Развитие рынка туризма в Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Прошедший ХХ век, наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал чуть ли не взрывной характер туризма. Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.

Содержание

Введение
Раздел 1. Понятие и сущность туризма.
1.1 Определения туризма
1.2 Виды и формы туризма
1.3 Типы туристов
Раздел 2. Организация международной туристической деятельности
2.1 Общая характеристика туризма как отрасли мирового хозяйства
2.2 Тенденции развития туризма в России
Раздел 3. Концепция развития туризма в Республике Бурятия
3.1 Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма
3.2 Развитие туризма. Основные цели и задачи
3.3 Оценка экономического потенциала развития туризма
3.4Стратегии развития туризма
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курссов(4).docx

— 64.03 Кб (Скачать файл)

Раздел 3. Концепция развития туризма в Республике Бурятия.

3.1 Комплексный  социально - экономический анализ  состояния сферы туризма.

Территории туризма и  рекреации.

Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия базируется на крупном рекреационном потенциале, одним из составляющих которого являются природные и историко-культурные ресурсы туризма. Ареалы распространения максимального и высокого потенциала ресурсов туризма занимают 45,6% от общей площади территории республики. При этом наиболее крупные ресурсы находятся в границах 14 административных единиц (прибрежная зона озера Байкал - Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Северо-Байкальский районы, г.Северобайкальск; горные и курортные районы - Тункинский, Окинский, Курумканский; историко-культурные районы - гг.Улан-Удэ, Кяхта, Мухоршибирский, Тарбагатайский, Иволгинский, Хоринский районы). В Республике Бурятия сложилось несколько основных зон массового туризма и отдыха, в том числе: озера Котокель и Щучье; побережье озера Байкал на участках Посольский сор, участок от дельты р.Селенги до с.Заречье Кабанского района, а также от с.Гремячинск Прибайкальского района до турбазы «Максимиха» в Баргузинском районе; территории государственных национальных парков «Забайкальский» и «Тункинский»; несколько территорий в Северо-Байкальском районе (бухта Хакусы, озеро Фролиха, Давша, коса Ярки, озеро Слюдянское). Территории горных хребтов Хамар-Дабан (озеро Соболиное, озеро Таглей, р.Снежная), Восточного Саяна, Баргузинского и Байкальского хребтов.

Планирование  развития туризма

Развитие туризма приобретает  спланированный характер. Основной формой планирования является разработка государственных  и муниципальных программ развития, предусматривающих мероприятия, направленных на поддержку развития сферы туризма  и курортов в целом, а также  финансирование отдельных проектов. Иные виды планирования, такие как  разработка планов территорий на основе Генерального плана развития туризма и Генеральной Схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма на территории республики в целом, после 1995 года не применялись, разработка генеральных планов развития отдельных туристских территорий осуществляется в единичных случаях.

Туристская деятельность

Туристская деятельность коммерческого характера осуществляется в республике (по данным 2002 года) 33 туристскими  организациями, имеющими лицензию на ведение  турагентской и туроператорской деятельности. Из них 70 % сосредоточено в г.Улан-Удэ. Ежегодно в республике регистрируется 1-3 новые туристские организации, что характеризует туристский бизнес как молодой, но развивающийся медленными темпами по сравнению с другими отраслями экономики.

Доля местного рынка Республики Бурятия, которым владеют туристские организации, организующие прием на ее территории, составляет 14,7% всего  рынка, остальные 85,3 % рынка функционируют  в неорганизованной форме. Из данных 14,7 % организациями Иркутской области  охватывается 38,3 %, организациями Республики Бурятии - 33 %, организациями Москвы - 9,5 %, организациями Новосибирской  области - 4,8 %, организациями Омской области - 4,8 %, организациями Читинской  области - 4,8 %, организациями Республики Саха-Якутия - 4,8 %. Организации из других регионов, а также из зарубежных стран владеют незначительной долей  рынка. Доля рынка туризма республики, которой владеют организации, зарегистрированные в Республике Бурятия, при этом составляет 4,8 %.

Емкость рынка  туризма

По состоянию на 2002 год  емкость рынка частично характеризуется  объемами обслуживания в следующих  показателях: количество обслуженных  туристов 180 тыс.чел., объем реализованных услуг на сумму 199 млн. руб. С учетом того, что в летний период загрузка мест размещения составляет 100% , данные показатели характеризуют уровень развития материальной базы и инфраструктуры туризма и достижение определенного предела приема, связанного с их ограниченными возможностями. Реальная и потенциальная емкость рынка туризма республики не определена, так как не произведена инвентаризация мест размещения, не определен полный объем предоставляемых основных и дополнительных услуг, не определены направления и ресурсы развития, за счет которых емкость рынка может быть увеличена.

