Понятие и условие возникновения конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 23:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблема конкуренции и конкурентоспособности одна из стариннейших тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало. Радикальный прорыв в этой области связан с именем одного человека, ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. -профессор Гарварда и известнейший бизнес-консультант.

Содержание

Введение
1.Понятие и условие возникновения конкуренции…………………………..
1.1.Функции конкуренции……………………………………………………
2.Оценка конкурентоспособности…………………………………………….
2.1.Понятие конкурентоспособности……………………………………….
3.Основы теории конкурентного преимущества…………………………….
3.1.Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования………………….................................

Вложенные файлы: 1 файл

НАЧАЛО КОНКУРА НЕ МОЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

 Отметим  также, что несмотря на тесную взаимосвязь между понятиями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технический уровень», они неравнозначны. Понятие «конкурентоспособность» существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной частью КСП товара. Кроме того, если качество продукта в каждый небольшой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то КСП товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.

Важное направление  в стратегии КСП – достижение экономического превосходства над  конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы, маркетинговой деятельности в целом. Отмечена тесная взаимосвязь между нерентабельностью и долей фирмы на рынке: рентабельность повышается по мере увеличения рыночной доли фирмы. Это означает, что конкурентные преимущества, предрешая успех фирмы и соответственно увеличение ее доли на рынке, в свою очередь усиливаются вследствие повышения рентабельности деятельности фирмы.

 

 

3.Теория конкурентных преимуществ

    Конкурентные преимущества лежат в основе обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики. В свою очередь при активном развитии конкуренции стратегический успех фирмы, прочность ее конкурентной позиции зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом, длительность которого определяется способностью предприятия сохранять и обеспечивать защиту имеющимся у него конкурентным преимущества и генерировать новые, быстрее и эффективнее конкурентов. При этом последнее приобретает все большее значение в условиях насыщения рынка и значительного превышения спроса над предложением.

Для сохранения преимущества нужны изменения; фирмы  должны извлекать пользу из наблюдающихся  в отрасли тенденций, ни в коем случае не игнорируя их. Фирмы также должны вкладывать средства, чтобы защитить участки, уязвимые для конкурентов.

Конкурентные  преимущества  фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с  так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.

Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

 В общем  виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество.

 Начало создания теории сравнительных преимуществ относят к концу XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками. Модификация теории сравнительных издержек в теорию сравнительных преимуществ связывают с трудами шведского экономиста Э. Хекшера (1919 г.) и его ученика Б. Олина (1935 г.). Существование выводов, полученных ими, получивших название «теоремы Хекшера-Олина»: страна экспортирует товары в производстве которых наиболее эффективно использованы факторы производства и импортирует товары с дефицитными факторами производства.

Дальнейшее  развитие теории сравнительных преимуществ дано в трудах В. Леонтьева (70-е годы ХХ в.). Его выводы, получившие название «парадокс Леонтьева» были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина.

 Новые тенденции  в развитии мирового хозяйства  в последние десятилетия потребовали  пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М.Е. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

 М.Е. Портер  пришел к выводу, что ни один  из факторов, таких как наличие  рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

 Если применить  теорию конкурентоспособности в  узком смысле, касаемо конкурентоспособности  товара (услуги), то получаем следующие выводы:

1. Конкурентоспособность  товара можно определить лишь  при сравнении (сопоставлении)  его свойств с товарами конкурентов,  либо с гипотетическим товаром-эталоном.

2. В конечном  счете более конкурентоспособным  товаром является тот, который дает преимущества при решении последним своих проблем.

3. Конкурентоспособность  не является постоянным качеством  товара. Следовательно фирмы должны  постоянно совершенствовать товар  с целью более полного удовлетворения  потребностей потребителя.

4. Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей: цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание и т. д. Ни один из них в отдельности не дает полного представления о преимуществе товара.

 Оценка степени  конкурентоспособности является сложной задачей. Здесь можно столкнуться с проблемами двух видов:

1. выбор базовых  товаров сравнения,

2. выбор критериев  сравнения.

 Обоснованию  сравнивать идентичные товары, т.е., которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.

 Вообще, по  Портеру, существует 2 вида конкурентного  преимущества товара:

1. снижение  издержек,

2. дифференциация  товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей).

 Первое преимущество  заключается в росте прибыли  за счет эффекта масштаба при  изготовлении стандартных изделий.  Второе – рост прибыли вследствие  более высокой цены, достигнутой  в результате придания товару  уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К КЛАССИФИКАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

       В данной статье представлена разработанная авторами на основе критического анализа множества работ отечественных и градация конкурентных преимуществ по форме и характеру их проявления, а также их систематизация по факторам формирования позволяют проводить детальный анализ конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования в целях укрепления занимающих ими конкурентных позиций.

 Рыночные  субъекты хозяйствования находятся  в постоянном поиске конкурентных преимуществ, т.к. они являются сердцевиной их деятельности, наиболее значимыми факторами конкурентоспособности и основными определяющими элементами конкурентной позиции на рыночном сегменте. Важнейшей предпосылкой для детального анализа конкурентных преимуществ (выявления источников формирования, определения количественной и качественной характеристики, разработки мер по удержанию и развитию) является их классификация.

 На основе  многочисленных работ зарубежных  и отечественных экономистов, исследующих проблему конкурентных преимуществ, нами определены основные классификационные признаки конкурентных преимуществ. Критический анализ изложенных подходов позволил систематизировать конкурентные преимущества по укрупнённым признакам, отражающим форму и характер проявления и источники формирования (см.рис.1 ).

