. Под рентабельностью торгового ассортимента понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектам запланированного размера чистой прибыли, т.е. определенного превышения доходов над затратами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами. Следует отметить, что положительная оценка состояния ассортимента магазина по всем отмеченным показателям обеспечивает во многом экономически целесообразную коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта на розничном рынке.
Контроль за полнотой и стабильностью ассортимента может осуществляться как на уровне самого предприятия, так и вышестоящими контролирующими органами и организациями, имеющими на это право.
Целый ряд несоответствий по вопросам ассортимента товаров относятся к грубым нарушениям законодательства о торговле и при их установлении субъект хозяйствования может быть лишен лицензии. К числу таких нарушений относят следующие: продажа товаров без сертификата качества и сертификата соответствия (для товаров, подлежащих сертификации), приведшая к угрозе гибели покупателя или нанесению ущерба здоровью; непринятие мер по установлению ранее имевших место нарушений при приостановлении лицензии; реализация товаров без документов, подтверждающих их поступление; неоднократная продажа товаров с истекшим сроком реализации; нарушение порядка применения и формирования цен; отсутствие технического паспорта на проданные сложнотехнические товары; отсутствие на фасованных в магазине товарах реквизитов: наименования, сорта, массы, цены за единицу стоимости отвеса; неоднакратное отсутствие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем [8, с. 234].
Должностные лица, имеющие на это право, проводят проверки объектов торговли по предъявлении служебного удостоверения и предписания на проведение проверки. В практике контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности осуществляются плановые и внеплановые проверки.
В процессе контроля за состоянием ассортимента необходимо учитывать, что контроль не является самоцелью. Стратегической задачей контроля является своевременное регулирование ассортимента в полном соответствии со спросом покупателей с целью увеличения объема и скорости продаж, установления за организацией торговли устойчивого имиджа. Поэтому необходимо разработать и установить в практике торговли эффективную систему управления, включающую постоянный внутренний контроль и регулирование ассортимента. Для этого разрабатывается соответствующая система мотивации торгового персонала и менеджеров со шкалой повышающих и понижающих коэффициентов. Эффективной в этом направлении является работа оперативных менеджеров торгового зала [8, с. 236].
Завершая выполнения первой главы, отметим следующее.
С экономической точки зрения, ассортимент — это отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Товарный ассортимент представляет собой набор товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку или совокупности признаков (вид, цвет, размер и т.д.). Производственный ассортимент товаров представляет собой перечень товаров (номенклатуру), выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства. Торговый ассортимент — перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.
Формирование ассортимента — это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления.
Юридическая база формирования и функционирования предприятия закрепляется нормами законодательства Республики Беларусь. Среди наиболее значимых нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОАО «Свитанак», отметим следующие:
1. Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., далее — Конституция).
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изм. и доп., далее — ГК).
3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (с изм. и доп., далее — БК).
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (с изм. и доп., далее — НК).
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З (с изм. и доп., далее — НК).
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (с изм. и доп.) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет № 1).
7. Устав ОАО «Свитанак».
Организационная структура ОАО «Свитанак» приведена в Приложении А.
Открытое акционерное общество (ОАО «Свитанак») создано решением учредительной конференции от 06 декабря 1999 года путем преобразования арендного торгового предприятия «Свитанак» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества. ОАО «Свитанак» является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.
ОАО «Свитанак» является коммерческой организацией, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников (акционеров).
ОАО «Свитанак»:
— имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов акционеров, а также произведенное и приобретенное обществом в процессе его деятельности;
— несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;