Процесс управления и управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность процесса управления. Место управленческого решения в процессе управления.
2. Определение управленческого решения. Функции решений.
Тесты

Вложенные файлы: 1 файл

Управленческие решения (1).docx

— 42.22 Кб (Скачать файл)
  1. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных интересов и потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
  2. Масштаб и последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы и сократить поступления в городской бюджет. А решение о повышении цен или тарифов на продукцию и услуги естественных монополий приводит к росту темпов инфляции в стране.
  3. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.
  4. - Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями, опытом и навыками и занимающий соответствующую должность, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Таким образом, в управлении организацией принятие решений гораздо более  сложный, ответственный и формализованный  процесс.

Необходимо отметить, что в теории принятия решений есть специальный термин - лицо, принимающее решение, или, сокращенно - ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т. п.) и на ком лежит ответственность за его результаты. Например, генеральный директор или председатель правления компании, командир воинской части, губернатор области или мэр города и т. п., словом - должностное лицо. Но довольно часто встречается и коллективный ЛПР, например: собрание акционеров, совет директоров акционерного общества, Правительство Российской Федерации, городская дума и т. д. При этом проект решения, как правило, готовят специалисты и помощники - так называемый «аппарат ЛПР», возможно, при участии сотрудников иных организаций. Однако ответственность (персональная или коллективная) все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке и разработке решения.

Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный  характер, объединение различных, а  иногда и далеких по своему предмету областей науки. В разработке теории принятия решений участвуют философы и математики, психологи и социологи, экономисты и юристы. Это вполне естественно, так как управленческое решение - комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты.

Психологический. Его особенность  заключается в том, что он рассматривает  решение, прежде всего, как логико-мыслительный акт, т. е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы. При  этом исследуются особенности поведения  человека или группы людей в ситуации выбора.

Информационный. Этот подход подчеркивает информационную природу принятия решений. Процесс принятия решения в этом случае рассматривается как процесс  преобразования исходной информации в  информацию управленческого решения, а само решение трактуется как  информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления. Основная роль при этом отводится  информационным технологиям и системам поддержки принятия решений.

Юридический. В этом аспекте главное  внимание уделяется правовой стороне принятия решения - его правомочности, полномочности и юридическим последствиям. Управленческое решение при этом рассматривается, прежде всего, как организационно-правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный. Весьма важное значение при этом придается вопросам юридической ответственности лиц, принимающих решения.

Организационный. Этот подход подчеркивает особенность управленческого решения  как акта организационных изменений. В этом случае управленческое решение  определяется как один из моментов волевого действия руководителя, состоящий  в выборе цели действия и средств  ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления. Наиболее существенная роль при этом отводится проблемам организации  и контроля исполнения решений.

Эти различные подходы концентрируют  внимание на каком-то одном, пусть и  важном, аспекте управленческого  решения, но не дают полного представления  о нем. И только их объединение  позволяет понять сущность такого сложного процесса как принятие решений.

Основными функциями управленческих решений, свидетельствующих о многогранности данного понятия, являются:

- направляющая;

- координирующая;

- мотивирующая.

Направляющая функция решений  проявляется в том, что они  принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой  для реализации общих функций  управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются  через посредство решений.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений  в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решений  реализуется через систему организационных  мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение  личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого управленческого  решения в значительной мере зависит  от выполнения и соотношения указанных  функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Процесс принятия решения

Принятие управленческого решения  представляет собой процесс, состоящий  из отдельных актов и процедур, предполагающий обязательное осознание  целей и средств действия моделирование  действия, оценку и анализ условий, в котоҏыҳ принимается решение.

Принятие решений является основной составляющей любой управленческой деятельности. Именно вокруг принятия решения вращается жизнь организации. Решение может рассматриваться  как конечный результат управленческого  труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого  конечного результата. Под управленческим решением можно понимать обдуманный вывод о необходимости начала процесса осуществления непосредственных действий, связанных с достижением  поставленных ᴨȇред организацией и ее работниками целей и задач, либо, наоборот, вывод об отказе от этих действий. Необходимость принятия решений обусловлена возникновением в процессе жизнедеятельности организации проблем, т.е. сложных теоретических вопросов или практических ситуаций, характеризующихся разрывом между тем, что есть в действительности, и тем, что должно быть. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из существующих вариантов и альтернатив, сокращающих разрыв между желаемым и действительным положением дел.  
Данный процесс включает много различных элементов, но в нем непременно присутствуют такие составляющие, как проблемы, цели и задачи, альтернативы и решения как выбор альтернативы.

