Особенности функционирования местного самоуправления в Российской Федерации как факторы неравновесности управленческой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в различных государственных органах исполнительной и законодательной власти, а также научных учреждениях Российской Федерации активно прорабатываются вопросы совершенствования механизмов государственного управления социально-экономическим развитием территорий в части взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, администраций муниципальных образований. Исследование путей совершенствования системы государственного управления в контексте повышения результативности действий всех уровней власти (а), эффективности использования федеральных, региональных и местных ресурсов (б), «прозрачности» системы государственного и муниципального финансирования (в) имеет своей конечной целью формирование в стране системы управления, ориентированной, прежде всего, на конечные общественно значимые результаты.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.docx

— 91.72 Кб (Скачать файл)

22) создание условий для деятельности  учреждений культуры в муниципальном  образовании;

23) сохранение памятников истории  и культуры, находящихся в муниципальной  собственности;

24) организация и содержание  муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности  средств массовой информации  муниципального образования;

26) создание условий для организации  зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития  физической культуры и спорта  в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки  и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей  среды на территории муниципального  образования;

30) обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном  образовании, организация муниципальной  пожарной службы.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность  в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому  не допускается. Положения данного  Федерального закона в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Муниципальное образование имеет  Устав, в котором указываются:

1) границы и состав территории  муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся  к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии  непосредственного участия населения  в решении вопросов местного  значения;

4) структура и порядок формирования  органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия  выборных, других органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов  представительных органов местного  самоуправления, членов других выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления  в силу нормативных правовых  актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия  населением или досрочного прекращения  полномочий выборных органов  местного самоуправления и выборных  должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии  депутатов, членов других выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления, основания и порядок  прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных  лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации  муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая  основа осуществления местного  самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью;

Устав муниципального образования  разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно. Устав  принимается представительным органом  местного самоуправления или населением непосредственно.

Устав муниципального образования  подлежит государственной регистрации  в порядке, установленном законом  субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  обязаны создавать необходимые  правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления  и развития местного самоуправления, и оказывают содействие населению  в осуществлении права на местное  самоуправление (ст.9).

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции (ст.11).

К органам местного самоуправления относятся:

1. Выборные органы, образуемые в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, законами субъектов Российской  Федерации, уставами муниципальных  образований.

2. Другие органы, образуемые в  соответствии с уставами муниципальных  образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований  является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований  собственной компетенцией в решении  вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и  государственными должностными лицами не допускается. Структура органов  местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2.2.3 Формы осуществления  местного самоуправления

К формам осуществления местного самоуправления относится:

1. Формы непосредственной демократии: местный референдум, выборы органов  местного самоуправления и должностных  лиц органов местного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц;  собрания, сходы граждан; митинги;  демонстрации; шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления.

2. Формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления  и выборные должностные лица.

3. Местное самоуправление осуществляется  также через исполнительные органы.

Местный референдум - это осуществляемое в пределах муниципального образования  посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих  в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный  референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов  РФ, уставами муниципальных образований.

Местные референдумы можно разделить  на две группы:

· Обязательный референдум. Под обязательным референдумом следует понимать местный  референдум, результатом которого является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. В соответствии со ст.61 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, принятого 5 сентября 1997года (в ред.30.03.1999), решение, принятое на референдуме в РФ, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

· Консультативный референдум. В  отличие от обязательного консультативный  референдум, не имеет такого широкого распространения. Нормы о консультативном  референдуме имеются лишь в отдельных  законах о местном референдуме  и местном самоуправлении субъектов  РФ.

Принципы проведения местных референдумов установлены Конституцией РФ, Федеральными законами “Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ”, “ Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  РФ”. В соответствии со ст.3 Федерального закона “ Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  РФ”, принятого Государственной  Думой 5 сентября 1997 года (в ред.30.03.1999), гражданин РФ участвует в референдуме  на основе всеобщего равного и  прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина в  референдуме является свободным  и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан  с целью принудить их к участию  или неучастию в референдумах, а также на их свободное волеизъявление. Закон в ст.5 закрепляет за всеми  гражданами равное право на участие  в референдуме. Учтены в законе принципы гласности и законности.

