Размещение и выкладка товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой является исследовать и проанализировать размещение и выкладку товаров в торговом зале магазина. Предложить пути усовершенствования по выкладке и размещению товаров.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

Содержание

Введение….……………………………………………...................................3
1 Размещение и выкладка товаров - основа эффективной продажи товаров. Понятие мерчендайзинга………………………………………….. 4
1.1 Роль размещения и выкладка товаров в деятельности торгового предприятия…………………………………………………...................4
1.2 Основные принципы размещения и выкладки товаров на торговом оборудовании и в торговом зале. Мерчендайзинг…………………………. 8
2 Организация и выкладка товаров в торговом зале на примере магазина «Электросила»……………………………………………………17
2.1 Технико-экономическая характеристика торгового предприятия17
2.2 Анализ размещения и выкладки товаров…………………………….. 20
3 Пути совершенствования размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина «Электросила»……………………………………24
Заключение…………………………………..………………………………..28
Список использованных источников……………. …………….………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ямой.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

        В третьих, учет специфики и потребностей целевых потребителей позволит представить товар таким образом, чтобы обеспечить позитивные эмоции у покупателя и избежать создания негативного имиджа магазина. В то же время, не следует ориентироваться  только на устойчивость и силу биологических потребностей покупателя. Данные Института Рекламы в местах продаж (Point of Purchase Advertising Institute, POPAI) показывают, что  в среднем, 30-40% покупателей заранее точно знают, какие покупки они собираются сделать. Комплексное воздействие на ощущения покупателя  (цвет, запах, температура товара)  позволяет  создать уникальную атмосферу торгового зала и, соответственно, стимулировать объемы продаж.

       В-четвертых, необходимо постоянно осуществлять анализ и оценку конкурентного окружения. Следует учитывать, что даже самый удачный образ магазина, самые грамотные стандарты размещения товара со временем устаревают и становятся менее эффективными.

       Складывается впечатление, что мерчендайзинг — это  в определенной мере «магическая технология», позволяющая продавцу легко продать товар, а покупателю с удовольствием его купить.  Однако для эффекта от внедрения данной стратегии необходимым является не только соблюдение вышеперечисленных условий, но и четкая постоянная работа подготовленной  команды мерчендайзеров. Специалист-мерчендайзер умело соединяет теорию и практику, внедряет законы и правила маркетинга в реальную ситуацию торговли. Он знает как грамотно организовать пространство магазина, эффективно разместить основные и дополнительные секции товара и, главное, управлять поведением покупателей. Только в этом случае произойдет повышение степени удовлетворенности как производителя —   от увеличения объемов продаж, так и покупателя — от взаимодействия с торговой сетью. [10]

Выкладка товаров всегда привлекает внимание покупателей и может «задавать тон» в торговле. Сегодня значительно расширились каналы реализации товаров: супер- и гипермаркеты, специализированные павильоны, торговые центры, электронные магазины, агенты по продажам, каталоги. Но только «невиртуальные» магазины могут предложить покупателю опыт взаимоотношений с товарами в реальном пространстве, и если они не используют это преимущество, то отток покупателей к другим формам продажи будет неизбежен. Поэтому стоит еще раз задуматься над такой простой на первый взгляд операцией торгового процесса, как выкладка. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ

 

2.1    Технико-экономическая характеристика торгового

предприятия

 

В практической части данного курсового проекта я рассматривала магазин «Электросила». Он находится по адресу ул. Советская 52. Магазин «Электросила» занимается реализацией населению теле-, видео- и бытовой техники. Руководство магазина считает своей миссией делать удобнее повседневную жизнь многих людей. Магазин предлагает широкий ассортимент удобных и функциональных электротоваров для дома.

Магазин «Электросила» был создан в 2006 году. Руководителем и директором магазина является Хомич А.Г.

Классифицируем товарооборот предприятия  по видам:

  • В зависимости от состава конечных потребителей магазин занимается продажами непосредственно населению.
  • В зависимости от формы денежных расчетов магазин производит реализацию товара за наличный расчет.
  • В зависимости от сроков расчета за реализованные товары – это продажа товаров с немедленной оплатой или в кредит, который можно оформить на месте покупки .