Доля туризма  в экономике Республики Бурятия

Данные государственной  статистики отражают часть прямых доходов  в сфере туризма, на основании  которых доля туризма в структуре  ВРП определена в размере 0.07%. По экспертной оценке, произведенной по методике Всемирной Туристской Организации (ВТО), общий объем доходов сферы  туризма, включающий доходы организаций  туризма, а также косвенные доходы организаций смежных отраслей экономики, полученные от реализации товаров и  услуг для туристов и туризма, составляет ориентировочно 600 млн. руб., объемы прямых выплат сферы туризма республики в бюджеты всех уровней составили 30,5 млн.руб., косвенных - 61 млн.руб. В связи с тем, что в республике не проведены маркетинговые исследования, целью которых является изучение движения денежных потоков из сферы туризма в другие отрасли, не представляется возможным расчет мультипликативного эффекта туризма, который может составлять 8-20 кратное обращение поступивших по каналам туризма денежных единиц в смежных и сопряженных с туризмом отраслях экономики.

Сфера туризма, являясь по своей специфике экономическим  кластером, группирует вокруг себя определенное количество отраслей экономики, стимулируя их развитие и формируя спрос на товары и услуги для нужд туризма. По состоянию на 2002 год роль туризма  как кластера развития экономики  Республики Бурятия может быть определена лишь оценочно, так как исследования в данной области не проводились. Отраслевой заказ туризма на товары, которые могут выпускаться местными товаропроизводителями и реализовываться как на рынке Республики Бурятия, так и на других рынках также не определен. Не изучен также вопрос о потенциальной доле, которую могут занимать товаропроизводители республики на этом рынке.

Инфраструктура  туризма.

Инфраструктура туризма  включает в себя совокупность объектов тепло- электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Значительная часть данных инфраструктурных единиц относится к инфраструктуре общего пользования и используется для целей туризма параллельно с использованием в других целях. Вместе с тем сфера туризма создает и свою внутреннюю специальную инфраструктуру, к которой относятся подъездные пути на территориях объектов туризма, а также пешеходные тропы и дорожки, автономные системы канализации и утилизации, отдельные сети и объекты энергетики, телекоммуникации.

 

 

К инфраструктуре общего пользования  в республике относится ряд объектов, обладающих различными характеристиками:

Системы тепло- и электроснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации функционируют в основном в населенных пунктах, прежде всего, в городах. Инфраструктура газоснабжения пока не развита. Вместе с тем в зонах туризма и  отдыха данные системы не развиты, либо вообще отсутствуют.

Дорожная сеть Республики Бурятия имеет мало дорог с  твердым покрытием. В основном дороги с твердым покрытием связывают  г. Улан-Удэ с районными центрами, а также с гг.Иркутск, Кяхта. Вместе с тем, по отдельным направлениям (Баргузинский, Прибайкальский, Еравнинский, Окинский районы) действуют участки грунтовых дорог, что ухудшает условия движения легкового транспорта и туристских автобусов.

В Республике Бурятия функционирует  несколько железнодорожных путей, связывающих ее с западными, восточными регионами России, а также с  Монголией. 21,9% туристов пользуется услугами железной дороги, преимущественно для  поездок в республику и из республики. Внутренние железнодорожные перевозки в ее границах развиты слабо, в тоже время потребность в данного рода перевозок достаточно высокая.

В настоящее время нет  специализированных пассажирских водных перевозчиков, выполняющих рейсы  по рекам и озерам и инфраструктуры пассажирских водных перевозок

Неблагополучная ситуация складывается в области автотранспортного  обеспечения сферы туризма, прежде всего в части перевозок внутри республики. Парк автобусов небольшой, часть из них не имеет специального оборудования. Уровень комфорта транспортных средств достаточно низкий.

Информационная инфраструктура туризма находится на начальном  этапе своего формирования. Сайт туризма  находится в стадии разработки, до 2003 года средства на его создание и  поддержку в достаточном объеме не выделялись. Создано 7 информационных и визитных центров туризма, в  том числе центр Государственного комитета Республики Бурятия по делам  молодежи, туризму, физической культуре и спорту в г.Улан-Удэ, 3 центра в Тункинском районе, центры в с.с. Усть-Баргузин, Кабанск, Нижнеангарск. Планируется создание центров в с.Турка, Иволгинск. Уровень бюджетной поддержки деятельности центров пока является недостаточным.

