Понятие и условие возникновения конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 23:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблема конкуренции и конкурентоспособности одна из стариннейших тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало. Радикальный прорыв в этой области связан с именем одного человека, ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. -профессор Гарварда и известнейший бизнес-консультант.

Содержание

Введение
1.Понятие и условие возникновения конкуренции…………………………..
1.1.Функции конкуренции……………………………………………………
2.Оценка конкурентоспособности…………………………………………….
2.1.Понятие конкурентоспособности……………………………………….
3.Основы теории конкурентного преимущества…………………………….
3.1.Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования………………….................................

Вложенные файлы: 1 файл

НАЧАЛО КОНКУРА НЕ МОЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1.Понятие и  условие возникновения конкуренции…………………………..

   1.1.Функции  конкуренции…………………………………………………

2.Оценка конкурентоспособности…………………………………………….

   2.1.Понятие  конкурентоспособности……………………………………….

3.Основы теории  конкурентного преимущества…………………………….

   3.1.Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования………………….................................

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема конкуренции  и конкурентоспособности одна из стариннейших тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало. Радикальный прорыв в этой области связан с именем одного человека, ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. -профессор Гарварда и известнейший бизнес-консультант.

Конкуренция - это  состязание между производителями  товаров, а в общем случае - между  любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров  с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

Основной целью  хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение  конкурентоспособности товаров  или оказываемых услуг, так как  от этого напрямую зависит финансовое благосостояние организации. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом организации подразумевается как реальная, так и потенциальная способность организации разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.

В настоящее  время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации  осваивают новые виды услуг, новые  формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ, конкурентоспособности  и понятия «конкуренция» с развитием экономических теорий, показать какую роль играет  конкурентоспособность в рыночных отношениях.

Задачами в  моей работе является рассмотрение следующих  вопросов: что такое конкуренция, какие функции выполняет конкурентоспособность и какие конкурентные преимущества в рыночных отношениях.

 

 

 

 

1. Понятие и условия возникновения конкуренции

Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться),борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

 Но понятие  конкуренции настолько многозначно,  что оно не охватывается каким-либо  универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

         Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

         Конкуренция относится к неконтролируемым  факторам, которые воздействуют  на деятельность организации и которые не могут управляться организацией.

 Конкуренция – соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Такое столкновение неизбежно  и порождается объективными условиями:  полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

 -Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

 -Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

 -Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.)

-Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Конкуренция выполняет в  рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать  интересы потребителя, а значит, и  интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить. Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию НТП.

        Основные условия возникновения конкуренции:

1. полная хозяйственная  обособленность каждого товаропроизводителя;

2. полная зависимость  товаропроизводителя от конъюнктуры  рынка;

3. противостояние всем  другим товаропроизводителям в  борьбе за покупательский спрос.

   1.1.Конкуренция на рынке имеет свои функции:

1)Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется функцией размещения.

  2)Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества.

  3)Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

  4)Конкуренция является инструментом, которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Т. е. конкуренция обладает контролирующей функцией.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению  спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.    Конкуренция стимулирует НТП и повышение эффективности производства. Т.к. конкуренция служит «уравнителем» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники.

При противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество  мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь. Важная роль конкуренции в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять:

 Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, также осуществление оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

 -Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

- В-третьих, конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения.

 

       2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ

 С конкуренцией  неразрывно связана конкурентоспособность  (КСП) товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения КСП не существует. Обычно под КСП понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей.

 Важнейший  показатель КСП экономического  объекта любого уровня – наличие  у него конкурентных преимуществ,  т.е. качеств, которые отсутствуют  или менее выражены у соперников.

 КСП фирмы  (предприятия) – это возможность  эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

   

 

 

 

 

  2.1.ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ

   Конкурентоспособность – это сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

 Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента.

Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:

а) качество производимой продукции определяется новейшими  технологиями и квалифицированным  персоналом;

б) профессионализмом  директората;

в) низкой себестоимостью;

г) реклама (прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением).

Комплекс конкурентоспособности  товара состоит из трех групп элементов:

1) технические  параметры наиболее жесткие. По  ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты и т. д.) и эргономические показатели.

2) экономические  параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт и т. д. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

3) социально  – организационные. параметры – учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.

 КСП товара  – совокупность качественных  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, обеспечивающая удовлетворение  конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов.

 Однако КСП товара на рынке – это не только его высокое качество и технический уровень, но и умелое маневрирование товаром в рыночном пространстве и во времени, а главное – максимальный учет требований рынка, конкретных групп покупателей. КСП товара предполагает очень быструю реакцию поставщика на требования рынка и поведение покупателей. Необходимо не только произвести товар требуемой потребительской ценности в необходимых количествах и вовремя доставить его потребителям, но и обеспечить его сервис на мировом уровне.

Информация о работе Понятие и условие возникновения конкуренции