Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа
Целью моей курсовой является исследовать и проанализировать размещение и выкладку товаров в торговом зале магазина. Предложить пути усовершенствования по выкладке и размещению товаров.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Введение….……………………………………………...................................3
1 Размещение и выкладка товаров - основа эффективной продажи товаров. Понятие мерчендайзинга………………………………………….. 4
1.1 Роль размещения и выкладка товаров в деятельности торгового предприятия…………………………………………………...................4
1.2 Основные принципы размещения и выкладки товаров на торговом оборудовании и в торговом зале. Мерчендайзинг…………………………. 8
2 Организация и выкладка товаров в торговом зале на примере магазина «Электросила»……………………………………………………17
2.1 Технико-экономическая характеристика торгового предприятия17
2.2 Анализ размещения и выкладки товаров…………………………….. 20
3 Пути совершенствования размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина «Электросила»……………………………………24
Заключение…………………………………..………………………………..28
Список использованных источников……………. …………….………30
Наиболее часто на практике применяют комбинированный способ выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале. [9]
При выборе места и способа выкладки исходят из характера спроса на товар. Товары основного ассортимента не нуждаются в броской выкладке. Сопутствующие товары располагают рядом с товарами основного спроса "перекрестным" способом. Совместное размещение на одной полке или в непосредственной близости от основного сопутствующих товаров способно увеличить продажи и того и другого товара на 150-180%.
Взаимозаменяемые товары (товары, которые могут заменять друг друга по своим потребительским свойствам: крупа и макаронные изделия, швейные и трикотажные изделия и др.) следует размещать рядом. [2 с. 190]
Прежде всего, организация выкладки товаров в торговом зале зависит от следующих факторов:
Рациональным размещением является такое размещение товаров в зонах обслуживания, которое позволяет:
Главными же идеологическими принципами основной выкладки являются:
Обзор. Товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. Место на стеллажах распределяется так, чтобы привлечь внимание посетителей магазина, обеспечить быструю раскупаемость товара и повысить эффективность каждой полки.
Правило «лицом к покупателю». Товар,
выставленный фронтально, должен быть
расположен с учетом угла зрения покупателя.
Основная информация на упаковке должна
быть легко читаема и не закрываться
ценниками пли другими
Если товар расположен неудачно, его все-таки найдут, но лишь при соблюдении следующих условий: покупателю очень нужен данный вид продукта; у покупателя уже сформировалось предпочтение относительно данной марки; он знает, как выглядит упаковка; у него достаточно времени на поиск; он может задать вопрос продавцу.
Доступность. Следует помнить, что «покупательная способность» человека измеряется длиной руки. Легкие изделия и продукты должны находиться па верхних полках, а тяжелые — на нижних.
Опрятность. Полки, па которых размещается товар, надо регулярно мыть или пылесосить. Непривлекательный, запачканный или с изъянами товар должен удаляться с полок и уцениваться для ускорения его продажи. Этикетки на продаваемом товаре должны быть хорошо закреплены, а банки без этикеток должны быть идентифицированы, уценены и выставлены в другом месте.
Соответствующий вид товаров «переднего ряда». Количество товаров «переднего ряда» зависит от объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрого пополнения стеллажного запаса. Установленное для «переднего ряда» количество должно поддерживаться для контроля этого запаса и ускорения товарооборота. В течение дня следует несколько раз заполнять товарами первый ряд на полках.
Заполненность полок. Размещая товар в магазине, в первую очередь надо заботиться об удобстве покупателя. При посещении магазина он менее чем за полчаса выбирает от 30 до 40 видов товара из 10-15 тыс. предлагаемых магазином. Отсутствие нужного товара в продаже вызывает у покупателя раздражение и чувство недовольства. [12]
Базовый принцип торговли по системе самообслуживания состоит в следующем: максимальные обороты можно делать только при полностью заполненных полках. Полочный товар должен быть показан в выигрышном виде; вокруг него должно быть свободное место, чтобы его можно было лучше рассмотреть. Следует избегать в самый разгар торговли заниматься пополнением полочного запаса. Но если в этом возникла острая необходимость, то продавцу лучше принести товар и быстро разложить его на полке. [3с. 152]
Привлекательность упаковки. Необходимо учитывать привлекательность упаковки и общее зрительное впечатление от выкладки. Продавец должен быть заинтересован в продаже фасовочных товаров, привлекательность знакомой упаковки (обертки) которых обращает на себя внимание покупателей.