Второй важнейшей формой непосредственного  волеизъявления граждан являются выборы органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления. Выборы в системе местного самоуправления предназначены для формирования органов местного самоуправления и  избрания должностных лиц местного самоуправления. Участие граждан, проживающих  на территории муниципального образования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства. Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа сограждан, избиратель участвуют в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого гражданина и судьба муниципального образования в целом. Качественный состав представительных органов зависит как от выбора избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводятся выборы. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных выборов.

Отзыв выборных лиц местного самоуправления является одной из форм прямого волеизъявления граждан. Наличие института отзыва депутата, другого выборного должностного лица местного самоуправления повышает ответственность каждого из них  перед избирателями за порученное дело. Основанием отзыва депутатов, как правило, является невыполнение своих депутатских  обязанностей, нарушение законодательства, устава муниципального образования, совершение действий недостойных звания депутата, игнорирование законных интересов  граждан.

В муниципальном образовании для  решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан (ст.24). Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и  изменения его решений, пределы  его компетенции устанавливаются  уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации.

Население в соответствии с уставом  муниципального образования имеет  право на правотворческую инициативу (ст.25) в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным  лицам местного самоуправления (ст.26).

Органы местного самоуправления и  должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений  граждан в течение одного месяца.

Территориальное общественное самоуправление (ст.27) - это самоорганизация граждан  по месту их жительства на части  территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления  собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно  населением или через создаваемые  им органы территориального общественного  самоуправления.

Наряду с предусмотренными настоящим  Федеральным законом формами  участия населения в осуществлении  местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении  местного самоуправления в иных формах (ч.2 ст.27), не противоречащих Конституции  Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

2.2.4 Правовые акты местного  самоуправления

Правовые акты являются важнейшим средством осуществления задач и целей, поставленных перед местным самоуправлением, одной из основных форм управленческой деятельности в системе местного самоуправления. Правовые акты - это управленческие решения.

В системе местного самоуправления они обладают рядом признаков:

1. Они принимаются при осуществлении  функций и полномочий субъектами  муниципального права. Таковыми  являются сообщества граждан,  принимающих решения на местном  референдуме, сходе, органы и  должностные лица местного самоуправления.

2. Все правовые акты, принимаемые  в системе местного самоуправления, носят подзаконный характер, то  есть они должны соответствовать  действующим законам.

3. Правовые акты имеют официальный  характер в силу того, что выражают  волю граждан муниципального  образования или волю органа  местного самоуправления, должностного  лица и влекут юридические  последствия.

4. Решения субъектов муниципального  права становится правовым актом  при условии соблюдения процедуры  его принятия и надлежащего  оформления.

Правовые акты, принимаемые в  системе местного самоуправления, можно  разделить на два вида.

· К первому можно отнести  решения, принимаемые населением на местном референдуме, на собрании или  на сходе. Например, путем референдума  в 1993 году принята Конституция РФ, которая является основным законом  страны.

· Ко второму виду относятся правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления.

В свою очередь правовые акты второй группы подразделяются на две группы: нормативные правовые акты - это  акты, устанавливающие общеобязательные правила, и, индивидуальные, касающиеся только конкретных отношений либо определенных лиц.

Нормативные правовые акты органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления действуют  на всей территории муниципального образования. Они рассчитаны на многократное применение. Индивидуальные правовые акты могут распространяться на конкретных лиц. К ним можно отнести решения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Эти акты дают, изменяют, прекращают правоотношения.

Нормативные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления и  должностными лицами, не должны противоречить  Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента, постановлениям Правительства, законам субъектов РФ, уставу муниципального образования. В случае несоответствия нормативных правовых актов Конституции  РФ или другим законодательным актам  они могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, а также признаны недействительными  по решению суда. Процесс принятия нормативно правового акта местного самоуправления или должностным  лицом местного самоуправления можно  разделить на четыре стадии:

Информация о работе Особенности функционирования местного самоуправления в Российской Федерации как факторы неравновесности управленческой системы