Развитие инфраструктуры общего пользования в Республике Бурятия осуществляется в соответствие с отраслевыми федеральными и республиканскими программами, причем потребности сферы туризма в них учитываются недостаточно.

Инвестиции в  сфере туризма.

Инвестиционное обеспечение  развития туристско-рекреационного комплекса  Республики Бурятия осуществляется через механизм государственной  поддержки и рыночные механизмы, влияние которых на туристский процесс  увеличивается. Обеспечение из бюджетов осуществляется за счет финансирования целевых программ развития туризма  и курортов.

 

На рынке туризма начиная с 1997 года активизировалась инвестиционная деятельность различных организаций в сфере туризма. Причиной этого стало увеличение объемов реализации услуг и доходности сферы туризма, что в целом повысило инвестиционную привлекательность рынка. Следствием этого стала разработка и реализация нескольких крупных и средних инвестиционных проектов, находящихся в настоящий период на различных стадиях выполнения.

Таблица 3.2

Структура инвестиций в сфере  туризма.

Объем инвестиций в развитие предприятия, (тыс. руб.) 2001г.%

Всего 10844.1 100

Собственные средства предприятия 7144.8 65.89

Привлеченные средства партнеров 3529.3 32.55

Кредиты 170.0 1.56

По состоянию на 2002 год  в различной стадии подготовки находится  более 30 проектов строительства и  модернизации объектов туризма. Анализ состава организаций-инвесторов показывает, что 50% проектов инициировано и выполняется  организациями туристского профиля, 50% - организациями нетуристского  профиля. Одним из главных факторов, сдерживающих инвестиционную активность местных субъектов туристской деятельности, является отсутствие в Республике Бурятия  внутренних источников недорогих инвестиционных ресурсов, позволяющих хозяйствующим  субъектам получать долгосрочные кредиты  на приемлемых условиях. Иностранных  инвестиций в туристскую отрасль  официально не зарегистрировано.

Развитие межотраслевого сотрудничества

Развитие межотраслевого сотрудничества организаций туризма  и организаций других отраслей экономики  развито недостаточно. Отдельными производителями  выпускается ограниченное количество товаров для отдыха и туризма  преимущественно для реализации в местной торговой сети. В то же время спрос на данные виды продукции  не изучается, промышленные предприятия  не ориентируются на их выпуск.

Анализ спроса на товары в сфере туризма показывает, что  наибольшим спросом у туристов пользуются сувениры - 25,7 %, рыбопродукты - 24,3 %, украшения  из золота, серебра - 10,9 %. Определенным спросом пользуются художественные изделия - 9,9 %; изделия из дерева, кости, посуда - 9,8 %; мясопродукты - 9,8 %; наборы камней - 9,6 %; изделия из меха - 9,2 %; одежда с символикой Байкала, Бурятии - 7,9 %; вино - водочные изделия - 7,8 %; религиозные  атрибуты - 7,1 %; изделия из кожи - 6,7 %; кондитерские изделия - 6,7 %; национальная одежда - 5,5 %.

При этом удовлетворенность  спроса по данным группам товаров  составляет: по вино - водочным изделиям - 100 %; по мясопродуктам - 93,9 %; по кондитерским изделиям - 83,6 %; по рыбопродуктам - 76,1 %; по сувенирам - 55,6 %; по наборам камней - 54,2 %; по религиозным атрибутам - 45,1 %; по украшениям из золота, серебра - 35,8 %; по изделиям из кожи - 31,3 %; по изделиям из меха - 27,2 %; по изделиям из дерева, кости, посуде - 26,5 %; по национальной одежде - 23,6 %; по одежде с символикой Байкала, Бурятии - 21,5 %; по художественным изделиям - 17,2 %.

В предложениях на рынке  туризма мало товаров местного производства, которые традиционно используются в туризме, в том числе: туристско-спортивного  снаряжения и оборудования, одежды и обуви, продуктов в специальных  упаковках и других товаров.

Развитие научных  исследований в сфере туризма

Научные исследования в сфере  туризма в Республике Бурятия  не имеют общего плана, бюджетные  расходы на их проведение недостаточны. В результате сложившего положения  не выполнен научный прогноз развития туристской отрасли, не изучены многие вопросы современного состояния  туристско-рекреационного комплекса, не ведется научный мониторинг его  развития. Не определены предельно  допустимые нормы нагрузок, что препятствует введению в центральной экологической  зоне озера Байкал правил организации  туризма, как предусмотрено в  Законе Российской Федерации «Об  охране озера Байкал».

