Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
1. Исследовать суть и специфику лоббирования;
2. Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
3. Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной практике;
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................0
Глава I Лоббирование как метод продвижения базисного субъекта PR...…...0
1.1 Суть и специфика лоббирования ……………………...................................0
Глава II Продвижение имиджа компании в коммуникативной среде масс-медиа посредством лоббирования ……………...………………………………0
2.1 Средства лоббирования на службе PR имиджа компании..........................0
Глава III Анализ лоббистской деятельности в России …………….………….0
3.1 Опыт лоббирования в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......0
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……….........0
1. Улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций.
2. Следят за работой
законодательных и
3. Активизируют участие
избирателей в делах
4. Влияют на законодательство,
затрагивающее экономические
5. Заблаговременно информируют
законодателей и достигают
По сути, выполняя роль доверенного защитника интересов организаций и групп общественности и надежного источника сведений по определенному кругу вопросов, лоббист имеет дело с информированием иных людей с целью убедить их занять правильную позицию, принять требуемое ему решение.
Лоббисты в своей деятельности применяют различные средства, методы и механизмы продвижения интересов групп давления. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные методы и направления лоббизма: личное представление аргументов соответствующему государственному органу; предоставление результатов исследований; выступление на слушаниях в комиссиях парламента; организация компании в прессе; воздействие на законодателя через контакты с его близким личным другом или лицом, пользующимся особым доверием; приглашение законодателя на вечеринки и развлечения; взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических кампаний; организация кампаний писем и телеграмм от избирателей; прямые взятки. Проанализировав данные методы, представляется возможным понять, что лоббизм в представлении западных исследователей является далеко не «чистой» деятельности, так как предполагает существование коррупции и взяточничества.
Российские специалисты перечисляют следующие средства «цивилизованного лоббизма»4:
– персональные контакты с представителями власти,
– участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств,
– работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства,
– съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти,
– участие в общественных слушания законопроектов в парламенте,
– воздействие через общественное мнение и средства массовой информации,
– доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти,
– встречи с высшими руководителями государства.
Здесь лоббирование выступают уже как хорошо организованная, налаженная деятельность профессионалов своего дела, имеющих в основе своей деятельности определенные методы, средства и цели. В труде А. Серебряного «Научный метод и ошибки» говорится, что метод – (от греч. μέθοδος – «путь сквозь») это систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Основная цель лоббистов – продвижение интересов группы давления в государственные структуры с целью достижения принятия последними определенных документов и законодательств, играющих в пользу первых5. Для достижения этой цели лоббисты, по мнению В. Королько, используют следующие методы:
– формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;
– сборе информации о тех, кто поддерживает то или иное решение обсуждаемой проблемы или выступает против;
– изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);
– сборе в отдельное досье публикаций,
затрагивающих обсуждаемую проблему;
– исследовании позиций, занимаемых по
данной проблеме разными законодателями;
– создании коалиций людей, организаций,
работающих над данной проблемой.
2. Личное знакомство с
депутатами. Лицо, выполняющее функции
лоббиста на пользу какой-либо
организации, расположенной на территории
того или иного избирательного
округа, само тоже является
3. Общение с депутатами.
Лоббист должен постоянно
Суть лоббирования также раскрывает понимание его технологий и форм. Технология (от греч. téchne – «искусство, мастерство, умение» и греч. логия – «изучение») – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность6.
Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:
– через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов)
– использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний)
– использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти)
– использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч).
Таким образом, лоббирование представляет собой – процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо, так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность.
2. Продвижение
имиджа компании в
масс-медиа посредством лоббирования
2.1 Средства лоббирования на службе PR имиджа компании
Лоббирование, как и любая другая
деятельность, имеет в своей основе определенные
цели и средства достижения этих целей.
Как говорилось ранее в данной курсовой
работе, цель лоббистской деятельности
– продвижение интересов частного лица
в глазах государственных структур. Достижение
этих целей возможно благодаря использованию
ряда средств и методов. Современные исследователи,
в частности А.С. Ольшевский А.С.
