Поведение потребителей на примере ООО "М-Видео"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование внешних и внутренних факторов, влияющих на поведения потребителя.
Исходя из цели, можно выделить задачи исследования:
- изучить теоретические основы покупательского поведения потребителей;
- провести анализ покупательского поведения потребителей;
- предложить рекомендации по совершенствованию работы с потребителями на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение.......................................................................................3
1 Теоретические основы изучения покупательского поведения
потребителей.................................................................................5
1.1 Характер поведения потребителей и его основные категории................5
1.2 Методы исследования поведения потребителей.................................8
1.3 Факторы внешнего и внутреннего влияния на поведение потребителей..11
2 Анализ покупательского поведения потребителей на примере компании
ООО «М-Видео»...........................................................................14
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании ООО «М-
Видео»........................................................................................14
2.2 Анализ конкурентов бытовой техники ООО «М-Видео»...................16
2.3 Исследование потребностей покупателей бытовой техники в ООО «М-
Видео»......................................................................................20
3 Разработка рекомендаций по работе с потребителями в компании «М-
Видео»........................................................................................25
3.1 Совершенствование маркетинговой стратегии предприятия ООО «М-
Видео»........................................................................................25
3.2 Рекомендации по повышению числа покупателей и их удовлетворенности
товаром ООО «М-Видео»................................................................25
Заключение..................................................................................28
Список использованных источников...................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Поведение потребителей.docx

— 409.02 Кб (Скачать файл)

Из таблицы 4 видно, что  на предприятии ООО «М-Видео» за период 2009-2011гг произошло сокращение выручки от продажи на 36,9 %. Себестоимость  проданной продукции в 2009г составляла 13840 тыс.руб., к 2011г данный показатель сократился до 10763 тыс.руб., т.е. сокращение себестоимости составило 22,2 %.

Несмотря на снижение выручки, прибыль предприятия значительно  выросла - больше чем в 3 раза и на 31 декабря 2011г составляла 1045 тыс.руб. Это изменение вызвано, в первую очередь, сокращением себестоимости.

Среднегодовая стоимость  ОПФ сократилась с 2244 тыс.руб. в 2009г до 76 тыс.руб. в 2011г. Это связано с продажей склада.

Среднегодовая численность  работников за исследуемый период увеличилась  на 10 человек.

В таблице 5 представлено имущество  предприятия, которое состоит из основных фондов и оборотных средств.

 

Таблица 5 - Состав и структура активов ООО «М-Видео» на конец

года

Статьи активов

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откло

нение

(+,-)

с. б. тр

в % к итогу.

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

1.Внеоборотные активы, в  том числе:

2539

27,7

2275

21,1

76

1,1

-2463

- основные средства

2244

24,5

1980

18,3

76

1,1

-2168

- незавершенное строительство

295

3,2

295

2,8

-

-

-295

2.Оборотные активы, в том  числе:

6632

72,3

8539

78,9

6628

98,9

-4


 

 

 

Как следует из таблицы, в  исследуемом периоде на предприятии  значительно снизилась сумма  внеоборотных активов - на 2463 тыс.руб. При этом сокращение произошло за счет сокращении стоимости ОПФ, вызванного продажей склада. На 2695 тыс.руб. сократился показатель незавершенного строительства.

Оборотные активы в общей  сумме практически не изменились. В структуре оборотных активов  увеличилась доля запасов с 5245 тыс.руб.в 2009г до 5464 тыс.руб. в 2011г., денежные средства увеличились на 32 тыс.руб., дебиторская задолженность - на 74 тыс.руб.

Для анализа финансового  состояния предприятия не достаточно только анализа активов. Необходимо также провести анализ пассивов исследуемого предприятия. Пассивы исследуемого предприятия ООО «М-Видео» имеют  следующую динамику, которая показана в таблице 6.

 

Таблица 6 - Состав и структура пассивов ООО «М-Видео» на конец

года

 

 

 

 

 

На основании данных таблицы 6 можно сделать выводы, что на предприятии произошло увеличение капитала и резервов на 796 тыс.руб., постоянно растет сумма нераспределенной прибыли, что ведет к росту общей суммы капитала. Уставный капитал остался неизменным.

Значительно снизились краткосрочные  обязательства. За период 20092011г. это  изменение составило 4060 тыс.руб.

При сокращении кредиторской задолженности, значительно увеличились  долгосрочные обязательства, в частности, займы и кредиты. Если их размер 2009 г. составлял 4520 тыс.руб., то к 2011г этот показатель увеличился до 5317 тыс.руб.

Таким образом, можно сделать  вывод, что на предприятии ООО «М-Видео» ежегодно растет сумма прибыли, причем за счет сокращения себестоимости, сократилась стоимость основных средств, краткосрочная кредиторская задолженность. При этом произошло увеличение суммы долгосрочных кредитов и займов.