3.2 Развитие туризма.  Основные цели и задачи.

Главным приоритетом развития туризма в Республике Бурятия  является развитие внутреннего и  въездного туризма.

Цели и задачи развития туристско-рекреационного комплекса  на период до 2010 г. определены на основании  анализа существующих проблем и  сформулированы с учетом достигнутого уровня развития туризма, а также  наличия реальных ресурсов развития.

Основной целью концепции  развития туризма является создание условий для упорядочения функционирования рынка туризма в Республике Бурятия, развития межотраслевого сотрудничества и реализации кластерного подхода  в сфере туризма, развития материальной базы и инфраструктуры туризма, укрепления позиций туристско-рекреационного комплекса на российском и международном  рынках.

Развитие кадровой базы, туристского образования и отраслевой науки.

Создание современных  условий для маркетинга, продвижения  туристского продукта Республики Бурятия  на рынках.

3.3 Оценка экономического  потенциала развития туризма.

Экономический потенциал  развития туризма определен с  учетом нескольких факторов и условий, в которых происходит развитие.

1. Основные факторы и  их оценки.

Конъюнктура рынка: растущий спрос на природные, экологически безопасные виды туризма, наличие в Республике Бурятия условий для преимущественного  развития данных видов туризма делает этот фактор положительным. Общественная оценка перспективности туризма  как выгодного бизнеса и наличие  интереса к туризму в предпринимательской  среде: около 60 % населения прибрежных районов озера Байкал положительно относится к перспективе развития туризма и участию в туристском бизнесе. Активизируется процесс включения предпринимателей в туристский бизнес, растет инвестиционная активность. Фактор оценивается как положительный.

2. Условия развития туризма  и их оценки.

Наличие туристских ресурсов: Республика Бурятия обладает высоким  потенциалом ресурсов, 45,6% территории относится к ареалам максимального и высокого потенциала ресурсов туризма. Данное условие является определяющим положительным условием развития. Экологические ограничения: действующее законодательство и административная практика в настоящее время создают относительно мягкий режим для предпринимательства, в то же время они недостаточно эффективны для предотвращения экологической деградации территории.

3. Состояние экономики  и финансово-инвестиционный потенциал.

Рост показателей экономического развития Республики Бурятия положительно влияет на развитие туризма. В то же время неразвитость механизма кредитования туризма сдерживает внедрение инвестиционных проектов. Условие может быть оценено  как положительное по мере решения  проблемы кредитования.

4. Развитость материальной  базы и инфраструктуры туризма.

Материальная база достаточно крупная, но в целом морально и  физически устаревшая, не соответствующая  требованиям рынка. Условие, отрицательно влияющее на увеличение объемов обслуживания, экономические результаты, имидж  Республики Бурятия как региона  туризма.

5. Демографический потенциал.

В Республике Бурятия достаточное  количество незанятого населения, молодежи, за счет которых формируется кадровая база туризма. Условие положительное.

6. Образовательный потенциал.

Наличие учебных заведений, готовящих специалистов для туризма  и высокий образовательный уровень  населения республики делают это  условие положительным.

7. Научно-технический потенциал.

Определяется как высокий, но научные учреждения мало привлекаются для проведения исследований в сфере туризма.

8. Рыночный потенциал.

Быстрое формирование и активность местного рынка, увеличение его привлекательности  для туристов из других регионов России делает это условие положительным.

3.4 Стратегии развития  туризма.

 Внешние факторы развития.

Внешние факторы, действующие  как на межрегиональном, так и на международном уровнях в настоящее время оказывают позитивное влияние на развитие сферы туризма. Республика Бурятия имеет достаточно устойчивые связи с соседними регионами, прежде всего с Иркутской и Читинской областями, Республикой Саха-Якутия. Между данными субъектами не существует жестких экономических, правовых, административных барьеров, препятствующих осуществлению туристской деятельности.

Удобное расположение Республики Бурятия на стыке транспортных путей, связывающих западные и восточные  регионы России, а также регионы  России с Монголией и Китаем, определяет ее место на мировом рынке туризма, разделенного на региональные, субрегиональные  и локальные рынки. Его специализация  привела к образованию крупного, быстро растущего Азиатско-Тихоокеанского рынка туризма, к которому тяготеет рынок Республики Бурятия. В настоящее  время рынок Республики Бурятия  является слабо развитой периферией Азиатско-Тихоокеанского рынка. В то же время, он органично входит в общероссийский национальный рынок туризма, и является одной из наиболее перспективных его частей, специализирующихся на развитии экологического, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного туризма.