Рис.1 . Классификация  конкурентных преимуществ

 

 В рамках  блока, включающего признаки конкурентных  преимуществ по форме и характеру  проявления, в качестве первого  нами рассмотрен признак, отражающий время их реализации (срок действия). Рассматривая его, мы придерживались точки зрения Фатхутдинова Р.А. и Карлоффа Б.,которые подразделяют преимущества на тактические и стратегические, понимая под ними решение оперативных задач и построение планов на перспективу, необходимых для реализации поставленных целей.

 Тактическое конкурентное преимущество организации представляет собой конкретный её компонент внешней или внутренней среды, по которому организация превосходит или будет превосходить конкурентов в ближайший период времени, а стратегическое конкурентное преимущество - конкретный компонент организации после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента организации по сравнению с конкурирующими субъектами. Стратегическое преимущество должно быть таким, чтобы его можно было бы использовать как можно дольше.

 В связи  с постоянным изменением конъюнктуры  рынка, изменениями факторов, влияющих  на деятельность организации,  конкурентные преимущества, как и любые другие явления, не могут существовать вечно, каждое из них переживает свой жизненный цикл. Ввиду того, что все изменения не могут происходить одновременно, жизненные циклы конкурентных преимуществ в разных организациях и в разные моменты времени различные, а значит, все конкурентные преимущества отличаются по стадиям жизненного цикла, которые образуют второй признак классификации конкуренции преимуществ.

 Градов А.П предлагает концепцию жизненного цикла  конкурентного преимущества, которая включает стадии зарождения, ускорения роста, замедления роста, зрелости и спада (упадка). Согласно его концепции на этапе зарождения конкурентных преимуществ начинается формирование стратегического потенциала организации. (см.табл.1).

Номер этапа

Название этапа

Первая производная

Вторая производная

Уровень интенсивности  конкуренции

Первый  

возникновение спроса  

положительная  

положительная, изменяется от высокого значения к  нулевому  

незначительный 

Второй  

рост спроса  

положительная  

отрицательная, возрастает по модулю

средний

Третий  

насыщение

положительная и отрицательная, при этом близка к нулю  

отрицательная, достигает максимального по модулю значения, а затем модуль уменьшается   

существенный 

Четвертый  

старение  

отрицательная  

отрицательная, модуль близок к нулю  

наивысший

Пятый  

падение  

отрицательная  

положительная, возрастает  

средний


Таблица 1 Концепция жизненного цикла по Градову А.П.

 

Этап ускорения  роста конкурентных преимуществ  характеризуется существенным усилением стратегического потенциала организации за счет интенсификации инвестиционной деятельности, стимулируемой параметрами спроса на продукцию организации. Её отдельные элементы складываются в систему, между ними возникают устойчивые связи, позволяющие получить эффект целостности, существенно усиливающий уровень конкурентных преимуществ.

 Замедление  роста конкурентных преимуществ  субъекта хозяйствования может  стать следствием начала проникновения  на рынок большего, чем ранее,  числа конкурентов, появлением более сильных соперников. В связи с этим некоторые элементы стратегического потенциала организации перестают соответствовать изменившейся ситуации, но соперничество в конкурентной борьбе еще не настолько сильно, чтобы лишить организацию лидерства.

 Стадия зрелости  конкурентных преимуществ наступает  в результате напряжения всех  основных её сил. Это позволяет  достигать наивысших значений  уровня конкурентных превосходств  и поддерживать в течение определенного  периода максимальную продуктивность использования своих ресурсов. Вместе с тем к концу этого периода становятся заметны отрицательные тенденции, свидетельствующие о «начале конца» конкурентного преимущества - на рынке доминирующее положение занимают более могущественные соперники.

 Утрата конкурентных  преимуществ происходит, за счет  агрессивной политики соперников, а также за счет усиливающегося  старения ресурсов организации.  Это относится как к вещественным (материальным), так и к кадровым, информационным, организационным ресурсам. Руководство и управленческие службы организации не могут своевременно принять адекватные меры по ремаркетингу или поддерживающему маркетингу конкурентных преимуществ.

 Возможны  и другие виды жизненного цикла  конкурентного преимущества, обусловленные  различными, в том числе и форс-мажорными обстоятельствами, складывающимися в стране, различных секторах экономики или самих организациях.

 Так, Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд-III А. Дж. жизненный цикл конкурентного преимущества предлагают условно разделить на три этапа создание конкурентного преимущества, пожимание плодов и разрушение конкурентного преимущества (см.табл.2 ).

Этапы жизненного цикла

Характеристика

Продолжительность

Примечания

Создание конкурентного  преимущества

Организация предпринимает  агрессивные шаги по увеличению отрыва от конкурентов, инвестирует значительные средства в укрепление своего преимущества

Различен для  каждой организации и зависит  от характеристики конкуренции в  отрасли

Чем длиннее  срок создания конкурентного преимущества, тем больше у конкурентов времени разгадать стратегические намерения предприятия и принять ответные меры

Пожинание плодов

Организация получает все выгоды имеющегося конкурентного  преимущества

Зависит от размеров задела, созданного организацией в  предыдущем периоде, от времени, необходимого конкурентам, чтобы перестроить свою стратегию и перейти к активным контрдействиям по завоеванию утраченных позиций

Организация получает прибыль выше, чем в среднем  по отрасли, что даёт ей возможность  возместить затраты на создание преимущества

Разрушение  конкурентного преимущества

Организация теряет свои позиции

Зависит от достаточности  имеющихся ресурсов конкурента

Организация должна предпринять новые стратегические наступательные действия

Информация о работе Понятие и условие возникновения конкуренции