2.2 Анализ конкурентов  бытовой техники ООО «М-Видео»

С целью проведения анализа  рассмотрим конкурентную среду ООО «М-Видео».

В маркетинговую политику ООО «М-Видео» входит ценовая, товарная, сбытовая политика, и политика продвижения товара на рынке.

Управление маркетингом  в ООО «М-Видео» осуществляет действующий  на предприятии отдел маркетинга. Он планирует объемы продаж, разрабатывает  сбытовую политику, ценовую стратегию, которая включает в себя способы, формы и методы расчетов с покупателями.

На рынке бытовой и  цифровой техники г. Оренбурга осуществляют свою деятельность следующие крупные  компании: «Эльдорадо» «Эксперт», «Техносила».

Рассмотрим ассортимент  продукции, представленный различными

компаниями, реализующими бытовую  и цифровую технику.

 

Таблица 7 - Товарный ассортимент магазинов г. Оренбурга, осуществляющих продажу электроники  и цифровой техники, по группам товаров

Наименование магазина

Ассортимент

М-Видео

Крупная и мелкая бытовая  техника, аудио и видеотехника, компьютеры и оргтехника, фотоаппараты

Техносила

Крупная и мелкая бытовая  техника, аудио и видеотехника, фототехника

Эльдорадо

Крупная и мелкая бытовая  техника, аудио и видеотехника, фототехника, компьютеры и оргтехника

Эксперт

Крупная и мелкая бытовая  техника, аудио и видеотехника, фототехника, спец техника, климатические системы


 

Как показал анализ таблицы 7, во всех магазинах товарный ассортимент  представлен одними и теми же товарными  группами.

Это влечет за собой высокую  конкуренцию. И каждый из магазинов  должен разрабатывать ряд мероприятий, чтобы привлечь покупателей именно в свой магазин. К примеру, каждый магазин проводит акции, распродажи, делает скидки на разные группы товаров.

Определим долю рынка «М-Видео» и его основных конкурентов на основании выручки от продаж, которая  представлена на рисунке 2.

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Доля на рынке продаж основных магазинов

 

Анализируя рисунок 2, можно  сделать вывод, что предприятие  ООО «М-Видео» занимает лидирующую позицию на рынке бытовой техники, доля продаж составляет 36%. Незначительно  отстает от лидера магазин «Эльдорадо» -32%. Замыкает тройку лидеров магазин  «Эксперт», его доля-16% на рынке бытовой  техники.

Выделим основные факторы, которые  влияют на изменение прибыли от продаж. К ним можно отнести:

-    изменение объемов продаж;

-    изменение цен на продукцию;

-    изменение себестоимости единицы продукции.

Все выше перечисленные крупные  компании, работающие на рынке бытовой  техники г. Оренбурга, имеют схожие товары и сбытовые системы.

Завершаем исследования SWOT - анализом, полученные выводы занесем  в таблицу 8.

 

Таблица 8 - SWOT-анализ ООО «М-Видео»

Сильные стороны:

-    высокая значимость для потребителей

-    поддержка со стороны государства

-    удешевление стоимости товара за счет применения гибких систем скидок

-    наличие сертификатов качества

-    - развитый товарный бренд

Слабые стороны:

-    недостаточное качество товаров

-    не готовность квалифицированного персонала к изменениям на рынке

Возможности:

-расширение ассортимента

-    налаживание отношения с дилерами

-    четкое позиционирование продукта

-    улучшение рекламных мероприятий

Угрозы:

-    обострение конкуренции со стороны поставщиков-производителей

-    появление новых конкурентов

-    изменение вкусов и потребностей потребителей

-    общий экономический спад

-    ужесточение стандартов


 

Таким образом, по данным SWOT-анализа  ООО «М-Видео» можно сделать следующие  выводы:

1.    Маркетинговая служба ООО «М-Видео» работает над развитием товарного бренда.

2.    Руководство ООО «М-Видео» понимает необходимость постоянной деятельности по продвижению товара путем использования различных видов рекламы, и проводит активную рекламную кампанию.

3.    Специалисты могут закупать качественный товар, отвечающий ожиданиям покупателей.

4.    Покупатели опасаются отечественных предприятий- производителей, т.к. продукция может быть низкого качества.

На основании проведенного SWOT-анализа внутренней среды ООО «М-Видео» можно сделать следующие выводы:

1.    Сильные стороны предприятия:

-    постоянное обновление ассортимента. Удельный вес новой продукции в общем объеме реализации составляет более 45 %;

-    поддержание соотношения «цена-качество» на оптимальном уровне благодаря действующей на предприятии системе менеджмента качества;

-    высококвалифицированный персонал;

-    наличие собственного транспорта для организации доставки товаров.