Магазин работает семь дней в неделю.

Конкурентами данного предприятия являются другие магазины, торгующие электротоварами, но выбранный мной магазин не утупает им по объёмам прибыли.

Перечислю некоторые основные характеристики магазина «Электросила» в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1-Численность персонала магазина «Электросила» за 2007-2009 г.

 

 

2007

2008

2009

Персонал

чел

%

чел

%

чел

%

1.Административно-

управленческий

 

2

 

9

 

2

 

9

 

2

 

8,69

2.Торгово-

оперативный

 

12

 

54,54

 

12

 

54,54

 

 

12

 

52,17

3.Вспомогательный

8

36,36

8

36,36

9

39,1

Всего

  22

100

22

100

23

100


Изначально в магазине работали 22 человека. Но, в 2009 году работников стало 23, так как взяли на работу одного работника, принадлежащего к категории вспомогательного персонала.

Как мы видим, наибольшую долю в структуре  персонала сейчас занимает категория  торгово-оперативного. На одного работника  административно-управленческой категории приходится 6 продавцов.

Рассмотрим показатели производительности труда работников.

 

Таблица 2.2. Динамика показателей производительности труда работников магазина «Электросила» за 2007-2009 г.

 

Показатели

2007

2008

2009

Темп роста,

%

 

Товарооборот, млн. руб.

 

2193,46

 

2394,95

 

2567,39

 

117

Общая численность работников, чел

 

 

22

 

 

22

 

 

23

 

 

104,5

 

Численность продавцов, чел

 

 

7

 

 

7

 

 

7

    

 

100

Товарооборот на 1 работника,

млн.руб.

 

 

 

       99,7

 

 

108,86

 

 

111,62

    

 

111,9

Товарооборот на 1продовца, млн.руб.

 

313,35

 

342,13

 

366,77

 

117


 

 

Мы видим увеличение значения товарооборота в каждом году. По сравнению с 2007, в 2009 году товарооборот вырос на 17%. Общая численность работников за три года менялась, но число продавцов оставалось неизменным. В этой связи, а также, потому что значение товарооборота, как мы уже сказали, увеличивалось с каждым годом, товарооборот на одного работника вырос на 11,9%, а товарооборот на одного продавца – на 17%.

Немаловажным элементом в увеличении объема продаж фирмы является площадь  магазина. Рассмотрим этот показатель.

 

Таблица 2.3. Динамика показателей эффективности использования площади магазина «Электросила» за 2007-2009 г.

 

 

Показатели

 

2007

 

2008

 

2009

Темп роста,

%

 

Товарооборот,

млн. руб.

 

 

2193,46

 

2394,95

 

2567,39

 

117

 

Общая площадь, м2

 

172,2

 

172,2

 

     172,2

 

100

 

Торговая площадь, м2

 

133,7

 

133,7

 

133,7

 

100

 

Товарооборот на 1 м2 общей площади, млн. руб.

 

 

 

12,73

 

 

13,9

 

 

14,9

 

 

117,04

Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн.  руб.

 

16,4

 

17,9

 

19,2

 

117


 

Итак, торговая площадь магазина во всех трёх периодах оставалась неизменной поэтому этот фактор не влияет на товарооборот в магазине.

 Магазин «Электросила» реализует населению бытовую технику. В ассортимент магазина входит бытовая техника для кухни, мелкая бытовая техника, аудио- и видео-техника.

В магазине работает 23 человека. За последние 3 года в магазине не наблюдалось большой текучести кадров. В структуре персонала наибольший удельный вес занимает торгово-оперативный персонал.

Что касается экономических показателей  работы магазина, мы наблюдаем тенденцию  к увеличению всех показателей. Люди всё больше нуждаются в товарах бытовой технике и с каждым готом продажа этих товаров растёт. Таким образом, можно сделать вывод, что экономические результаты работы магазина из года в год улучшаются, магазин увеличивает свой товарооборот, становясь все более успешным.