Определенное место на полке. Покупатели привыкают к тому, что нужный им товар находится па определенном месте, поэтому всякие изменения должны контролироваться в рамках отдела (категории) и производиться по веским причинам. Местоположение продуктов должно соответствовать указателям и вывескам в проходах.
Постоянное восполнение запасов. Передвижение продукта с заднего ряда на передний план при восполнении запасов на полках должно происходить по испытанному и оправдавшему себя принципу «пришедший первым уходит первым».
Правило распределения приоритетных мест. Товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие наилучшие показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и торговом оборудовании. Однако если предоставлять лучшие места только сильным маркам, то торговец может попасть в сильную зависимость от производителя. Для того чтобы магазин не потерял свою индивидуальность, не стал таким, как все, менеджеру необходимо поддерживать баланс предложения различных марок в отделе и (или) категории. [12]
Выкладывать «подвисший» товар
на лучшие полки категорически
Товар, который находится на хорошем месте, в центре внимания, в любимом магазине, вызывает к себе доверие. Зачастую именно за доверие, гарантию качества платят покупатели, выбирая тот или иной магазин. Нельзя заставлять их сомневаться. Если сам товар плохой - отношение к магазину может ухудшиться, а служащие об этом даже не узнают. Поэтому прежде чем передвигать товар, качество которого вызывает сомнение, следует вспомнить, что краткосрочные прибыли могут привести к потере клиента.
При выкладке товаров на стеллажи не стоит забывать о влиянии движения покупателей на объемы продаж.
При размещении товаров на полке важно помнить, что глаз человека легче переходит слева направо и сверху вниз, как при чтении. [4с.126]
Можно выделить следующие приоритетные места на полках торгового оборудования:
Подводя итог данному разделу курсовой работы мы можем сказать, что главными принципами выкладки товаров являются: хороший обзор товара, доступность товара для покупателя, заполненность полок для создания эффекта изобилия, привлекательность упаковки (товары в яркой красивой упаковке продаются быстрее), определенное место на полке для определенного товара (покупатели приобретшие лояльность к какому-либо товару, не пойдут искать его в другое место, если не найдут на старом).
Продаваемость товара можно изменить, перемещая его с уровня на уровень. На основании статистических данных можно проследить следующие изменения объема продаж при расположении на полках разного уровня:
В зависимости от товара эти данные могут меняться, но пропорции в принципе сохраняются. [7 с.203]
Закон «мертвой зоны». Все, что видит вокруг себя неподвижно стоящий человек, называется зрительным полем. Замечено, что предметы, попавшие в нижнюю часть зрительного поля человека, рассматриваются им хуже, чем в верхней части.
Левый нижний угол стеллажа является самым неудачным - там взгляд человека останавливается реже всего. Это место называется «мертвая зона».
Рис.6 Закон «Мертвой зоны» при выкладке товаров на полки стеллажа
"Закон 2/3". Подходя к очередному отделу, обычно покупатель не сразу начинает искать необходимый ему товар, а пропускает первые секции стеллажа. Однако к последней секции покупатель уже выбрал товар, так что уровень продаж в ней также низок. Соответственно, наиболее удачным с этой точки зрения является расположение товара на средних секциях стеллажа.
Анализируя то, как покупатель обращает внимание на полку, ее можно разделить на несколько зон продаж, разных по эффективности:
1. Зона "рассеянного внимания" – в этой зоне покупатель осматривается.