2.    Слабые стороны предприятия:

-    невысокий удельный вес на рынке;

-    зависимость от многочисленных поставщиков товаров;

3.    Возможности:

-    повышение спроса на товары, расширение торговых площадей.

-    открытие новых магазинов.

4.    Угрозы:

-    наличие сильных конкурентов на основных рынках сбыта;

-    отсутствие конкуренции среди поставщиков товаров.

Таким образом, на основании  проведенного анализа можно сделать  выводы, что в ООО «М-Видео» управление маркетингом осуществляет отдел  маркетинга под руководством коммерческого  директора. Он занимается планированием  и осуществлением сбыта, разработкой  наиболее эффективной сбытовой политики, главным составным элементом  которой является ценовая стратегия, включающая в себя методы и формы  расчетов с потребителями.

ООО «М-Видео» на протяжении исследуемого периода успешно сохранял свою рыночную долю, а в 2011 году она  составила 28,37 %. Серьезную конкуренцию  по рыночной доле исследуемому магазину может составить такая компания как «Эльдорадо», рыночная доля которой  за 2011 год составила 25,3 %. Ассортимент  товаров ООО «М-Видео» рассчитан  на разные социальные группы населения, с разным уровнем дохода.

2.3 Исследование  потребностей покупательского поведения  бытовой техники в ООО «М-Видео»

Покупателями предприятия  ООО «М-Видео» является население  г. Оренбурга и Оренбургской области. Деятельность ООО «М-Видео ориентирована  на продажу населению бытовой  и цифровой техники различных  ценовых категорий.

Порядок обслуживания покупателей  в ООО «М-Видео» происходит следующим  образом:

1.    Покупатель выбирает товар в торговом зале с помощью квалифицированных продавцов - консультантов.

2.    Продавец выбивает товарный чек, с этим чеком покупатель оплачивает выбранный товар на кассе.

3.    Покупатель получает свой товар в отделе выдачи товаров, предъявив работнику оплаченный чек.

ООО «М-Видео» проводит сегментацию  рынка по группам потребителей, так  как считает ее наиболее универсальной. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, зависит успех  фирмы в конкурентной борьбе.

Разобьем сегмент рынка  по группам потребителей на подгруппы:

1) преуспевающие клиенты  - для этой группы потребителей  ООО «М-Видео» предлагает дорогостоящие  холодильники и стиральные машины, 3D

-телевизоры, цифровые фото  и видео камеры, что особенно  актуально для обеспеченных семей.  Здесь предлагается товар высокого  качества, в основном импортный;

2)    клиенты со средним доходом - в основном молодые семьи-наибольший удельный вес которых составляет 60,5%.Для этой группы потребителей подходит практически все товары ассортиментного перечня (холодильники, телевизоры, стиральные машины среднего класса, а также мелкая бытовая техника - пылесосы, чайники, микроволновые печи и др.) ;

3)    клиенты с низким доходом - ООО «М-Видео» не оставило без внимания и эту группу потребителей; в настоящее время, характеризующееся спадом производства и потребления, низким уровнем жизни, эта группа достаточно велика. Каждая семья старается по мере возможности благоустроить свой быт, и ООО «М-Видео» планирует удовлетворить запросы и этой группы населения.

Проведем анализ покупателей  ООО «М-Видео» по возрастным категориям.

На рисунке 3 представлена диаграмма, на которой выделены сегменты в соответствии с возрастом обслуживаемого населения.

 

 

 

Рисунок 3 - Выделение  сегментов в соответствии с возрастом  покупателей

 

Итак, как оказалось наименее обслуживаемый данной сетью магазинов  возраст покупателей - это возраст  от 16 до19 лет, далее идет возраст  от 20 до 25 лет, и основными покупателями ООО «М-Видео» являются люди в возрасте от 27 до 54 лет.

С целью исследования удовлетворенности  покупателей товаром магазина ООО «М-Видео» было проведено анкетирование жителей города Оренбурга.

На улицах города был проведен опрос 100 человек, посетителей магазина. Вопросы анкеты представлены в приложении.

Проведем анализ полученных результатов.

На вопрос 1: Часто ли Вы покупаете бытовую технику и  электронику, 58 % опрошенных ответили, что редко, 11 % - часто и 31 % опрошенных не

совершают таких покупок, но планируют их совершить в ближайшем  будущем.

 

 

 

Рисунок 4 - Результаты ответа на первый вопрос анкеты

 

На второй вопрос практически  все покупатели (98 % опрошенных) ответили, что «М-Видео». Но ответ очевиден, так как опрашивались посетители именно этого магазина.

На третий вопрос большинство  опрошенных - 73 % ответили, что выбирают бытовую технику и электронику на основании соотношения «цена

- качество». Остальная часть - 27 % опрошенных утверждают, что отдают предпочтение известным торговым маркам и выбирают только среди них.

Информация о работе Поведение потребителей на примере ООО "М-Видео"