 

 

2.2 Анализ размещения и выкладки товаров в торговом зале

 

Традиционно считается, что мерчендайзинг не работает в магазинах, торгующих техническими товарами, так как они являются дорогостоящими и приобретаются на большой срок. Здесь покупатель долго оценивает и сравнивает варианты, анализирует технические характеристики и «взвешивает» цены.Это не так. Во-первых, даже среди товаров бытовой техники найдется множество товаров, стоящих недорого и приобретаемых на короткий срок – эпиляторы, диски. Во-вторых, мерчендайзинг в подобных магазинах работает потому что именно от того, как хорошо «показывает себя» товар, зависит, купит ли его покупатель. И чем более разумно продумано размещение дорогой техники от известного производителя, тем более предпочтительным перед более дешевыми брендами этот товар становится для покупателя.

Рассмотрим кратко ассортиментный перечень магазина «Электросила»:

  • Аудиотехника (музыкальные центры, магнитофоны)
  • Видеотехника (DVD-плееры, телевизоры - жидкокристаллические, кинескопные, плазменные)
  • Бытовая техника для кухни (плиты газовые, духовки, стиральные машины, холодильники, СВЧ-печи)
  • Бытовые аксессуары и мелкая бытовая техника (блендеры, комбайны, пылесосы, кофеварки, чайники электрические, кофемолки, миксеры, электробритвы, фены, утюги, эпиляторы и т.д.)

  Объемы продаж видеотехники и бытовых аксессуаров имеют наибольший вес в общем объеме продаж. Мелкая бытовая техника и бытовые аксессуары хорошо продаются из-за быстрой изнашиваемостью этих товаров, то есть их высокой оборачиваемостью в магазине.

  Рассмотрим, план помещения магазина и обозначим на нем зоны

продаж определенных групп товаров (рис.7):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









 

 


 


 




 


Рис. 7 План магазина «Электросила»

 

Цифрами «1» и «2» обозначены вход в магазин и вход в складские и административные помещения соответственно.

Направление покупательского потока в магазине происходит по схеме:

Вход – телевизоры и газовые плиты – магнитофоны и музыкальные центры – пылесосы и духовые шкафы – стиральные машины и СВЧ-печи – холодильники – мелкая бытовая техника – кассовый узел. При этом сначала слева, а потом справа от себя покупатель может видеть образцы крупногабаритных товаров (пылесосы, телевизоры, газовые плиты, плазменные панели). Стиральные машины и СВЧ-печи выставленные в центре зала.

 С одной стороны я считаю такое размещение товаров по ходу движения покупательского потока рациональным, но с другой стороны кассовый узел и мелкие бытовые товары находятся в конце торгового зала, и это нерационально. Небольшие бытовые товары, приобретаемые по невысокой цене лучше всего располагать, не углубляясь в торговый зал магазина, практически рядом с кассовым узлом. Таким образом, покупатели, пришедшие за более серьезной покупкой, например, стиральной машиной и покупатели, «забежавшие» купить наушники или насадки для бритв, не мешают друг другу. Кассовый узел следовало бы также располагать в начале торгового зала, чтобы не создавать большого скопления покупателей и «пробки».

Надо сказать, что мелкая бытовая  техника выставлена в магазине в двух стеллажах, за прилавком-витриной, поэтому покупатель не может самостоятельно ознакомиться с интересующим его товаром. Неудобно то, что некоторые товары располагаются слишком низко на полках стеллажей, соответственно покупателю тяжело рассмотреть товар. Лучше всего на нижних полках стеллажа располагать закрытые глухие полки.  Это удобно тем, что в нижних полках, хранятся запасы товаров, продающихся на верхних полках. Таким образом, продавцам не нужно постоянно пополнять запасы этих мелких товаров, перетаскивая их со склада. Кроме того, подобное размещение товаров помогает решить проблему «мертвой зоны», так как в нижней части стеллажей, куда покупатели не смотрят нет товаров.

Товары импульсивного спроса, куда относятся сменные насадки для  бритв, наушники, товары для ухода за техникой, также выложены в магазине в стеклянном вертикальном стеллаже с глухими дверцами у полок внизу.

Информация о работе Размещение и выкладка товаров