Оценка конкурентосбособности товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
3) Проанализировать работы зарубежных и отечественных авторов по вопросам принятия решения о конкурентоспособности продукции

Содержание

Введение 3
1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем рынке 5
2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 7
3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 15
4. Анализ работы зарубежных и отечественных авторов по вопросам принятия решения о конкурентоспособности продукции 18
Заключение 20
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг

 

Как уже отмечалось, в конкурентной политике относительно товара принимаются  во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

  • Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
  • Отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
  • Найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
  • Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение конкуренции  под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса  подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и  перспективной конкурентоспособности  товара, принимается решение о  дальнейшей производственно-сбытовой политике:

 

  • Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;
  • Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;
  • Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;
  • Приступить ли к поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ работы зарубежных  и отечественных авторов по  вопросам принятия решения о  конкурентоспособности продукции

 

 

Современная литература дает множество  определений понятия «конкурентоспособность продукции». Из анализа этих источников следует, что конкурентоспособность является понятием относительным и проявляется в результате сравнения комплекса показателей, характеризующих степень удовлетворения потребностей личности и общества. Фактически это проявление качества продукции в условиях рыночных отношений, которое включает технический уровень и экономический эффект и определяется способностью быть проданной на конкретном рынке с наибольшей выгодой для предприятия.

Ряд зарубежных авторов предлагает свои варианты технологии принятия решений, которые могут использоваться при решении вопроса о конкурентоспособности продукции. Например, Г.Х. Гуд и Р.Э. Макол считают, что содержание этапов решения этой задачи могут изменяться в зависимости от характера ситуации и в общем случае предлагают пять этапов. Т.Л. Саати, предлагает использовать методологию исследования операций и подразделяет весь процесс на три стадии: уяснение поставленной задачи; исследование; действия но результатам исследования. Известный специалист по системному анализу С.Л. Оптнер  рекомендует принимать следующий порядок действий в процессе принятия решения: сформулировать проблему; исследовать проблему; решать проблему. С. Янг рассматривает процесс формирования решений в организации как последовательность из десяти этапов, в результате осуществления которой вырабатывается эффективное решение проблем.

Отечественные авторы также предложили свои варианты технологии принятия решений. Например, профессор Ю.М. Осипов и его ученики С.Н. Быков, А.А. Григорьева и др. предложили трехэтапный процесс принятия решений.

Решение проблем - это процесс, ибо  речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, что связано с ними проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов.

Характерной чертой процесса принятия решений о конкурентоспособности является непрерывность. Данный процесс начинается с обнаружения несоответствия фактического состояния управляемого объекта заданному и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать. Анализ указанных выше источников привел к выводу о том, что процесс принятия решения о производстве продукции, т.е. мониторинг конкурентоспособности наукоемкой продукции, целесообразно осуществлять и шесть этапов: диагностика проблем, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявление альтернатив, оценка альтернатив, окончательный выбор и установление обратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели процесс  оценки конкурентоспособности товаров  и услуг на внутреннем рынке. Безусловно, наш анализ неполон в силу ряда обстоятельств. Вместе с тем, мы выполнили  задачи, которые были поставлены перед нами.

Мы рассмотрели и проанализировали такие понятия, как конкурентоспособность товаров и какие факторы на нее влияют.

Также мы убедились, что на конкурентоспособность товаров оказывают влияние многие факторы и на первом месте цена и качество. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции. Цена - денежное выражение стоимости товара, включающее в себя качество товара, а качество, в свою очередь, включает в себя издержка производства, технологический уровень производства, квалификацию персонала и многие другие факторы.

При разработке стратегии повышения  качества товара следует учитывать  изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.

Из проделанной нами работы мы выявили, что на качество товаров влияют такие  группы факторов как внешние и внутренние. Внешние, так же как и внутренние факторы, самым существенным образом влияют на качество выпускаемой продукции и поэтому необходимо, чтобы показатели качества отвечали следующим основным требованиям:

  • способствовали планомерному повышению эффективности производства;
  • учитывали современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;
  • были стабильными;
  • характеризовали все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Новейший подход к стратегии  предпринимательства заключается  в понимании того, что качество является самым эффективным средством  удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижением издержек производства.

Вышеприведенный анализ показывает, что экономический спад в России является следствием низкой конкурентоспособности  российской промышленности. В свою очередь, причинами низкой конкурентоспособности  промышленных предприятий России являются не столько технологические проблемы или отсутствие источников финансирования, сколько низкая эффективность менеджмента предприятий, а также негативное воздействие на отечественных товаропроизводителей существующего налогового законодательства и таможенного регулирования и низкая эффективность мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. Разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Глухов А. Оценка конкурентоспособности  товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. - 2003.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые  исследования: теория, практика, методология»  «Финпресс» М., 2002.

3.Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. “Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление”. - М: Внешторгиздат,2001.

4. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М., 2001.

5. Журнал « Маркетинг» №2, 2009.

6. Международный профессиональный журнал « Маркетолог» , №9, 2007.

 

 

 


Информация о работе Оценка конкурентосбособности товаров и услуг