В силу весьма благоприятной  ситуации, сложившейся в сфере  туризма Монголии и Китая, где  ведется крупное строительство  гостиниц, республика имеет хорошие  возможности использования географического  фактора для развития более тесных связей с этими странами и привлечения  с их помощью клиентов и инвестиций в сферу туризма.

Вместе с тем использование  данных факторов является недостаточным. В Республике Бурятия не ведется  целенаправленная деятельность по привлечению  инвестиций в сферу туризма из соседних регионов и стран. Туристский продукт не продвигается на международных  выставках, организуемых в Монголии и Китае, между субъектами туристской деятельности Республики Бурятия, Монголии и Китая относительно стабильные связи поддерживаются в области  шоп - туризма, в то же время по иным видам туризма заметные результаты не достигнуты. Рынок Китая, обладающий колоссальными ресурсами, все более ориентируется на предложения центральных регионов России.

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проведенных  данных можно сделать следующие  выводы и предложения:

Сегодня никто не может  игнорировать или преуменьшать значение туризма для подъема национальной экономики. Именно въездной туризм способствует достижению странами высокого уровня национальных экономик, способствует поступлению иностранных валют  в страну.

Российская Федерация  обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые  привлекали и привлекают к себе внимание иностранных туристов. Однако результаты, достигнутые нашей страной в  области международного туризма, остаются пока еще очень скромными.

Создание привлекательного турпродукта является самым важным средством реализации маркетинговой стратегии. Оно непосредственно связано с производственными процессами в турфирме. Товарная политика требует принятия согласованных решений между производством и продажей в отношении ассортимента и массы турпродукта.

При создании турпродукта необходимо четко понимать, что в действительности будет покупать иностранный турист, ведь он оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют, внимание, располагающею обстановку. Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, выявления наиболее привлекательных его сторон для иностранных туристов.Байкальский регион, и его туристские ресурсы, является одним из наиболее перспективных и привлекательных направлений, который по своей сути может предложить иностранным туристам все виды туризма: экскурсионно-познавательные туры, экотуризм, туры на отдых, на лечение, спортивные туры, туры для занятия промыслами, учебные туры, событийный туризм.

Список используемой литературы.

1. Маркетинг территорий - ключ к успеху региона [Электронный ресурс: ] 
. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.

2. Биржанов М.Б. Индустрия туризма. М., 2001г.

3. Буторова Н. В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: обслуживание иностранных туристов в России. - М.: Советский спорт, 2000.

4. Учебное пособие [Электронный ресурс: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php]

5. Гостиничное и ресторанное  дело, туризм: Сборник нормативных  документов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

6. Дурович А. П. Маркетинг в туризме. - М.: Институт дистанционного образования; МЭСИ, 2000.

7. Ильина Е. Н. Туризм  и путешествия. Создание туристской  фирмы. Агентский бизнес. - М.: Физкультура  и спорт, 1998.

8. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. - М.: Финансы и статистика, 2002.

9. Исмаев Д. К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. - М.: Мастерство, 2002.

10. Кабушкин И.И. Менеджмент туризма. М., 2001г.

11. Квартальнов В. А.  Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Квартальнов В. А., Романов  А. А. Международный туризм: политика  развития. - М.: Советский спорт, 1998.

13. Квартальнов В.А.. Туризм. М., 2001г.

14. Котлер Ф. Маркетинг: гостеприимство и туризм. М.,1998г.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1991.

16. Котлер Ф., Боуен Дж., Мейкез Дж. Маркетинг, гостеприимство, туризм. - М.: ЮНИТИ, 1998.

17. Ополченов И. И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции. - М.: Советский спорт, 2003.

18. Папирян Г. А. Маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2000.

19. Под ред. Чудновского. Гостиничный и туристический бизнес. 1999г.

20. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. 2 - е издание., дополн. / А.П. Панкрухин. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

21. Сенин В.С. Организация  международного туризма. М., 2001г.

22. Князева И.В., Шевцова Е.В. Маркетинг территорий: курс лекций для студентов очной формы обучения / И.В. Князева, Е.В. Шевцова. - Новосибирск: СибАГС, 2007. - 200 с.

23. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма. - М.: Советский спорт, 2003.

24. Янкевич. Маркетинг  в гостиничной индустрии и  туризме. 2003г.

25. Маркетинг территорий - ключ к успеху региона [Электронный ресурс: ] 
. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.

26. Учебное пособие [Электронный ресурс: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php]

 


 


Информация о работе Развитие рынка туризма в Республики Бурятия