Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей функционирования маркетинга в социокультурной сфере на примере культурно-досугового центра «Октябрь». В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Рассмотреть функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
3. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
4. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого учреждения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.2 КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 8
1.3 ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ 15
2.1 ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ 15
2.2. ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ 20
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ «ДЦ «ОКТЯБРЬ» 23
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 23
3.2. АНАЛИЗ МИКРОСРЕДЫ МАРКЕТИНГА И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Таковы, в общих чертах, функции маркетинга применительно к платным услугам, оказываемым населению культурными, внешкольными и физкультурно-спортивными учреждениями.
На данном уровне рассмотрения становятся понятными и задачи маркетинга в учреждениях культуры.
Маркетологи обычно сводят эти задачи в три самостоятельные группы:
1 группа – аналитико-оценочные задачи;
2 группа – стратегические задачи;
3 группа – тактические (исполнительские) задачи.
1. Решая задачи первой группы, специалисты, прежде всего, изучают состояние рынка культурных услуг, анализируют сложившуюся ситуацию и оценивают обозримые перспективы, возможные направления развития этого рынка. Что же должно интересовать специалиста по маркетингу конкретно? Прежде всего, он должен иметь четкое представление об объеме и содержании культурных услуг, реализуемых учреждением на момент проведения анализа. Необходимо, в частности, знать, какие именно культурные услуги пользуются устойчивым спросом потребителей, какое число людей реально приобщено к культурной деятельности, как оценивают потребители предлагаемые услуги.
Не менее важно правильно выбрать рынок и произвести его оптимальную сегментацию. Выбрать рынок – это значит определить условия, в которых будут реализованы традиционные или новые для данного учреждения и его посетителей культурные услуги, установить предполагаемый объем и набор, а в целом ряде случаев – наметить место их сбыта: непосредственно в учреждении, на выезде в ходе гастролей и т.п.
Сегментация рынка напрямую связана с дифференциацией аудитории (как реальной, так и потенциальной) по возрасту, вкусам и наклонностям потребителей, роду их основной деятельности и т.п. К числу задач данной группы следует отнести и научно-техническое прогнозирование. В данном случае речь идет о точном учете материальных, людских и финансовых ресурсов, объективном расчете сил, времени и средств, необходимых для производства и реализации тех или иных культурных услуг.
Особое внимание обращается на изучение и оценку услуг, впервые или вновь вводимых в практику культурной деятельности конкретного учреждения и еще не нашедших своих покупателей. Наконец, в круг задач данной группы входит изучение конкурентов. Практика свидетельствует о недостаточном внимании работников культуры к тому, чем заняты их коллеги.
2. На
основании такого
3. В центре
задач третьей группы по праву
стоит собственно сбыт, реализация
услуг. Самая хорошая стратегия
не принесет ожидаемых
Известно, что услуги, оказываемые учреждениями культуры, исключительно разнообразны. Разумеется, гораздо проще реализовать услуги, связанные, например, с работой бильярдной или игротеки. Услуги подобного рода не персонифицированы и работникам, их оказывающим, строго говоря, безразлично, кому именно такие услуги предоставляются; главное в таких случаях выручка, доход учреждения. Когда же речь идет о массовых культурно-воспитательных акциях – театрализованных праздниках, концертах и т.д., – возникает ряд ответственных задач: написание сценария, сценографическая экспликация, собственно режиссура, материально-техническое обеспечение. В таких случаях речь идет о сбыте услуг, несущих в своей основе определенный воспитательный заряд, базирующихся на культурных интересах и потребностях различных слоев и групп населения.
Особое место занимают задачи по налаживанию и поддержанию коммуникативных связей учреждения с окружающей социально-культурной средой, а также непосредственно с группами потребителей услуг.
Таковы в общих чертах задачи маркетинга в условиях культурной деятельности. Очевиден тот факт, что в сфере культурно-досуговой деятельности не все виды маркетинговых мероприятий, описанных выше, применяются «от и до», однако следует отметить, что наилучшие результаты получаются тогда, когда все связанные с маркетингом вопросы решаются в системе, комплексно.
Построенный в 80-е года кинотеатр «Октябрь» потерял свою актуальность на сегодняшний день и был переведен в разряд культурно-досугового учреждения. В помещении центра занимаются танцевальная, вокальная группы, спортивные секции, проводятся тематические вечера, концерты, как и прежде проходят киносеансы.
Официальное наименование – «Досуговый центр «Октябрь».
Учреждение в своей деятельности преследует достижение следующих целей: духовное развитие, активный отдых и досуг населения.
Для достижения целей указанных выше, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие основные виды деятельности (предмет деятельности учреждения):
- подготовка
культурных сооружений к
- демонстрация кинофильмов;
- проведение фестивалей, смотров, концертов, выставок, дней культуры, театральных праздников;
- культурное
обслуживание трудовых
Проведем анализ по оценке деятельности культурно-досугового учреждения «Октябрь». Будем проводить анализ по следующим показателям: посещаемость (% от заполнения зала), количество концертов (не считая киносеансов), имиджевая оценка. Для этого необходимо провести опрос всех посетителей «ДЦ «Октябрь» по 10-бальной шкале. Результаты проведенного опроса приведены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты опроса посетителей
Таким образом, средняя оценка досугового центра составляет 6 баллов.