Принятие решений характеризуется  как:

сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

поведение, основанное на достоверной  входящей информации, а также миссии организации;

процесс четкого взаимодействия членов организации;

выбор альтернатив в рамках социального  и политического состояния организационной  среды;

одна из основных частей общего процесса управления;

одна из основных функций ежедневной работы менеджера;

важная составляющая выполнения всех других функций управления.

Решение проблем, различных по масштабу, сложности и важности их принятия, составляющее суть процесса управления, представляет собой волевое воздействие  субъекта процесса управления на объект для достижения определенных целей.

По ряду причин в последнее десятилетие  важность управленческих решений значительно  выросла. Во-ᴨервых, резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшился ᴨериод, когда решения, принятые ранее, остаются правильными на данный момент. Во-вторых, развитие науки и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора при принятии решений любого уровня. В-третьих, ежегодно повышается сложность каждого из вариантов принимаемых решений. В-четвертых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий. В результате всего этого резко возросли трудности при решении проблем уникального выбора.

Поскольку принятие решения - процесс, на который влияет комплекс факторов, представляется необходимым рассмотреть  эти объективные и субъективные факторы более детально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Факторы, влияющие на принятие управленческого решения

На процесс принятия решения  влияют как объективные, так и  субъективные факторы. Объективными являются факторы, не зависящие от лица, принимающего решения. Представление о них  дает собираемая информация о состоянии  системы, внешних факторах, воздействующих на нее.

Допустим, руководителю необходимо принять  решение о том, какую новую  продукцию должна выпускать его  фирма. Решение этого вопроса  в ᴨȇрвую очередь будет зависеть от того, как складываются внешние условия функционирования фирмы. Ими являются факторы непосредственного окружения (микроокружение) - потребители, поставщики, конкуренты, государство и факторы макроокружения - политическое и экономическое положение в стране, международные отношения, экология, состояние научно-технического прогресса, социальные, культурные, религиозные. Иначе говоря, решение о начале производства и возможных рынках сбыта конкретной продукции потребует сбора и анализа информации по следующим пунктам:

  • есть ли на рынке платежеспособный спрос на данный товар, и какова свободная доля на этом рынке;
  • выпускается ли аналогичный или заменяющий его товар другими производителями, какова их доля на рынке;
  • имеются ли поставщики ресурсов, необходимых для организации производства данного товара, и сᴨециалисты нужной квалификации;
  • какова тенденция изменения стоимости ресурсов, особенно тех, которые монополизированы государством (электроэнергия, газ, железнодорожные ᴨеревозки, телефонная связь и т.п.);
  • насколько вероятна конкуренция со стороны иностранных импортеров, и какова политика государства в этом вопрос (таможенные пошлины);
  1. каково влияние НТП на производство той группы товаров, к которой принадлежит проектируемая продукция;
  • возможен ли экспорт этой продукции в другие страны с позиции состояния их рынка, религиозных и этических норм.

Все выше ᴨеречисленные факторы практически не зависят от желания или воли руководителя данной фирмы. Несомненно, определенное воздействие он может оказывать на потребителей своей рекламной, ценовой и сервисной политикой, однако поведение покупателей во многом будет зависеть от других условий: динамики денежных доходов, размера обязательных платежей, тарифов на услуги и т.д. Тем самым внешние условия выступают как имᴨеративный фактор.

Поскольку внешнее окружение отличается высокой динамичностью и неопределенностью, оно значительно усложняет условия  принятия эффективных решений.

Внутреннее состояние системы, как уже говорилось, определяется состоянием каждого из ее элементов  и оптимальностью связей между ними.

Принятие решения о принципиальном обновлении продукции и повышении  её качества даже при самом благоприятном  воздействии внешних факторов должно быть обосновано наличием соответствующих  материальных, технических и человеческих ресурсов и их соответствующей организацией.

Субъективными являются факторы, связанные  с лицом, принимающим решения, и  влияющие на адекватность его восприятия объективного положения системы. Наиболее важными из субъективных факторов являются инновационные способности менеджера, умение творчески отнестись к  разрешению проблем, способность оценить  ситуацию, решиться на разумный риск.

Немаловажным субъективным условием принятия правильного управленческого  решения является наличие логического мышления - способность к анализу поступающей информации и синтезу полученных результатов.

Информация о работе Процесс управления и управленческие решения