Потребительское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:37, реферат

Краткое описание

Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты и инструменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: суверенитет и рациональность потребителя, потребительское равновесия, эффект дохода, эффект замещения и многие другие.

Содержание

Введение 3
1 Поведение потребителя 5
2 Правило максимизации полезности 8
3 Эффект дохода и эффект замещения 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по микроэкономике.docx

— 52.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Поведение потребителя

5

2 Правило максимизации полезности

8

3 Эффект дохода и эффект  замещения

13

Заключение

15

Список использованных источников

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок - это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. Изучение спроса на производимую продукцию является важной задачей фирмы в рыночных условиях. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.

Изучение бюджетных линий, построение кривых безразличия, учет эффектов дохода и замещения, подбор возможных комплементов и субститутов позволяет правильно выбрать стратегию фирмы на рынке. 

Перед потребителем каждый раз встает проблема - что купить, в каком количестве и хватит ли денег на покупку? При этом каждый стремится максимизировать свою полезность. Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты и инструменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: суверенитет и рациональность потребителя, потребительское равновесия, эффект дохода, эффект замещения и многие другие. 

Данная тема актуальна,  потому что все мы живем в мире бизнеса и рыночных отношений, в которых просто невозможно принимать решения, не оглядываясь на потребительский спрос, ведь именно потребитель в  конечном итоге делает выбор и приносит прибыль предприятию, производящему товар. Знание особенностей и закономерностей потребительских предпочтений дает сигнал производителям, что в каких объемах и где производить, а также обеспечивает им новые рынки сбыта. Почти на каждом крупном предприятии существует собственный отдел маркетинга, проводятся всевозможные исследования и опросы для определения желаний потребителей, что оказывает значительную помощь производителям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Поведение потребителя

 

Действия, непосредственно связанные с обретением, потреблением и распоряжением благами, включая процессы принятия решений, предшествующих этим и следующим за ними действиями, характеризуют поведение потребителя [1, с. 103]. Потребность, возникающая из необходимости или желания потреблять различные богатства (как материальные, так и духовные), считается экономическим мотивом человека. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей, т. е. от их субъективного восприятия товара или потребительских предпочтений.

В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей [2, с. 40].

Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, т. е. он хочет получить определенную полезность от них. Следовательно, полезность есть удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров и услуг [1, с. 104]. 

Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Данные предпочтения являются «чистыми», так как не зависят от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор, в отличие от желаний, ограничен доходом и ценами.

Теория потребительского поведения исходит также из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально.

Механизм, организующий поведение потребителя, – мотив, а процесс формирования мотива – мотивация.

Сначала определяются причины мотива на основе социально-психологических особенностей потребителя и необходимые требования к качеству и количеству товара. Далее формируется план покупки: выбор цели (количество и качество товара), путей ее достижения (как будет приобретаться товар, представленный на рынке), а также оценка субъективной вероятности достижения успеха и прогноза последствий.

Связанные с потреблением расходы складываются из двух компонентов: из денежных затрат на продукт или услугу и затрат времени на собственно потребление. Поскольку потребление требует определенного времени, оно имеет положительное значение для большинства людей. При прочих равных условиях более предпочтительными будут те товары, которые удовлетворяют потребности за более короткое время.

Цены тех или иных одинаковых товаров и услуг бывают обычно равными для всех потребителей. Но оценка времени потребления одинаковых продуктов для любого из них будет далеко не одинаковой, так как альтернативная стоимость времени для каждого будет различной. Готовность платить больше за сберегающие время товары и услуги определяется как раз альтернативной стоимостью времени того или иного потребителя. Потребитель с высокой альтернативной стоимостью времени выберет дорогостоящий, но экономящий время вариант. Потребитель с низкой альтернативной стоимостью времени предпочтет более дешевый. Различия в оценках альтернативных стоимостей времени составляют важную часть анализа проблемы спроса.

Покупатели всегда выбирают товар по своим доходам, который при определенных ограничениях на розничные цены может максимально удовлетворить их потребности. Рациональность означает, что предпочтительным спросом будут пользоваться те товары, которые принесут наибольшее удовлетворение по сравнению с другими наборами, при условии, что доходы покупателей позволяют приобрести эти наборы [2, с. 41]. Именно данная тенденция и позволяет анализировать поведение потребителей на рынке с учетом предположения о рациональности их поведения.

Рациональность потребительского поведения предполагает, что все покупатели владеют необходимой информацией о цене товаров, количестве и качестве покупаемых товаров, при покупке товаров учитывают уровень своих доходов.

Предпосылки потребительского поведения можно сформулировать следующим образом:

- потребители очень хорошо знают, какие товары для них предпочтительнее;

- потребители действуют рационально;

- потребители совершенно точно знают уровень своих доходов и владеют информацией о ценах товаров;

- выбор потребителей ограничен их доходами и временем.