2. Зона оптимальных продаж – в этой зоне покупатель совершает большую часть покупок.
3. Зона "полных корзин" – покупатель приобрел все, что ему необходимо, и к этой зоне подходит с "полной корзиной". [13]
В современном развивающемся обществе прежние формы взаимодействия покупателя и продавца перестают играть былую роль, перестают быть эффективными. Об этом можно жалеть, этому можно сопротивляться, но это можно воспринимать и как реальность, в которой необходимо действовать. Очевидно следующее: адекватный ответ на требования ХХI века в сфере торговли может быть сформулирован только с учетом понятия «мерчендайзинг». В ситуации конкурентного соревнования за лояльность потребителя и увеличение объемов продаж победа будет прежде всего за теми, кто предложит комплексную стратегию продвижения товара в розничной торговой сети, кто разработает новые решения для эффективного размещения и представления товара.
Мерчендайзинг (от англ. «merchandising» — «искусство торговать») соединяет историю и современность и является значимым фактором взаимодействия торговли и покупателя. Данная технология, позволяющая адаптировать принципы маркетинга к условиям розничной торговли, успешно зарекомендовала себя в развитых странах Старого и Нового Света. Убедительным аргументом в пользу ее применения служит прежде всего возможность экономить бюджет компании по продвижению продукции, контролировать процесс продажи, активизировать интерес покупателя, и, соответственно, увеличивать объемы продаж.
Что же привлекательного содержится в этой новой маркетинговой стратегии? Термин «мерчендайзинг» обозначает в первую очередь те изменения, которые необходимо сделать в размещении и выкладке товара, в разработке рекламно-информационных материалов. Специалистам известно, что в процессе размещения и представления продукции не следует опираться лишь на природное любопытство и активность покупателей в процессе поиска и выбора товара в магазине. Данные статистики демонстрируют, что любопытных покупателей в развитых странах Европы примерно 10-12% от общего количества. Поэтому организация основных и дополнительных точек продажи, применение горизонтальных и вертикальных выкладок, использование (иначе, «дисплейных»), позволит наилучшим образом представить продукцию и привлечь внимание покупателей к предлагаемому товару.
Анализ представления товара в розничной сети показывает, что лишь в некоторых из магазинов грамотно используются отдельные элементы технологий мерчендайзинга. Несмотря на актуальность внедрение нового способа взаимодействия с покупателем сопряжено с немалыми трудностями. Прежде всего и для производителей, и для розничных торговцев важен ответ на вопрос: Приведет ли внедрение данного нововведения к длительному, устойчивому росту объемов продаж?
Оценка эффективности мерчендайзинга такими известными транснациональными корпорациями как «Кока-Кола», «Нестле» и др. позволяет утверждать, что применение данной технологии способно увеличить объемы продаж в среднем, на 10-15%, или, как минимум, сохранить их на прежнем уровне в ситуации жесткой конкурентной борьбы. Это возможно при соблюдении следующих условий.
Во-первых, необходимо наличие комплекса знаний, умений и способов действия в данной области. Применение системных знаний в совокупности с опытом позволит сделать витрины эффектными, торговые залы удобными, размещение товара на полках привлекательным.
Во-вторых, внедрение мерчендайзинга эффективно при совместной деятельности производителя и продавца, так как существуют значимые различия в маркетинговых стратегиях продвижения товара. Основная цель производителя — привлечение внимания покупателя к определенной марке и стимуляция потребителя в выборе и покупке собственного конкретного товара. Основная цель розничного торговца — увеличение общей прибыли, в связи с чем разрабатываемые стандарты размещения и выкладки разнообразных товаров в пространстве магазина направлены на формирование лояльности потребителя к данной торговой точке. Поэтому для продуктивного сотрудничества необходимо вырабатывать общую стратегию продвижения товара, адаптировать существующие стандарты размещения и выкладки, требования к рекламно-информационным материалам с учетом специфики конкретного магазина.