Особенности маркетинга в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей функционирования маркетинга в социокультурной сфере на примере культурно-досугового центра «Октябрь». В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и значение маркетинга в сфере культуры.
2. Рассмотреть функции и задачи маркетинга в учреждениях культуры
3. Изучить основы проведения маркетингового анализа.
4. Провести анализ микросреды маркетинга и потребителей услуг исследуемого учреждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.2 КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 8
1.3 ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ 15
2.1 ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ 15
2.2. ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ 20
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ «ДЦ «ОКТЯБРЬ» 23
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 23
3.2. АНАЛИЗ МИКРОСРЕДЫ МАРКЕТИНГА И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

анализ особенностей маркетинга в учреждениях культуры.docx

— 141.78 Кб (Скачать файл)

Кроме того, потенциальными зрителями  становятся друзья, знакомые и родители воспитанников творческих коллективов «ДЦ «Октябрь».

Это говорит, о том, что у досугового центра нет специально направленных каналов распределения, которыми могут служить реклама в средствах массовой информации.

Проведем сегментацию потребителей услуг культурного учреждения.

На поведение покупателей оказывают влияние следующие основные группы факторов:

    • факторы культурного уровня (культура, социальное положение);
    • социальные факторы (семья, референтные группы);
    • факторы личного порядка (возраст, род занятий, экономическое  положение, образ жизни);
    • психологические факторы (мотивация, восприятие, усвоение,   убеждения и отношения).

Процесс принятия решения о покупке товара или услуги у потребителей протекает через ряд этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

Чтобы определить потребность в досуговом центре у жителей нашего города, необходимо также провести опрос путем анкетирования. Опрос проводился в  школах  № 1 и №7, а также в самом «ДЦ «Октябрь».

По возрастной категории зрители, приходящие в театр, расположились следующим образом (рис. 6).  

Рис. 6. Возрастные категории зрителей

По поведенческим признакам сегментации рынка классифицируют потребителей по их поведению на рынке.

По мотивам совершения покупки или услуги (поиска выгод) можно выделить следующие группы потребителей с ориентацией на:

    • низкие цены - 25%;
    • высокое качество - 30%;
    • уровень сервиса - 20%;
    • приверженность к определенному культурному учреждению - 25%.

Полная полученная характеристика зрителя, приходящего в «ДЦ «Октябрь», дана в Таблице 2.

 

Таблица 2.

Характеристика зрителей, посещающих  «ДЦ «Октябрь» г.Катав-Ивановска

Характеристика зрителей

Результат опроса

Возраст

16-45 лет

Пол

женский

Семейное положение

50/50 (есть или нет семьи)

Доход

до 10000 руб. на человека

Сфера деятельности

Образование, сфера услуг

Жилье

Большинство имеют свое жилье

Образование

Имеют или получают в данный момент

Откуда знают о театре

Большинство от знакомых


 

Каждый концерт и киносеанс имеет своего зрителя. Большой популярностью также пользуется детский репертуар –  концерты-конкурсы детских садов, новые анимационные фильмы.

Рассматривая зрителей в зависимости от расположения в зале, стоит отметить, что на первых рядах располагаются люди  среднего возраста и старше. Первые ряды зала обычно полностью заполнены. Средина зала заполняется семьями с детьми (на детских спектаклях), а также молодежью. Последние места чаще всего посещает молодежь города.  

Подведем итог. Результаты психо- и демографической сегментации таковы, что посетители досугового центра – люди в возрасте от 16 до 45, со средним доходом, высоким уровнем образования, работающие в сфере образования или услуг. Основной источник информации о центре – знакомые.

«ДЦ «Октябрь» занимает прочную среднюю позицию учреждения, предоставляющего «качественные» услуги зрителю при невысокой цене на билеты.

На основании данных анализа можно порекомендовать культурному центру следующие мероприятия для упрочения своей позиции на рынке:

1. Необходимо  провести массовую рекламную  компанию с привлечением радио, телевидения.

2. Рекомендуется  повысить уровень сервиса: организовать  буфет, а также продажу, например, книжных изданий о театре, о  проводимых спектаклях.

3. Рекомендуется  ввести абонемент на посещение  для постоянных зрителей.

Таким образом можно заключить, что «ДЦ «Октябрь» имеет достаточно сильные позиции: при относительно низком уровне цены он обладает большим спектром культурных услуг, которые могут доставить удовольствие и создать мощную конкуренцию.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура в России входит и в сферу услуг и одновременно является важным составным элементом социальной инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование общественного бытия человека.

В настоящее время на рынке продукции сферы культуры представлены организации разных организационно-правовых форм, конкурирующие друг с другом, а также создаются новые негосударственные структуры в этой сфере (культурно-информационные комплексы, театры, музеи, продюсерские центры, центры досуга, издательства, теле- и радиокомпании, киностудии).

 При  этом необходимо учитывать, что  сфера культуры характеризуется  четким разделением на организации, услуги которых пользуются спросом, например, такие, как некоторые средства  массовой информации, и те предприятия, услуги которых в настоящее  время востребованы не полностью. Поэтому при формировании целей  деятельности  предприятия культуры  представляется необходимым учет  внутренних особенностей организаций  культурной деятельности.