В основе оценки потребления, потребностей и спроса лежат различные теории мотивации, теории рационального потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Правило максимизации полезности

 

Термин «полезность» впервые был введен в научный обиход английским философом И. Бентамом (1748–1832).

Необходимо отличать совокупную (общую) полезность и предельную полезность.

Общая полезность - это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени  
[1, с. 104]. Предельная полезность товара – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным, или, другими словами,  это величина дополнительной полезности, полученной от потребления очередной  единицы некоторого блага [3, с. 156]. Предельная полезность имеет свойство уменьшаться, в то время как общая – возрастать.

В теории предельной полезности существуют два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский. Исторически и методологически кардинализм предшествует ординализму.

Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Основателями данного направления теории предельной полезности были  
К. Менгер (1840–1921), Ф. фон Визер (1851–1926), Е. Бем-Баверк (1881–1953).

Ординалистская теория предельной полезности – более поздняя разработка двух экономистов В. Парето (1848–1923) и Дж. Хикса (1904–1989), она пришла на смену кардинализму. Сам термин «ординарный» означает ранжирование или выстраивание в определенном порядке. В. Парето и  
Дж. Хикс допускают определенное ранжирование, построение товара и услуг по принципу предпочтения. Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых чисел, а может лишь сказать нечто о степени их важности относительно друг друга. То, что называется полезностью сегодня отражает только ранжирование предпочтений.

Изучение теории полезности следует начать с кардиналистских позиций. К тому же в последнее время некоторые западные экономисты пытаются реанимировать кардиналистский подход.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность – TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара – X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара X будет выглядеть следующим образом:

 

где ΔTUx– приращение общей полезности; ΔQx - единичное приращение количества товара X.

Закон убывающей предельной полезности гласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Согласно второму закону Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной.

При устойчивой тенденции падения предельной полезности увеличение числа покупок не приносит потребителю дополнительного удовлетворения, поэтому покупательский спрос на товар будет уменьшаться.

Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребителя.

Данная тенденция помогает глубже познать закон спроса.

Как известно, покупатель потребляет много продуктов и для каждого из них вышеназванный закон действует. Совершенно очевидно, что потребитель будет приобретать в первую очередь те товары, которые обладают большей полезностью, до тех пор, пока предельные полезности потребляемых им продуктов не сравняются. Если хотя бы у одного товара предельная полезность будет чуть выше предельных полезностей других товаров, потребитель будет отдавать предпочтение ему. Когда же предельные полезности всех потребляемых им товаров сравняются, сложится как раз необходимая ему одному структура расходов. Сам же потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Значит, условием равновесия потребителя считается равенство предельных полезностей приобретаемых им продуктов [4, с. 184]. 

Правило максимизации полезности в соответствии со сказанным заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут только изменения потребительских предпочтений, цены на продукты и размеры доходов.

Условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом:

 

где MU - предельная полезность отдельных товаров, Р - их цена.

Пример: покупатель пришел в магазин, имея 350 руб. Предположим, что имеется два товара: Х и Y, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара X и Y купит покупатель? Иными словами, как он распределит свой бюджет на покупку этих товаров исходя из их полезности? [5, с. 90].

Оценим полезность товара X и Y в баллах исходя из субъективных представлений, занесем данные в соответствующие графы таблицы 2.1 и определим, какую полезность каждый из товаров принесет на 1 руб. затрат.

 

 

 

 

Таблица 2.1 - Выбор сочетания товаров X и Y, максимизирующего полезность

 

 

Из данных таблицы вытекает, что максимальную полезность принесет комбинация из трех единиц товара X и двух единиц товара Y. Любая другая комбинация товаров или не отвечает правилу максимизации их полезности, или выходит за рамки бюджетных возможностей.

Как известно из повседневной практики, многие товары взаимосвязаны друг с другом в процессе потребления: некоторые товары могут потребляться только совместно (они называются комплементарными), другие, наоборот, служат удовлетворению одной и той же потребности и являются в той или иной степени взаимозаменяемыми (товары субституты). Следовательно, правильнее рассматривать полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Это открывает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. Так появился «ординалистский», т. е. порядковый подход к полезности [6].

Центральная идея этого  подхода может быть объяснена следующим  
образом. Теория отказывается от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Таким образом, не стоит вопрос количественной оценки полезности товара и во сколько раз данный набор полезнее любого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих. Таким образом, преобразовав субъективную теорию полезности в общую логику выбора, экономисты  
Р. Аллан и Д. Хикс значительно сблизили теоретическую базу с практическим поведением потребителя. Закономерности этого поведения уже не связаны с измерением полезности. Их исследование базируется  на наблюдаемых эффектах замещения и дохода. 

Информация о работе Потребительское поведение