Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:03, доклад
В данной работе описываются особенности маркетинга страховых услуг в России
Особенности маркетинга страховых услуг в России
Страхование является одним из стратегических факторов эффективного функционирования и успешного развития экономических отношений в стране. Оно позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения, способствует росту благосостояния граждан, а так же повышает инвестиционный потенциал государства.
История страхования в России очень богата и своими корнями уходят в очень далекое прошлое. В Москве находилось достаточно много страховых компаний с обширной зоной интересов, выходящих далеко за пределы московской губернии. Промышленники Москвы, которые обладали финансовыми связями с далекими регионами, где для них добывалось сырье и реализовывалась готовая продукция, очень нуждались в страховании. Владельцами страховых полисов были многие известные исторические личности, такие как Голицыны, Ростовы, Родзянко. Александр Блок, например, застраховал в Московском страховом обществе свою усадьбу в Шахматово.
В 2010 году российский страховой рынок начал восстанавливаться после кризиса, и можно было с уверенностью сказать, что у него имеется необходимый потенциал для дальнейшего роста. Кроме того, на фоне общего восстановления экономики после кризиса широкие возможности для развития получили и виды страхования (Рис.1).
Однако, несмотря на оптимистичный прогноз (Рис. 2, 3, 4) для страховой отрасли начиная с 2009 года, даже сегодня компании ощущают серьезные потребности в развитии маркетинга. Пересмотр стратегии, внутренней структуры и процессов управления рисками является важнейшим условием сохранения позиций на рынке для каждой из страховых компаний.
Рис. 1 – Виды страхования
Млрд. рублей
Рис. 2 – Динамика страховых взносов (оптимистичный прогноз)
Рис. 3 - Прогноз динамики страхового рынка (оптимистичный прогноз)
Вид страхования |
Взносы, млн рублей |
Темпы роста 2011/2010 | |
2010 |
2011 | ||
Страхование автокаско |
136118 |
156536 |
15 |
ОСАГО |
92566 |
101823 |
10 |
Добровольное медицинское страхование |
81430 |
89573 |
10 |
Страхование имущества юридических лиц он огневых и иных рисков |
55066 |
57819 |
5 |
Страхование от несчастных случаев |
31618 |
41103 |
30 |
Страхование имущества физических лиц |
25033 |
30040 |
20 |
Страхование жизни |
19726 |
22846 |
20 |
Страхование грузов |
19726 |
22685 |
20 |
Страхование строительно-монтажных рисков |
19448 |
21393 |
10 |
Страхование сельскохозяйственных рисков |
9500 |
10450 |
10 |
Страхование финансовых рисков |
8091 |
9709 |
20 |
Страхование авиационных рисков |
8728 |
9601 |
10 |
Обязательное личное страхование |
6799 |
7139 |
5 |
Страхование водного транспорта |
5243 |
5767 |
10 |
ДСАГО |
4653 |
5118 |
10 |
Страхование выезжающих за рубеж |
3338 |
3672 |
10 |
Страхование космических рисков |
2919 |
3503 |
20 |
Страхование профессиональной ответственности |
2672 |
2939 |
10 |
Страхование ответственности предприятий – источников повышенной опасности |
2312 |
2543 |
10 |
Страхование пассажиров |
2288 |
2517 |
10 |
Страхование ответственности грузоперевозчиков |
1394 |
1533 |
10 |
Страхование в рамках СРО |
915 |
1007 |
10 |
Страхование профессиональной ответственности туроператоров |
506 |
557 |
10 |
Страхование ответственности по неисполнению обязанностей по госконтракту |
2606 |
521 |
-80 |
Страхование ответственности перевозчиков |
160 |
176 |
10 |
Прочие виды страхования |
7412 |
8534 |
10 |
Всего |
549089 |
618103 |
12,6 |
Рис. 3 – Прогноз динамики страхового рынка на 2010-2011 годы (оптимистичный прогноз)
Благодаря специфике деятельности,
главной характерной
Маркетинг предполагает ряд
мероприятий, направленных на изучение
рынка и воздействие на спрос,
дабы увеличить уровень сбыта.
В качестве метода управления коммерческим
родом деятельности в сфере предоставления
страховых услуг и метода исследования
страхового рынка маркетинг появился
в начале ХХ века (70-x), то есть сравнительно
недавно.
Под услугой страхования понимают товар, продаваемый страховщиком и содержащий обязательство компенсирования возможного вреда страхователю в случае возникновения ситуации по страхованию, а страхователь, в свою очередь, осуществляет за это выплаты конкретной суммы, охарактеризованной как взнос страхования, выраженный в размере тарифа по страхованию.
На сегодняшний момент наиболее распространены два вида интерпретации маркетинга в страховании. В первом случае маркетинг выступает в роли функции сбыта, во втором - в роли управленческой функции, подразумевая ценообразование, планирование, реализацию рекламы, аквизицию и т.д.