Отметим, что особенностью развития организаций сферы культуры является также и то, что в настоящее время функционирование предприятий  и учреждений данной сферы во многом определяется их возможностью своевременно реагировать на происходящие изменения внешней среды, и зависит это, прежде всего, от функциональной организации предприятия и базовой организационной структуры производства, что позволяет им вырабатывать адаптационные механизмы их деятельности. Именно повышение оперативности реагирования и адаптивность предприятия к происходящим изменениям существенным образом отличают его функционирование в условиях рынка от дореформенного развития.

Рыночные условия позволяют применять не только административные методы управления, сущность которых сводится к вертикальному управлению в организации, но и использовать командное мышление, что является наиболее перспективным направлением развития предприятий сферы культуры в условиях трансформации российской экономики.

Учреждения культуры в настоящее время нуждаются в применении новых современных методов управления. Поэтому административные методы управления должны претерпеть некоторые изменения, что позволит их более эффективно использовать в условиях повышения  значимости  креативного  развития организации сферы культуры. 

 Большое  значение, на наш взгляд, приобретают  в современных условиях развития  социально-психологические методы  управления, обеспечивающие наиболее  благоприятные условия для творческой  активности работников организации  сферы культуры. Именно они позволяют  расширять инновационные направления  развития организации культуры  посредством использования нематериальных  методов стимулирования достижений в сфере культуры.

Основная задача маркетинга в области социально-культурной деятельности — выявление различных типов участия людей в культурной жизни по степени активности и отслеживания изменения этих типов среди различных социальных групп и общества в целом. Данные маркетинговые исследования предполагают наличие разнообразия применяемых методов на базе стандартизации используемых понятий, показателей, шкал, составление наглядных графиков и схем. Накопленный опыт исследований показывает четкую дифференциацию культурных запросов и предпочтений населения в зависимости от ряда социально-демографических и географических признаков, что напрямую связано разделением аудитории и поведением потребителей. 

Организационные принципы проведения маркетинговых исследований в сфере культуры предопределяют ряд этапов — программирование, сбор, обработка, анализ данных, а также кооперирование проводимых исследований, с целью объединения усилий на наиболее трудоемких этапах социологического исследования, в частности, сбора и обработки информации. Чтобы обладать широким информационным полем организации должны использовать новейшие компьютерные разработки и достижения.

В целом, маркетинг в социально-культурной сфере отличается разнообразием применяемых инструментов, что дает широкие возможности организациям культуры  решать экономические и социальные задачи своей деятельности.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс,

    2002. – 312 с.

2. Амблер Т. Практический маркетинг. — СПб: Питер, 2000.

3. Волкова М. К вопросу истории теории маркетинга // Маркетинг.-2001.-№4

4. Голубков Е.П.. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг

    в  России и за рубежом, 2001. - №3. - С. 23.

5. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг

    в  России и за рубежом. - 2000. -№4.-С. 4.

6. Голубков Е.П. «Процесс маркетинговых исследований» // Маркетинг в

    России и за рубежом.- 1997. № 11,12.

7. Домнин В. Брендинг: новые технологии в России. – Спб: Питер, 2002.

8. Донова Д.А.Технологии театрального маркетинга: практический анализ

  театрального продукта и сегментов его потенциальной аудитории. –

   Справочник руководителя учреждения культуры – 2006. - № 6.

9.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М: Издательский дом

   «Вильямс», 2002.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Перевод с английского. -М.: «Росинтер»,

    1996. -704 с.

11.Крофт М. Дж. Сегментирование рынка. — СПб: Питер, 2001.

    Левшина Е.А. Почему в театре необходим отдел маркетинга? // Сцена. —

  1997.— №11.

12. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич,

    2000. – 288 с.

13. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг, Омск - 1992.

14. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2000. 

15.Попов Е. В. Актуальные вопросы маркетинга//Маркетинг.- 2000. -№1.-

     С.21.

16.Пучкова Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства //Маркетинг в

России и за рубежом -1998.-№1

17.Пучкова Е.И. Принципы и условия применения маркетинговой  

     информации учреждениями культуры// Маркетинг в России и за  рубежом

-1998.-№5

18.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – Санкт-Петербург-

     государственный университет культуры  и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 

     382 с.

19. Устав ДЦ «Октябрь»

20.Хисамутдинов С.Р. Развитие маркетинга в современных условиях.— М.:

     Изд-во «ВУЗ и школа» —2002

21.Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в

России и за рубежом - 2001.- №3

22.Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих  организаций:

     Учебное пособие/Санкт-Петербург -2003.;

23.Шекова Е. Л. К вопросу о классификации продукта сферы культуры //

Маркетинг - 2002. - №2

24.Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых 

     моделей. Монография / По  заказу НИИ культуры. — М., 1992. -188 с.

25.Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг - М.: «Сирин», 2001

26. http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-06/rukovoditel/marketing.htm

27. http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i4/a108/article.html

28. http://e-lib.gasu.ru/konf/sssk/arhive/2006/01/R_9_7.html

29. http://www.mavriz.ru/articles/2005/5/3868.html

30.  Анализ театральной аудитории на основе исследований компании Nestle (TM NESCAFE Gold®) // http://www.advertology.ru/

 

 


Информация о работе Особенности маркетинга в сфере культуры