«Чистый» лоббизм в своей работе предполагает проведение следующей работы8:
1. Поиск фактов. Лобби необходимо получать полную информацию о готовящихся законопроектах и документах, особенно тех, которые касаются работы лоббируемого субъекта. Для этого необходимо в законодательные органы производить периодические запросы на информацию, подписываться на рассылки и контролировать работу государственных структур.
2. Интерпретация действий госаппарата. Получив необходимую информацию о готовящихся законопроектах и ситуации, лоббист предсказывает законодательные события и рекомендует соответствующие действия менеджменту.
3. Интерпретация действий компании. Постоянно контактируя с сотрудниками компании и другими группами интересов, лоббист сообщает им, как относятся к законопроекту конкретные группы. Лоббисты должны быть полностью сведущими в бизнесе клиентов и в отношении организации к действиям государства.
4. Защита позиции. Наряду с представлением фактов лоббист защищает позицию клиентов.
5. Формирование паблисити. Работа со средствами массовой информации – одно из направлений работы лобби. СМИ являются мощным средством влияния на массовую общественность и могут стать решающим шагом в формировании решения по определенному законопроекту у государственных структур.
6. Поддержка корпоративных продаж. Государство нередко выступает национальным заказчиком продукции, а лоббисты служат проводниками в осуществлении продаж. Доброжелательные отношения лоббистов с государственными служащими могут служить ценной связью для ориентации бизнеса компании.
Данные направления деятельности являются основными в работе лобби. Но, как пишет И.В. Алешина, главной задачей лоббиста является инициировать процесс массовой поддержки общественно-значимого вопроса. Голос избирателей должен быть услышан законодателями и официальными лицами исполнительной власти. Т.е. в лоббировании очень важна работа со средствами массовой информации. Именно они способны сформировать общественную поддержку того или иного интереса и проголосовать за него, таким образом оказав давление на законодательную власть. Важным считается направление работы со СМИ и при лоббировании имиджа компании. СМИ, транслируя определенный образ компании, навязывает его широкой общественности, а общественность уже, в свою очередь, демонстрирует свои позиции по отношению к компании и ее деятельности государственным структурам.
Целью лоббистской деятельности считается «достижение того, чтобы в законодательных актах учитывались специфические интересы разных групп и организаций, не противоречащие интересам общества»9. Данная позиция представляет лоббирование как «чистую» деятельность, не использующую манипулятивных приемов, взяточничества и иных технологий и средств, порочащих репутацию лоббирования.
В специализированной литературе встречается такое понятие как «псевдолоббизм» описывающий деятельность, имеющую в своей основе несколько иные, чем «чистый» лоббизм, средства и методы. В книге «Негативные PR-технологии» А.С. Ольшевского и А.С. Ольшевской описаны данные средства10:
1. Посредничество между значимыми фигурами, редко встречающимися в неформальной обстановке по роду работы. «Псевдолоббист» посетит каждого, к кому его пустят. В итоге именно через него передаются «экспертные оценки перспектив», почерпнутые в ходе такого общения
2. Информирование «со стороны», «из народа». «Псевдолоббист» может рассказать, какую реакцию вызвало очередное постановление или назначение, донести сведения о последних веяниях за пределами данной элитной группы, касающихся ее, или о происходящем в других элитных группах.
3. Обобщение и анализ информации, а также распространение сделанных выводов. Вся информация, которую получает «псевдолоббист», анализируется, делаются порой весьма необычные выводы и прогнозы, которые передаются всем представителям элитной группы (возможно, в форме предостережения или непрошенного «доброго совета»).
4. Поиск информации по запросу. К «псевдолоббистам» достаточно часто обращаются с просьбой проверить какие-либо данные. В итоге, не имея реального влияния, «псевдолоббисты» играют в процессе неформальной коммуникации внутри элитных групп отнюдь не последнюю роль.