Исследование и оценка деятельности страховых компаний России в рамках экономики рыночного типа свидетельствует о том, что значительная часть ряда маркетинговых направления и функций является общей для деятельности различных страховых организаций. Сюда входят:
ориентация СК на рыночную конъюнктуру,
максимальная степень адаптированности разрабатываемого комплекса правил и условий страхового обеспечения к обособленным вида страховых услуг, а так же потенциальным интересам в этой области, представленным в виде космического, уфологического, экологического, инфляционного и других. Таким образом, процесс маркетинга можно свести к двум функциям, подразумевающим формирование спроса на услуги в сфере страхования и осуществление удовлетворения интересов страхования.
В рамках экономической теории понятие формирования спроса понимается как целенаправленное осознанное осуществление воздействия на потенциальную клиентуру в целях увеличения спроса. В данных целях СК используют целенаправленную рекламу, метод дифференциации тарифов на предоставление услуг страхования, организуют выставки, всевозможные презентации, осуществляя предложение своих услуг в комплексе различных форм технического, совместного торгового, юридического обслуживания.
Характеристика стратегии
и тактики маркетинга предполагает
осуществление завладением
Реализация удовлетворения
интересов страхования
Культура в области страхового обеспечения в момент обслуживания начинает проявляться с момента встречи и начала беседы сотрудника СК с потенциальным потребителем, в процессе заключения и оформления договора о купле-продаже полиса страхования.
Основ ным принципом преобладающей части СК выступает отношение к посетителю как к потенциальному клиенту.
Тем не менее, нельзя забывать
и о том, что высокий уровень
обслуживания, бесспорно требует соответствующих
немалых расходов.
В случае снижения спроса на услуги страхования,
маркетинговая служба занимается выявлением
причин и принятием соответствующих мер
на их устранение. К подобным мерам относят
совершенствование имиджа СК, осуществление
пересмотра размера тарифов, улучшение
качества сервиса и др.
В силу того, что одним из главных принципов деятельности маркетинговой службы является реализация купли-продажи полисов страхования и содействующий этому промоушн, маркетингу необходимо быть в курсе следующего перечня знаний:
Таким образом, оценивая сложившуюся
на рынке услуг ситуацию, маркетингом
должно учитываться количество региональных
действующих страховых
При оценке потенциального поля страхования, предполагающего оптимальное количество объектов, например, автотранспорта, дач и т.п., способного быть охвачено системой страхования, маркетинговая служба должна установить социо-демографические, экономические и психологические региональные особенности. Кроме того, в область выяснения попадает уточнение семейного дохода, количества детей, детей школьного возраста, численности ожидаемых бракосочетаний и т. д. В силу этого, маркетинг подразумевает собой осуществление учета сложившегося уровня спроса на услуги страхования, и его формирование обособленных отраслях страхования, таких, как имущественное, личное, автогражданское и т.д.
Одной из составных частей маркетинговой деятельности является проведение социо-демографических и социальных опросов, которое может осуществляться в сплошном, выборочном порядке, посредством анкетирования или устного опроса.
Система маркетинговой организации
представляет сбой структурное управление
деятельностью маркетинга с установлением
подчиненности и
На сегодняшний момент в большинстве развивающихся государств создаются маркетинговые системы, предполагающие собою наличие информации на основе техники вычислительного типа и автоматизированных мест деятельности в сочетании с применением всевозможных экономико-статистических и экономико-математических методов. Россия не исключение. Основываясь на обработанной информации создается научно обоснованный концепт учета и анализа потребительских требований, в соответствии с чем создается система сбыта.
Исходя из исследований ряда ведущих экономистов в сфере предоставления страховых услуг, определяется традиционный тип разделения СК на отделы, функциональные управления ит. д. не всегда соответствует роду требований, предъявленных к СК современными методами управления. Исходя из этого предложено производить модификации служб СК посредством системы «оперативной цели», характеризующиеся своей направленностью на продажу полисов страхования с преобладанием центра координирования в руках маркетинговой службы. При этом, среди основных функций маркетинга должны выделяться:
- Изучение рынка услуг страхования;
- Осуществление рекламы в сфере страхования;
- Реализация организационно-массовых работ по аквизиции полисов страхования.
Таким образом, маркетинговая
служба должна обеспечивать проведение
сбора, обработки, анализа информации
о положении страхового рынка, состоянии
спроса на его услуги, регулирование
соотношения спроса и предложения
посредством прогнозирования
Наиболее ответственным и значимым направлением в маркетинге является определение рынка страхования, осуществляемое за счет анализа спроса и мотивации в страховании. Среди направлений сферы маркетинга в страховании наиболее важным выступает определение рынка услуг в страховом обеспечении, анализ и изучение которого следует начинать с определения
- Мест спроса на услуги страхования;
- Мотивации интересов в страховом обеспечении;
-Уровня удовлетворенности данного спроса со стороны конкурирующих компаний.
Определение вероятного спроса
на услуги рынка страхования следует
начинать с анализа местного рынка
услуг, далее на региональном, областном,
государственном и
В основу деятельности маркетинговой службы входит так же
- Прогнозирование рыночной конъюнктуры;
- Анализ потенциала конкурентов.
Рыночная конъюнктура
подразумевает под собой ряд
взаимосвязанных условий и
Основываясь на полученных
при аналитико-прогностической
Учитывая все выше перечисленное можно сказать, что маркетинг страховщика включает в себя следующие основные элементы:
Информация о работе Особенности маркетинга страховых услуг в России