Понятие маркетинга. Его принципы и виды. Функции и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:44, реферат

Краткое описание

Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.
В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

курс. маркетинг.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

Понятие маркетинга.  Его принципы и виды. Функции и цели.

 

Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.

В широком  смысле задачи маркетинга состоят в  определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей. 
 
Филипп Котлер определил маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Питер Друкер сформулировал основную цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными, его цель так хорошо познать и  понять клиента, что товар или  услуга будут точно подходить  последнему и продавать себя сами.  
 
Принципы маркетинга:

 

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

  1. производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
  2. полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
  3. присутствие на рынке в момент наиболее эффективно возможной продажи продукции;
  4. постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
  5. единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.

 

Функции, понятия  и цели маркетинга.

 

Обычно  содержание маркетинга отождествляют  со сбытом и его стимулированием, рекламой. Однако, фактически, сбыт является одной из функций маркетинга и  часто не самой существенной. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление  потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них  соответствующей цены, налаживание  системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже  не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высококонкурентном рынке. Как утверждают классики теории управления, в идеале, цель маркетинга такова:

Один  из ведущих теоретиков по проблемам  управления, Питер Друкер, говорит  об этом так: «Цель маркетинга —  сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать  и понять клиента, что товар или  услуга будут точно подходить  последнему и продавать себя сами».

— «Основы  маркетинга», Филипп Котлер.

 

Всё это  не означает, что усилия по сбыту  и его стимулированию теряют значение. Эти функции становятся частью более  масштабного «комплекса маркетинга» (marketing mix), то есть набора маркетинговых  средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок.

В целом  маркетинг — это человеческая деятельность, так или иначе имеющая  отношение к рынку.

 

Маркетинговые функции формируют следующие  понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной  идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

 

Нужда — чувство нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны, однако в целом их количество конечно, в отличие от потребностей. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знаниях и самовыражении. Большинство этих нужд определяются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворённым и стремится либо найти объект, способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить её.

Второй  исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Например, пожилому человеку потребность в  общении может возместить телевизор, для молодёжи — ночной клуб. Потребности  выражаются в объектах, способных  удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу конкретного общества или социальной группы.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с всё бо́льшим количеством  объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители  со своей стороны предпринимают  целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создаёт нужду, она уже существует.

Продавцы  часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых долот  может считать, что потребителю  нужно именно его долото, в то время как на самом деле потребителю  нужна скважина. При появлении  другой модели, которая сможет пробурить  скважину лучше и дешевле, у потребителя  появится новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда остаётся прежней.

Потребности людей практически безграничны, но человек приобретает только те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение при минимальных  стоимостных, временны́х, информационных издержках.

Спрос — это потребность, подкреплённая покупательной способностью.

Нетрудно  перечислить запросы конкретного  общества в конкретный момент времени, при этом общество могло бы планировать  объёмы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Примерно так и происходило с  планированием производства в СССР. Однако запросы — показатель неустойчивый. Людям надоедают вещи, которые  сейчас в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. В 90-х в моду вошли  пуховики, ради которых люди отказались от ранее используемой одежды, затем  также отказались от пуховиков.

Смена выбора может оказаться и результатом  изменения цен или уровня доходов. Человек обычно выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему  наибольшее удовлетворение за данную цену, с учётом своих специфических  потребностей и ресурсов.

Товар — всё, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Товары  могут не соответствовать потребностям, могут соответствовать частично и, наконец, полностью соответствовать  потребностям, то есть быть так называемым идеальным товаром. Чем полнее товар  соответствует желаниям потребителя, тем большего успеха добьётся производитель. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром  можно назвать всё, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить  нужду. Помимо изделий и услуг, это  могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель  решает, какую именно развлекательную  передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, какие идеи поддержать и т. д.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить  свою нужду и запросы с помощью  обмена.

Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для его совершения необходимо соблюдение пяти условий:

Сторон  должно быть как минимум две.

Каждая  сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.

Каждая  сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.

Каждая  сторона должна быть совершенно свободной  в принятии или отклонении предложения  другой стороны.

Каждая  сторона должна быть уверена в  целесообразности или желательности  иметь дело с другой стороной.

Эти пять условий создают только потенциальную  возможность обмена. Состоится ли обмен, зависит от соглашения между  сторонами о его условиях. Если обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

 

Сделка  предполагает наличие ряда условий:

-по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;

-согласованных условий её осуществления;

-согласованного времени совершения;

-согласованного места проведения.

Как, правило, условия сделки поддерживаются и  охраняются законодательством.

От понятия  «сделка» можно перейти непосредственно  к понятию «рынок»

Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В различных экономических системах способы удовлетворения нужд людей различаются. В примитивных социальных структурах преобладает самообеспечение — потребностей мало и каждый человек сам обеспечивает себя всем необходимым. В случае децентрализованного обмена, каждый производитель определённого товара ищет и вступает в сделку с каждым потребителем интересующих его товаров. Третий способ — централизованный обмен, при котором необходимо появление дополнительного участника обмена — купца и определённого места обмена — рынка.

Рынок может  сформироваться на какой-то отдельный  товар или услугу, имеющую ценностную значимость. Например, рынок труда  состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Денежный рынок  удовлетворяет людские нужды, даёт возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность.

От понятия  «рынок» можно вернуться к  базовому понятию «маркетинг». Процесс  обмена требует определённых действий. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие  товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах  и т. д. Основу деятельности маркетинга составляют такие процессы, как разработка товара, исследования, налаживание  коммуникаций, организация распределения, установление цен, развёртывание службы сервиса.

Хотя  обычно считается, что маркетинг  — удел продавцов, занимаются им и  покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный маркетинг, когда занимаются поиском нужных им товаров. В поисках  дефицитного товара снабженцу фирмы  приходится выискивать продавцов.

Рынок продавца — это такой рынок, на котором  продавцы имеют больше власти и где  наиболее активными приходится быть покупателям. Рынок покупателя —  это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где  наиболее активными должны быть продавцы.

В странах  с развитой рыночной экономикой, в  условиях которой и формировался маркетинг, в начале 50-х годов  предложение товаров стало обгонять рост спроса на них, и маркетинг стали  ассоциировать с продавцами, пытающимися  отыскать покупателей. Поэтому проблемы маркетинга обычно рассматривают, как  проблемы, возникающие перед продавцом  в условиях рынка покупателя.

 

Виды маркетинга.

 

-В зависимости от состояния спроса на рынке:

 

Конверсионный маркетинг применяется в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже может заплатить определённую цену за отказ от его использования. Задачей конверсионного маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к продукту. Инструментами конверсионного маркетинга являются: переделка продукта, более эффективное его продвижение и снижение цены.

 

Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.

 

Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги).

 

Ремаркетинг оживляет спрос в определённый период угасания жизненного цикла товаров или услуг.

 

Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса. Например, товары сезонного потребления.

 

Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения.

 

Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества или потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия).

 

В зависимости  от охвата рынка:

 

Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учёта различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия — установить низкие цены, так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.

 

Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (товары для молодожёнов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.

 

Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей.

 

 

 

 

Концепции управления маркетингом.

 

Существует  пять основных подходов, на основе которых  коммерческие организации осуществляют управление своей маркетинговой  деятельностью: концепция совершенствования  производства, концепция совершенствования  товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция  социально-этичного маркетинга. Эти  концепции формировались в различные  периоды развития рыночной экономики. Общая тенденция развития маркетинга — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и всё большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

 

Концепция совершенствования производства (the production concept) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам, а, следовательно, управление должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Информация о работе Понятие маркетинга. Его принципы и виды. Функции и цели