Результаты анализа культурной деятельности ДЦ «Октябрь» приведены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка деятельности «ДЦ «Октябрь» в 2008 году
Характеристика |
Количественная оценка |
Посещаемость, % от заполнения зала |
61% |
Количество концертов, шт. |
15 |
Имиджевая оценка (результаты опроса посетителей) |
6 |
Руководитель «ДЦ «Октябрь» решает организационные вопросы, вопросы финансирования, размещения, выделения средств и ресурсов.
В его подчинении находится весь состав центра: руководитель художественно-постановочной части, руководители танцевальной и вокальной групп, бухгалтер, охранник, уборщица, кассир. Она полностью занимается организацией: маркетингом, организационно - концертной деятельностью, всеми юридическими и экономическими вопросами, ведением бухгалтерии, проведением концертов и других мероприятий, участвует наряду с остальным коллективом в создание творческих проектов и творческом планировании.
При разработке программы маркетинга необходимо учитывать интересы различных групп (отделов) внутри самой организации.
Маркетинг рассматривается как взаимосвязь составляющих: товар или услуга, цена, сбыт, реклама, персонал, процесс продажи, обслуживание продажи. Влияние этих составляющих на деятельность организации существенно зависит от того, на каком рынке работает предприятие: на рынке потребительских товаров, промышленных товаров или на рынке услуг.
В этом заключается анализ микросреды маркетинга.
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Одна из концепций комплекса маркетинга (4P) включает 4 составляющих:
Товар (product) – собственно то, что вы собираетесь предложить потребителю. Именно продукт вы потом будете рекламировать, он же является причиной, по которой вы затеяли бизнес. Нужно продумать и понять, в первую очередь для себя, зачем покупателю нужен ваш товар и чем он принципиально отличается от предложений конкурентов.
Место (place) – или канал распределения. Ваш товар должен буквально пройти путь от изготовителей к потребителю. Все, кто будет в этом участвовать, и есть этот самый канал (самая простая и распространенная схема: изготовитель – оптовик – розничный торговец – потребитель).
Цена (price) – очень важно, чтобы цена вашего товара была продумана со всех точек зрения. В любом случае при ценообразовании следует учитывать не только издержки производства, но и ожидаемый уровень прибыли.
Продвижение (promotion) – этот как раз то, с помощью чего потребитель сможет узнать о вашем товаре и осознать, как же плохо ему жилось до этого. По-другому это называется маркетинговая коммуникация. Это реклама, стимулирование сбыта, PR, прямой маркетинг, информация о товаре непосредственно в торговых точках и еще ряд позиций. Обо всем этом мы также будем писать подробнее.
Рассмотрим концепцию 4Р на примере «ДЦ «Октябрь».
Продукт.
Товаром в нашем случае является репертуар досугового центра. Это мероприятия, посвященные какому-либо празднику, отчетные концерты танцевальной и вокальных групп, концерты приезжих коллективов, а также киносеансы.
Рассмотрим востребованность услуг «ДЦ «Октябрь» в нашем городе.
По степени нуждаемости в товаре или услуге выделяются следующие группы потребителей:
По эмоциональному отношению к театру выделяются сегменты:
Место (place) – или канал распределения.
В нашем случае каналами распределения являются следующие величины:
- известность выступающих коллективов, занятых в концертах,
- профессионализм режиссера-постановщика,
- популярность и новизна, показываемого кинофильма,
- место расположения досугового центра.
Таким образом, получается следующая картина.
Место расположения учреждения очень выгодное, так как «ДЦ «Октябрь» расположен в центре города, около главной площади.
Танцевальный коллектив «Ангажемент» - лауреат всероссийского фестиваля – конкурса современной хореографии «Евразия-шанс 2007» хорошо известен и любим в городе. Вокалисты также лауреаты Международного фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров».
Цена (price).
Цена на предоставляемый вид услуг является средней по городу. Тем не менее, цена на билеты не является основным критерием выбора.
Кратчайший путь к формированию конкурентного преимущества проходит через те виды деятельности, в которых предприятие зарекомендовало себя лучше всего, а соперники не обладают достаточным опытом и не смогут развиться иначе как за счет высоких затрат или в течение длительного времени. Даже если предприятие не обладает никакими преимуществами, оно должно разрабатывать свою конкурентную стратегию на основе имеющихся ресурсов и приобретенных навыков. Но прежде необходимо изучить конкурентов, их сильные и слабые стороны.
После выявления конкурентов, необходим их анализ, который поможет провести детальный анализ преимуществ и недостатков исследуемого учреждения по сравнению с непосредственными конкурентами. Это поможет понять, в чем заключается преимущество, которое можно будет подчеркнуть в рекламе, при продвижении учреждения и продаже билетов. Кроме того, зная слабые стороны, можно найти способы преодолеть их.
Продвижение (promotion).
На сегодняшний момент у театра существуют два канала распространения информации.
Первый из них - участники коллективов, которые рассказывают своим знакомым о мероприятиях и деятельности центра.
Второй – это постоянные зрители, которые распространяют информацию о досуговом центре также через своих знакомых.